На фоне региональных антикризисных мер, предложенных региональными властями по всей территории страны, астраханский сегмент вертикали власти выдал уникальное решение.

Прежде чем то или иное решение властей областного уровня дойдёт до широких масс астраханцев, оно проходит довольно долгую процедуру: отдел в каком-либо ведомстве вырабатывает концепцию, план, идею и направляет на утверждение начальнику, а тот в свою очередь – вверх по цепочке вплоть до губернатора. Процедура действительно долгая, особенно в условиях кризиса, когда каждое решение должно продумываться самым тщательным образом: один неверный шаг – ситуация усугубляется; второй неверный шаг – ситуация выходит из-под контроля на улицы и площади. С одной стороны необходимо заявить о каких-либо мерах, с другой – не ухудшить существующее положение. Придумали: безработных отправим на борьбу с дикорастущей коноплёй.

Далеко за пределы области разлетелась новость об астраханской инициативе. И ничего страшного в том, что на момент провозглашения похода на коноплю, её не было, не выросла ещё, а безработные уже были.

Рассмотрим подробнее предложенную инициативу. Конопля – это растение, из которого ещё не так давно у нас делали мешки и верёвки. На смену конопляным мешкам пришли более экономичные – пластиковые. Верёвки же по-прежнему плетут. Не в России, где промышленность долго приказала жить. Кроме того, волокна растения используют в отделке мебели, салонов автомобилей, домов и квартир, а также в изготовлении одежды. Есть и другое применение конопли – употребление с целью наркотического опьянения. При этом, как и в «мирном» использовании необходима соответствующая обработка. В данном случае к конопле подошли с антинаркотической стороны.

Теперь оценим сложившуюся ситуацию. Экономический кризис требует предпринимать адекватные меры. Экономического же характера. Безработным выплачивают пособие по безработице и дополнительные выплаты за участие в «антинаркотическом походе» (точнее будет сказать: антинаркотической операции). Это хорошо: люди получат деньги и потратят их, тем самым немного улучшив ситуацию, ведь нас учат, что стимулирование потребителя – одно из комплекса антикризисного характера. Что дальше?

А дальше вот что. Чтобы уничтожение дикорастущей конопли было сколько бы то ни было эффективным, к этому делу нужно подключать минимум тысячу человек, а иначе не стоит начинать. Это только по российским масштабам область маленькая, а на деле – десятки тысяч квадратных километров. Согласен, не произрастает конопля на всех этих тысячах километрах. Но её довольно много, раз она попала под пристальное внимание. Кстати, чтобы её найти на фоне другой, ненаркотической растительности, придётся использовать самолёт со специальной аппаратурой, которая выделяет коноплю благодаря использованию инфракрасного излучения.

Теперь подсчитаем. Сколько нужно автомобилей, чтобы развезти безработных к местам произрастания? Точнее грузовиков – автобусы и прочий транспорт просто не смогут пробраться к вредному растению. Сколько необходимо для них топлива? Прибавим и стоимость авиационного керосина для самолёта. Можно, конечно, и без него, но тогда придётся водить безработных в «разведку боем». Как Моисей по пустыне евреев водил. А ещё нужны контролёры, которые будут учитывать количество собранных кубометров травы или очищенную от конопли площадь. Обязательно присутствие силовых ведомств – а вдруг собранный урожай не уничтожат? Не зная сметы расходов, предположу – миллионы рублей. Только за месяц «конопляным крестьянам» в количестве - тысяча штук будет выплачено около пяти миллионов рублей. Много это или мало?

Представил, что мешает двум-трём чиновникам «на местах» сговорится и засчитать пару десятков гектаров очищенными от конопли? Ничего.

Можно сходить к гадалке, а можно не ходить, но дело будет происходить следующим образом. Соберут массовку человек в сто. Раздадут хозяйственный инвентарь. Вывезут в поле. Соберут большую зелёную кучу всякой растительности, закидают сверху кустами самой, что ни на есть «дикорастущей конопли». И вот эту кучу, облитую бензином, подожгут с разных сторон представители районной и областной администраций, Госнаркоконтроля, милиции, общественности. Куча полыхает. На фоне пионерского костра, с вполне себе недвусмысленным запахом раздаются интервью. Бодрые речи. Театрально зажатые платками дыхательные органы. Следующий кадр: дымящаяся кучка сгоревших растений и с голосом диктора за кадром. Не трудно представить его слова. А на завтра по всей России Астраханская область снова зазвучит, замелькает в СМИ.

