Сейчас астраханские земледельцы заняты выращиванием рассады овощей ранних сроков созревания в теплицах. Ударная работа последних лет заставляет не сдавать завоёванные позиции. А позиции, которых они достигли, высокие – более миллиона тонн овощей, бахчевых культур и картофеля.

Казалось бы, можно почивать на лаврах. Но всё дело в том, что сдать позиции всегда легче, чем удержать. Достигнув рубежа в миллион тонн, теперь задача – не сдать позиции, удержать их и приумножить.

Иначе – какое это достижение? Иначе, это лишь кратковременным, ограниченным несколькими сезонами, достижением можно назвать.

По данным официальных органов, в 2013 году астраханские аграрии произвели 1,3 миллиона тонн овощебахчевой продукции и картофеля. Причём, из этого количества почти 300 тысяч тонн на счету частного сектора. Какие препоны стоят на пути выращивания и особенно реализации, земледельцы знают не понаслышке. Тут, думаю, уместно будет привести пословицу: один с сошкой, а семеро с ложкой. Так и у нас получается. На высокий урожай как вороны на бесхозное зерно слетаются разного рода проверяющие и уполномоченные из высоких кабинетов. И это, в общем-то, вроде бы и хорошо, когда есть контроль и учёт. Но плохо, когда эти самые проверяющие и уполномоченные, не понимая в сельском хозяйстве, как говорили наши деды, ни уха, ни рыла, лезут поучать и предлагать. И нередко это делается не бескорыстно. А порой такие проверки просто мешают делу.

Астраханские аграрии научились выращивать хорошие урожаи. Теперь бы научиться эти урожаи сохранять и умело реализовывать. В минувшем году урожай лука достиг тысячи центнеров с гектара. Этого раньше не было. Помню, какими низкими были тогда урожаи этой культуры. Смешно даже называть. Мне много приходилось колесить по Наримановскому району, когда работал там в газете. Мало кто из руководителей колхозов и совхозов отваживался на выращивание лука. Не получался он. Этот недобор приходилось компенсировать другими культурами, потому что общий план овощей надо было выполнять. Не получалось в наримановских хозяйствах и выращивать морковь. А выращивать нужно было. Задание на неё никто не отменял.

Научившись выращивать и лук, и морковь, и, естественно, другие культуры, теперь надо научиться сохранять выращенное. Одним из направлений тут является переработка. В 2013 году местные предприниматели сумели переработать 42 тысячи тонны овощебахчевой продукции. Больше всего переработано болгарского перца. В цифровом выражении это девять тысяч. А как с другими овощами? А с другими овощами плоховато. Помнится, в те давние советские годы огромное место в переработке отводилось помидорам. Их перерабатывали до 80 процентов: солили, консервировали, перерабатывали в томатную пульпу. На пульпу перерабатывали практически все помидоры непосредственно в хозяйствах. Особенно на конечной стадии уборочной кампании.

Астраханским земледельцам теперь как в той песне: никуда не спрятаться, не деться от Всемирной торговой организации, куда вступила наша страна. Хотим мы этого или не хотим, она диктует нам свои правила. Вот и приходится подстраиваться под них. А это верный путь разорения для малых хозяйств. Чтобы аграриям не оказаться на обочине – необходимо переходить на современную технологию выращивания и переработки. А у нас с этим сплошные проблемы. Так что местным фермерам есть над чем подумать, чтобы не разориться окончательно. Особенно в условиях слабой государственной поддержки.

Сказать, что государство совсем не поддерживает аграриев, это неверно. В наступившем году из областного бюджета астраханские аграрии должны получить 300 миллионов рублей. Это почти столько, сколько выделялось в прошлом году. Так что очень-то жаловаться не стоит.

Для того, чтобы получить высокие и стабильную отдачу, нужны хорошие, качественные семена. Раньше астраханские хозяйства пользовались семенами российской селекции. Помидоры, например, были сплошь и рядом волгоградские. А ведь у нас есть свой институт – Всероссийский научно-исследовательский орошаемого овощеводства и бахчеводства. Почему же учёные этого учреждения, которые уже не один десяток лет занимаются сортовой работой, не обеспечивают наш регион своими семенами? А ведь, как я знаю, здесь вывели неплохие сорта томатов. Но их на полях почти не увидишь. Получается, что институт работает вхолостую? Но это ведь не так. К чести института, его учёные процентов на 20-30 обеспечивают область арбузными семенами. А это не может не радовать.

Проблемой для фермерских хозяйств региона в 2013 году была вода для дополнительных целей. И не потому, что её не хватало, а потому, что она оказалась дорогой. Цена её увеличивается каждый год. И в прошлом году, например, это увеличение было довольно значительным. Это, естественно, отражалось на себестоимости продукции.

В общем, куда не кинь – везде клин. Проблем в аграрной отрасли Астраханской области больше, чем достаточно. Вот почему необходимо всё внимание обратить на внедрение новых технологий, на модернизацию процессов производства овощей, бахчевых и картофеля. Без этого добиться высоких результатов будет нелегко. А добившись высоких результатов нужно ещё раз основательно подумать над проблемами хранения и переработки. Хорошо, если будет воплощена в жизнь идея строительства новых хранилищ. Без этого о сохранности урожая говорить не приходится. По-прежнему актуальной остаётся задача переработки овощей. Предполагается, что в наступившем году в наш регион придут новые инвесторы, желающие вложить в это дело значительные средства. Первый проект планируется внедрить в Камызяке, второй – в Володаровке.

Как и три последних года, на переработку астраханских овощей рассчитывают в Краснодаре и Белгороде. Кооперация с этими регионами сулит неплохую отдачу.

Хотелось бы, чтобы все планы и задумки астраханских аграриев были воплощены в жизнь. Хотелось бы, чтобы слова и дела чиновников от сельхозпрома не разошлись с делами.

Борис Волжский,

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 6 (567), 14.02.2014 г.