Открытое письмо министру культуры и туризма Астраханской области
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО МИНИСТРУ КУЛЬТУРЫ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОЛЬГЕ ПРОКОФЬЕВОЙ
Как и абсолютное большинство коренных астраханцев я был удивлен вашим выступлением на Форуме «Арх Москва 2020» с лозунгами об избыточном культурном наследии. Реакция горожан совершенно однозначна, но с людьми, благодаря которым Вы получаете зарплату, Вы сочли ненужным объясняться, то есть их мнение для Вас как чиновника неважно.

Поэтому попробую объяснить Вам некоторые вещи.

Вы утверждаете: «Некоторые здания попали в список объектов культурного наследия необоснованно, так как в 90-х годах в этот список вносилось всё, что было построено до революции».

Это не так. Я тот самый человек, кто вместе с руководителем госдирекции по охране историко-культурного наследия В.М.Кабацюрой готовил эти списки. Анатолий Петрович Гужвин поддержал нас.

Если бы Вы как министр ознакомились с реестром памятников, то знали бы, что ни о каком включении всех домов, построенных до 1917 года, нет и речи. Наоборот. В них ввиду отсутствия на тот период накопленных исторических знаний нет, к сожалению, ряда достойных того объектов, в том числе дома Ивана Кожина (не позднее 1795 года) или здания гауптвахты на Казачьем.

Читаем Вас дальше: «из-за этого тормозятся вопросы с переселением людей из ветхого и аварийного жилья, строительство новых зданий и в целом развитие города. Мы видим необходимость в корректировке этого реестра».

Не надо рассказывать, что Вы заботитесь о предоставлении людям, проживающим в старом фонде, хорошего жилья. В прошлом году Ваш сосед по президиуму Радик Харисов взамен жилья при расселении аварийного фонда давал астраханцам выкупную цену в размере 15.000 руб. за квадратный метр, то есть почти втрое ниже рыночной. Фактически, людей просто выкидывали из старых домов на улицу. И где была ваша «забота» о горожанах?
«Часть объектов нужно снять с охраны государства, так как не имеет смысла сохранять те здания, которые являются, по сути, типовой застройкой».
Не расскажите случайно кто утверждал типовые проекты до революции? Какой Минстрой? Как вообще, глядя на многообразие фасадных решений уникального города, Вы могли сказать про «типовые проекты»?

Но вообще, фраза о типовых проектах не нова. Именно с этой формулировкой Ваши предшественники в 30-е годы сносили в Астрахани церкви. Прямо так и писали: «С учета Главнауки снять, так как астраханским представителем Главнауки брались на охрану все вообще старые церкви и монастыри города, не считаясь с отсутствием у некоторых художественно-исторической ценности. В городе есть одна барочной архитектуры церковь – Успенский собор и ему незачем иметь ещё одну барочную – Рождество-Богородицкую церковь».

Поскольку вряд ли Вы в курсе, где этот храм находился, объясню – там, где сейчас стоит сталинская пятиэтажка напротив краеведческого музея.

Ваше министерство не профинансировало копеечные расходы по изданию книг наших замечательных краеведов – Александра Маркова и Николая Рудикова. Мы, горожане, собрали деньги для них сами, за сутки. Вас среди тех, кто в этом участвовал, не было.

Наши археологи совершают потрясающие открытия, но финансируют их иногородние университеты.

Как не было, так и нет туристического кластера на Баскунчаке, закрыта любопытная для туристов пирамида под Аксарайском, на зданиях-памятниках в Астрахани Вы не разместили даже обычные для Европы таблички или листочки в файлах с описанием их истории. Зато повторяются отчеты жилкинской эпохи про полтора миллиона туристов (это больше, чем в Абхазии), куда записывают все пересечения зоны роуминга, включая пассажиров транзитных поездов Махачкала-Волгоград.

Ни один человек в здравом уме не утверждает, что возможно все оставить как есть. Деревянные дома разрушаются, люди живут в неудобствах, много руинизированных зданий. Они разрушаются сами по себе, если, как это происходит под вашим руководством ныне, ничего не делать.

Решения при этом очевидны:
  • установление строгих правил по фасадным решениям домов в границах исторического поселения (Белый город, Коса, Посад, Старомултановский район, Заканалье, Форпост, все границы определены еще в 1997 году);
  • возможность нового строительства в этих кварталах лишь при согласовании решений по этажности, колористике, архитектурному стилю и характеру стройматериалов;
  • упрощение процедуры замены коммуникаций для жителей исторического фонда, чтобы не нужно было заказывать в реставрационной фирме проект на замену канализации.
Такие решения – и федеральные, и региональные – нужны.

Исторический центр – это не просто набор домов, а архитектурный ландшафт, где посреди барокко и неоклассицизма не может вырасти кулацкая хибара из силикатных кирпичей, даже если она принадлежит вашему приятелю по совещаниям.

Высказанное же Вами не содержит даже внутренней логики: «Процедура снятие каких-то зданий с охраны - практически невозможна. Внесение изменений в закон в этой части повысит интерес бизнеса к этим объектам и привлечет не бюджетные средства в эту сферу».

В какую сферу? Если объект снят с учета, он не памятник и его можно снести. И какую «сферу» тогда будут привлечены «небюджетные средства»? В превращение нашего города в очередную безликую Самару?

Вы ясно дали понять, что не любите Астрахань как любят и ценят ее горожане и гости города. Министр должен быть лоббистом своей отрасли и защищать ее внутри правительства и по отношению к бизнесу. Вы же выступаете как лоббист строительных компаний и их прибылей.

Считаю, что в интересах астраханской культуры смена Вами места работы.

p.s. да, и если объясните, почему за полгода исполнение плана по нацпроекту «Культура» составило за первое полугодие ничтожные 3.6%, тоже будет хорошо.

на фото - церковь Рождества Богородицы, типовой проект 1722 года.

Автор – Олег Шеин, депутат ГД РФ (публикуется в оригинале)