Что же всё-таки антикризисного в уничтожении дикорастущей конопли? Я понимаю, если бы это была переработка с последующим изготовлением «одежды из Астрахани» из характерного материала – брали бы, ей Богу брали бы. Вроде как запрещено, а тут футболка из конопли! Гламурно ведь, а сейчас – это главное. Но нет ведь: ни водительских сидений, ни одежды, ни верёвок, ни интерьеров гламурных из конопли, - лишь дымящаяся куча. Примерно так выглядела бы сожженная гора банкнот Банка России, выделенных на эту антикризисную акцию. Правда, есть более приятный способ распорядиться бюджетными рублями. Кстати, из конопли ещё бумагу делают.

Америка от Астрахани далеко. Там потребители заигрались уж слишком: условно возьмём за точку начала кризиса - массовые невыплаты по ипотечным кредитам. Или спекуляционную переоценку корпораций на биржах. Или… хотя уже достаточно – что бы не происходило в Америке, при чём здесь конопля в Астрахани? Американцы употребляли её, и результатом стал кризис? Тогда поздно пить Боржоми: надо было урожай 2007 года уничтожать. А кроме шуток, я не нахожу причинно-следственных связей между словами «конопля», «экономика», «кризис», - первое слово не имеет никакого отношения ко второму и третьему. Только бы если Россия торговала коноплёй, как нефтью, и цена на неё, на коноплю, резко бы упала. Но РФ подписала международные соглашения, по которым наше государство обязывается всячески противоборствовать распространению наркотиков. В этом свете, репортажик «Лотоса» с дымящееся кучей пепла можно будет пихать в морды европейских политиков, плачущихся об отсутствии гражданских свобод в России – «зато у нас население борется с наркотиками!».

Ах, да, здоровье. Чем выше уровень образованности общества, чем выше уровень жизни, тем меньше в нём наркоманов. Бороться с наркоманией уничтожением конопли, как бороться с уличной преступностью путём изъятия из свободного обращения ножей.

Критиковать, не предлагая ничего взамен – занятие пустое. Почему не послать ту же армию безработных на озеленение области? Лесопосадки – подавляющее большинство ещё с советских времён. После них сажали мало, зато учебные заведения области ежегодно готовили 300 лесорубов. Для чего? Видимо для того, чтобы лес рубить. Леса нет? Значит, нет работы лесорубам. Значит, безработные лесорубы пойдут уничтожать дикорастущую коноплю: безрыбье, и рак – рыба. Смешно? Лучше бы сажали лесорубы деревья и поливали первое время. Парадоксально и одновременно смешно? Зато полезно и актуально для нашей области и будет актуально всегда, пока есть «Газпром».

Для тех, кто упрекнёт меня, для этого воя голосов скажу, что статья в общем-то не за и не против наркотиков. Не о них речь. Но специально для таких, напоследок представим следующую картину. Под жарким июльским солнцем, где-то в Красноярском районе ходят безработные и собирают дикорастущую коноплю, а в это время неподалёку проносится поезд «Душанбе – Москва». Так называемый «Золотой маршрут»: из Таджикистана в Россию везут чистейший героин «999». Пара удачно привезенных килограммов делает миллионерами несколько человек и убивает сотни. Я сидел с теми, кто привёз килограммы не вполне удачно. Они рассказывали мне, как в Афганистане борются с посевами мака. Борются так, что посевов становится всё больше, а тамошние «борцы» исправно получают жалование и медали от некоего подобия Госнаркоконтроля в Афганистане.

Готовьте парадные пиджаки для наград, а карманы – для купюр. Это бонус за меру со смешной приставкой «антикризисная». Вы же любите смеяться?

Яков Горбунов