Процесс отселения жителей ногайских сел из Санитарно-защитной зоны (СЗЗ) Астраханского газоконденсатного месторождения (АГКМ) разочаровал местных ногайцев. Обещанное им компактное расселение в комфортабельных условиях не было осуществлено. Этническая группа при отселении была раздроблена.
"Я был одним из тех, кто в августе 1991 года выводил жителей Сеитовки на пикетирование. Тогда мы блокировали трассу с требованием решить проблему отселения из СЗЗ АГКМ", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Вали Утемуратович Кутламбетов, директор МОУ "Средняя общеобразовательная школа им. А. Джанибекова" села Растопуловка. В то время он был директором Сеитовской средней школы.
Вали Утемуратович вспомнил, что с пикетчиками тогда встретился руководитель области А.П. Гужвин. Он предложил выбрать двух делегатов от пикетчиков. С делегатами и с директором АГКМ он решил отправиться в Москву для встречи с В.С. Черномырдиным, который в то время возглавлял Министерство нефтяной и газовой промышленности. Сеитовчане выбрали делегатом директора школы.
"Я прекрасно помню разговор с Черномырдиным, - сказал Вали Кутламбетов. - Он заявил, что уже на стадии освоения АГКМ нужно было отселять людей из восьмикилометровой Санитарно-защитной зоны (в настоящее время - пятикилометровая зона, - прим. "Кавказского узла") в дома усадебного типа. Тут же решился вопрос о немедленном финансировании. Домой мы возвращались победителями".
По словам Вали Утемуратовича, жителям сел Сеитовка, Куянлы, Айсапай, Ясан-Cокан, Степное, Белячное должны были предоставить 1000 домов усадебного типа, сделанных из экологически чистого материала. Дома планировалось построить в селе Растопуловка, расположенном на исконно ногайских землях (до революции эти земли принадлежали ногайским родам - Урусовым и Тинбаевым). Первоначально проект строительства поселка был передан австрийской фирме. Помимо жилых домов австрийские рабочие должны были возвести три школы с плавательными бассейнами, пять детских садов, Дворец спорта, больницу на 60 коек и пансионат для пожилых людей. Завод по переработке древесины, созданный в поселке для реализации проекта, австрийцы по окончании работ собирались оставить жителям села.
"Но планам этим не суждено было сбыться, - развел руками Вали Утемуратович. - Газпромовские строители заявили, что намерены сами реализовать этот проект. И ожидаемые блага для ногайцев-карагашей обернулись очередной драмой".
По словам Вали Кутламбетова, российские строители воздвигли в Растопуловке только 250 домов, один детский сад, фельдшерский пункт и одну школу без плавательного бассейна на 306 мест, - "в настоящее время в школе обучается 365 детей, и их число в ближайшем будущем будет только увеличиваться".
"Говорят, что деньги кончились, - посетовал Вали Утемуратович. - Остальным переселенцам предоставляют жилье в Астрахани и в Красном Яру. Получается так, что этническую группу ногайцев-карагашей раздробили, распылили. Наша надежда на компактное проживание не оправдалась".
О важности сохранения компактного проживания ногайцев-карагашей корреспонденту рассказал Эльдар Шамигулович Идрисов, кандидат политических наук, председатель Астраханского Молодежного центра ногайской культуры "Эдиге".
Он сообщил о том, что в Астраханской области с конца XVIII века существовало два основных хозяйственно-культурных ногайских центра: села Сеитовка и Ходжетаевка. Из этих сел шло образование других сел.
"Другие карагашские села - это выселки из Сеитовки и Ходжетаевки. Выходцы из этих сел имеют незначительные языковые отличия, - отметил Эльдар Шамигулович. - Карагашский диалект ногайского языка представляет собой большую ценность для общеногайской лингвистики, так как в нем сохранились многие архаические элементы. По классификации лингвиста Л.Ш.Арсланова он схож с диалектом кубанских ногайцев, потому что ногайцы-карагаши вышли с Кубани".
По словам Астраханского ученого, культура астраханских ногайцев имеет отличие от культуры северокавказской ногайской культуры, которое заключается в том, что карагашская культура сохранила "больше степного элемента, связанного с прошлым кочевым образом жизни".
"У ногайцев Северного Кавказа заметно сильное влияние горских народов, в частности на стереотип поведения. В быту сильнее проявляется роль ислама", - подчеркнул Эльдар Идрисов.
Астраханский исследователь рассказал об уникальности и уязвимости культуры и языка ногайцев в Астраханской области. Компактное расселение ногайцев-карагашей в крупных населенных пунктах с современной инфраструктурой, по его мнению, явилось бы значимым фактором сохранения этой этнической группы. Таким центром в регионе была Сеитовка, которая в ближайшее время исчезнет с карты области. Вместо нее должен появиться новый центр ногайской культуры в регионе - Растопуловка. Доля ногайцев в этом селе составляет около 60 процентов жителей. Ногайский язык преподается в школе с 1 по 9 классы два часа в неделю. На собранные средства община строит в Растопуловке мечеть.
