На недавней пресс-конференции глава Росстата Александр Суринов признался, что ведомство мало знает о реальной жизни малого и среднего бизнеса, а точнее, о его самых многочисленных представителях - индивидуальных предпринимателях. В будущем году Росстат намерен исправить положение и провести поголовную перепись малого и среднего бизнеса. Учитывая, что подобное мероприятие пройдет впервые в новейшей истории, многие бизнесмены обеспокоились столь внезапным вниманием властей к их делам.

КУДА ПЛЫВУТ ДЕЛЬФИНЫ?

Существует популярная легенда, что дельфины, встретив в море утопающего человека, выталкивают его к берегу, спасая ему жизнь. Впрочем, как доказала наука, эта легенда имеет изящное опровержение: на самом деле дельфины выталкивают людей в произвольном направлении. Просто истории тех, кого они вынесли в открытый океан, мы услышать не можем.

Эту историю часто рассказывают маркетологи, доказывая,

что в большинстве суждений люди опираются на власть прецедента, а не на видение общей картины. Например, большинство людей "знают", что в современной России начинать свое дело заведомо невыгодно - поборы и налоги "сожрут" всю прибыль. Такие мнения в большинстве своем основаны на данных газетных передовиц и теле расследований, которые частенько демонстрируют душераздирающие случаи из жизни бизнеса. Но если посмотреть трезво, то СМИ освещают судьбу лишь нескольких ярких предпринимательских судеб, оставляя за кадром множество вполне благополучных (и уже этим скучных) бизнес-проектов.

А как дела обстоят на самом деле?

Примечательно, что поиском ответов на этот вопрос в последнее время активно занялась Федеральная служба госстатистики (Росстат), которая начала подготовку сплошного статистического наблюдения малого и среднего бизнеса (МСБ). Глава ведомства Александр Суриков на прошлой неделе сообщил СМИ:

- С 1 апреля 2011 года мы начинаем всероссийскую перепись бизнесменов и бизнес-проектов. Причем первую в своем роде. Дело в том, что ведомства, ведущие учет предпринимателей (налоговая служба, Минэкономразвития), получают лишь сухие цифры на выходе, не вдаваясь в особенности работы бизнес-схем. Нас же как раз интересуют такие параметры: основной капитал (здания, машины, патенты), использование наемного труда, объем производства в натуре. Мы уже имеем опыт исследования МСБ на примере юридических лиц, но индивидуальные предприниматели (ИП) пока что в поле нашего зрения попадали лишь выборочно. Нынешняя перепись позволит опросить бизнесменов поголовно. Первые результаты этой масштабной работы появятся к осени 2011 года, а окончательный отчет будет опубликован в 2012 году.

ПБОЮЛ АНОНИМНЫЙ И.П.

Традиционное отношение к индивидуальным предпринимателям несколько пренебрежительное: "мелкие ремесленники".

К тому же этот класс бизнесменов столь широк, что проверить пофамильно целую прорву народа без специальной подготовки и огромных затрат практически нереально. Как поясняют в Росстате, такая возможность появилась только сейчас. После того как завершится перепись населения (она как раз должна стартовать в октябре), многие ресурсы и кадры, задействованные в демографической Переписи, затем перекочуют в экономический проект. Это позволит Росстату серьезно сэкономить. Но даже в этом случае исследование обойдется казне в 576 млн. рублей, которые пойдут на оплату почтовых расходов, печать бланков, работу интервьюеров, небольшие исследования и разработку программного обеспечения для исследования.

- Пользователями результатов обследования станут не только органы власти, но и сами бизнесмены, - считает г-н Суринов. - Объективный снимок состояния отрасли, думаю, пригодится любому бизнесмену, планирующему расширение производства или географии присутствия.

Впрочем, как раз насчет объективности итогов бизнес-переписи можно поспорить. Многие ИП восприняли в штыки перспективу вмешательства властных структур в их "личную жизнь". Есть причины насторожиться: игнорирование запроса Росстата является нарушением закона и карается штрафом 3-5 МРОТ. А рассказывать правду о себе бизнесмены опасаются из-за того, что эта информация (вопреки обычным в таких случаях заверениям) может быстро просочиться в Интернет, где либо станет предметом торга, либо вообще будет доступна бесплатно. А там и до эпидемии мошенничества недалеко. Один из предпринимателей даже рассказал корреспонденту "АВ" стишок на злобу дня:

- "Кто стучится в дверь ко мне? - Из Росстата Петя! - Тра-та-та-та, тра-та-та, - Пулемет ответил".

Впрочем, как отмечают юристы, за предоставление неверной информации Росстату не штрафуют. Так что вряд ли что-то помешает господам бизнесменам при необходимости приукрасить (или, напротив, обесцветить) анкетные данные.

Примечательно, что специалисты Росстата такой недосмотр не считают критичным для сути проекта и поясняют, что владеют математическим инструментарием для выявления погрешностей в предоставляемых данных. Наказывать кого бы то ни было за недостаточную откровенность или же, напротив, за откровенную "дезу" Росстат не планирует. И обещает, что личные данные о конкретном предпринимателе, полученные в ходе опроса, могут стать достоянием гласности только по решению суда.

КАК ЭТО БУДЕТ

Подготовка к переписи бизнесменов начнется с нового года: в это время Росстат планирует произвести первичный анализ баз данных налоговой и таможенной службы, а также федерального казначейства. На основании этих сведений статистическое ведомство составит картину внешнеэкономической деятельности российского бизнес-сообщества, выстроит схемы взаимоотношений МСБ с государственным и муниципальными бюджетами. И самое главное - Росстат сформирует списки "живых" предпринимателей (в отличие от "мертвых душ" и "погибших смертью храбрых"), которым будут направлены письма с анкетами.

Основная часть сбора данных придется на период, начинающийся с 1 апреля 2011 года. В эти дни к переписи подключатся инспекторы, в задачу которых входит личное посещение тех предпринимателей, кто проигнорировал первичный письменный запрос. Выбор даты - 1 апреля - не случаен: как рассудили организаторы бизнес-переписи, собрать достоверные данные будет легче как раз после того, как предприниматели отчитаются перед налоговыми органами (последний срок подачи деклараций, как известно - 31 марта). В таком случае задача заполнить анкету Росстата станет для предпринимателей менее обременительной.

К 1 июля сбор данных должен быть завершен и начнется аналитическая часть переписи. Предварительные итоги Росстат обещает выдать в декабре 2011 года, окончательные - до 1 июля 2012-го.

Автор: Алексей Кожевников

ВЫ СКАЖЕТЕ ПРАВДУ?

Татьяна Кострицина, генеральный директор ООО

"Доркон":

- Степень откровенности во многом будет зависеть от вопросов. Лично я постараюсь отвечать честно, таить нам нечего. Если эта перепись задумывается только для того, чтобы зафиксировать коммерческие показатели предприятий, то она явно не стоит тех затрат, которые на нее уйдут. А вот если для того, чтобы выявить проблемные моменты в развитии бизнеса для дальнейшего их разрешения - это другой разговор.

Надежда Быстрова, директор ресторанов "Золотая

линта", "Сударь":

- Не знаю, нужна ли перепись бизнеса предпринимателям, а вот государству, наверное, нужна. Буду ли я честно отвечать на все вопросы? Не знаю, я их пока не видела. Может, там и не будет каверзных вопросов. Тогда/конечно, на все отвечу. Хотя и не совсем понимаю, зачем нужен опрос, если есть возможность получить недостоверные ответы.

Алла Вальтер, владелица парикмахерской "Алиса":

- Я приму участие в переписи, но отвечу лишь на те вопросы, которые считаю нужными. То есть на вопросы о моей деятельности, моем персонале. Но на конфиденциальные вопросы отвечать не буду. О своем доходе, например. Я ничего не скрываю, но мы, частные предприниматели, и так есть во всевозможных реестрах. А ведь все отчисления делаются мной, а не государством, мои сотрудники - на моем обеспечении.

Хотелось бы, чтобы в анкете были вопросы о том, чем недовольны предприниматели, какие у нас есть предложения. Иногда очень хочется донести это до государства.

Анатолий Чаплинский, совладелец салона-магазина "Галерея-М":

- Да. Я сам себе и сотрудник, и начальник. Поэтому заводить какие-то "черные кассы" просто нет смысла. Считаю, что такие исследования будут полезны.

Ольга Шкляева, владелица магазина "Абажур":

- Я не вижу ничего плохого в переписи бизнеса и, если нужно, приму в ней участие. Буду ли я отвечать правду? Это в первую очередь зависит от вопросов, но в принципе скрывать мне нечего.

Юрий Щербаченко, генеральный директор ООО МП "Юнивер":

- Наши экономические показатели уже фиксируются в различных регистрах, проходят через налоговые органы. Не вижу необходимости устраивать дополнительное исследование, к тому же на это уйдут бюджетные средства. Думаю, ответы будут соответствовать среднестатистическим показателям. Не исключено, что некоторые будут лукавить.

Предпринимателям придется нелегко в связи с увеличением размера пенсионных взносов, и возможно, для того, чтобы остаться на плаву, они будут придумывать различные схемы.

Есентай Нургалиев, генеральный Директор ООО "Молокозавод "Володарский":

- Постараемся ответить предельно честно. Хорошо, если это исследование не пройдет впустую, а будет способствовать решению проблем, с которыми сталкивается бизнес. Мы даже готовы внести свои предложения, касающиеся развития предпринимательства.

Подготовили Анастасия Рычагова, Анастасия Шеина.

"Астраханские ведомости" №38, 01.10.10.