Эльдар Шамигулович рассказал о драматической истории этнокультурного развития ногайцев-карагашей последних 80 лет: "С 1926 по 1929 годы в период между двумя переписями населения все группы астраханских ногайцев были записаны как "татары". Начался процесс татаризации. До 1964 года во всех карагашских школах преподавался литературный татарский язык. С 1965 года преподавание на татарском языке было отменено. Началась русификация. С 1991 года в карагашских селах на предметной или на факультативной основе вводится литературный ногайский язык. Разработчиками образовательной программы были ученые из Карачаево-Черкесии".
Эльдар Идрисов заметил, что "ориентир в сторону Кавказа" не всегда положительно отражается на местной ногайской культуре.
"Проблемы есть, потому что региональные ногайские культуры все-таки имеют свои особенности, - отметил Эльдар Шамигулович. - У астраханской ногайской культуры и у кавказской ногайской культуры основа одна - средневековая. Но влияния других народов наложили свой отпечаток на их современное состояние".
Особенности культуры астраханских ногайцев, по словам астраханского ученого, "необходимо сохранять".
Культурно-просветительская связь между ногайцами Астраханской области и республик Северного Кавказа с конца 1980-х годов активно развивается. Сейчас астраханские ногайцы полноправно участвуют в общеногайском этнокультурном движении.
"В Астраханской области существует Молодежный центр ногайской культуры "Эдыге", - сообщил Эльдар Идрисов. - Деятельность этого центра строится на основе союза астраханских и северокавказских ногайцев, которые проходят обучение в вузах и ссузах г.Астрахани. Возрождение ногайского движения в Астраханской области шло непосредственно под влиянием ногайцев Северного Кавказа. Все проходило с приглашением научной и творческой интеллигенции ногайцев Дагестана, Карачаево-Черкесии… Влияние культуры ногайцев Северного Кавказа отразилось в постановочной культуре астраханских ногайцев.
Знаковым мероприятием, по мнению Эльдара Шамигуловича, являются ежегодные Джанибековские чтения, проходящие в Астраханской области в марте. Проводятся они в честь просветителя А-Х. Ш.Джанибекова, карагаша по происхождению, сыгравшего большую роль в становлении современных норм литературного ногайского языка.
Руководитель Центра "Эдыге" также рассказал о том, что в настоящее время начался процесс становления Федеральной национальной культурной автономии (НКА) ногайцев. В Дагестане, Карачаево-Черкессии, в Ставрополье уже созданы региональные НКА. В Астраханской области в 2009 году была зарегистрирована городская местная НКА. Сейчас процесс регистрации проходят еще две местных НКА: по Приволжскому и Красноярскому районам. После регистрации трех местных НКА начнется регистрация региональной НКА с перспективой вхождения в федеральную НКА.
Справка: Ногайцы в Астраханской области представлены несколькими группами - юртовцы, карагаши, кундровцы и утары. Выделяются следующие градации: "ногайцы по происхождению" - 25-30 тысяч человек, "ногайцы по самосознанию" - до 10 тысяч человек, "ногайцев по переписи" - около 4,5 тысяч человек.
Первая волна ногайцев в крае появилась в середине XVI века в период первичного распада Ногайской Орды. Эти ранние группы обозначались термином "юртовские татары", ("юрт" - место для поселения). В начале XVII века к ним присоединилась группа едисанских ногайцев, подданных Большой Ногайской Орды, которая в это время распадалась под нашествием калмыков. Позже, едисанцы полностью слились с юртовцами и составили с ними одно целое в хозяйственно-культурном отношении. Для юртовских ногайцев характерно было кочевание большими группами - улусами с мурзами во главе. Места их зимовок находились около города Астрахани. В конце XVIII века возникла группа утаров-алабугатцев - часть кочевых юртовцев с присоединенными к ним туркменами, казахами-томутами, киргизами-бурутами, а в середине XIX века узбеками-сартами. В конце XVIII века в Астраханском крае появилась еще одна ногайская группа. Это ногайцы-карагаши, представители Малой Ногайской Орды, которая с середины XVI века кочевала на Северном Кавказе. Предки карагашей, по преданиям, вели кочевку в районе современного города Пятигорска. В начале XVIII века они были захвачены калмыками и находились в составе Калмыцкого ханства вплоть до его ликвидации в 1771 году. Позже они были приписаны к городу Красный Яр Астраханской губернии, а затем получили собственные земли на территории Красноярского уезда. В актах местной администрации они стали называться "кундровскими татарами". В 1788 году были основаны два крупных селения Сеитовка и Ходжетаевка, которые имели значение зимовок. С середины XIX века стали образовываться другие аулы карагашей - путем выселения из Сеитовки и Ходжетаевки.
Полукочевой образ жизни карагаши, как утары-алабугатцы и кундровцы вели до момента коллективизации, когда они все были "обоседлены" административным путем на землю.
"Кавказский узел"