28 апреля в Астрахани состоялись выборы президента региональной Торгово-промышленной палаты, которые наглядно показали: ни о какой свободе бизнеса в Астрахани речи идти не может. По крайней мере, до тех пор, пока в дела АТПП активно вмешивается министерство экономического развития, лоббируя собственные интересы.
В данном случае речь идет даже не о министерстве, а о его главе – Аскаре Кабикееве, который проявляет личную острую заинтересованность к делам палаты. Здесь нужно отметить, что действия чиновника в отношении АТПП носят противозаконный характер, поскольку Закон РФ «О торгово-промышленных палатах» в Российской Федерации (№ 534-1 от 7 июля 1993г.) в статье 4 п.2 прямо указывает, что вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность торгово-промышленных палат не допускается.
Повод установить контроль в АТПП дал уход с поста президента Алексея Кантемирова, который возглавлял организацию с момента ее основания в 1992 году. Внеочередное собрание, на котором должны были состояться выборы, а также утвержден новый устав, было назначено на 28 апреля. За несколько дней до этого на мобильные телефоны одиннадцати членов АТПП стали поступать звонки якобы из администрации области с угрозами и настоятельными рекомендациями голосовать за Геннадия Окуня. Это один из кандидатов на пост президента АТПП. Надо отметить, что появился он в списке буквально накануне выборов. Вместе с ним еще шесть кандидатур, ни одна из которых не прошла согласование в Москве. В Торгово-промышленной палате РФ проходила согласование только кандидатура Валерия Дрыгина, которая, кстати, и была одобрена. Если бы не министр, процедура выборов прошла бы гладко, но он всеми методами препятствовал этому назначению, защищая интересы своего ставленника. После звонков с «разъяснениями», которые производились выборочно, Кабикеев 27 числа организовал личную встречу со всеми членами АТПП, инициировав собрание, которое сам же и проводил. Действия его, по мнению членов АТПП, были незаконны, поскольку, используя свое положение, он оказывал давление на собравшихся, открыто заявив, что кандидатура Окуня поддерживается областью, в то время, как его соперник Дрыгин «никому неизвестен». Звонки с угрозами и личное заявление министра многих членов АТПП склонило на сторону предлагаемого кандидата. Но не всех. И из-за этого сами выборы приняли довольно скандальный оборот. Из 104 членов АТПП кандидатуру Окуня (по итогам второго тура) поддержали 56 человек, Дрыгина - 39. По уставу АТПП, принятому в тот же день, президент палаты должен быть избран не менее чем 2\3 присутствующих, т.е. квалифицированным большинством. Такого большинства Окунь не набрал. Зам Кабикеева Гусев, который, вопреки уставу, буквально силой прорвался на собрание, предпринял попытки повернуть дело вспять, чуть ли не открыто угрожая собравшимся. Так, он в резкой форме высказался о несостоятельности собрания. Присутствовавший представитель ТПП РФ, эксперт Департамента по работе с региональными палатами Сергей Воробьев сделал попытку урезонить заместителя министра. В ответ на это Гусев набрал чей-то номер и передал трубку Воробьеву. Вот тут случилось самое интересное. Послушав несколько минут то, что ему говорили, Воробьев попросил немедленно организовать ему физическую охрану и в тот же вечер уехал из города. Выборы таким образом были сорваны, и до сих пор судьба президентского кресла астраханской ТПП не ясна. Члены палаты напуганы и официальные комментарии давать отказываются. На данный момент ими подготовлено официальное обращение в Московскую палату с просьбой прекратить беспредел и попытки оказать давление.
Пока суть да дело, возникает естественный вопрос, зачем все это надо Кабикееву? По мнению некоторых представителей АТПП, все это как-то связано с торговыми отношениями с Казахстаном. Возможно, речь идет о теневых доходах. Мало кого такое предположение удивляет. Оскар Николаевич уже успел завоевать репутацию человека как бы корыстного, ненадежного, "преследующего личный интерес в ущерб государственному". По его вине на территории области тормозится процесс внедрения программы «электронное правительство». Теперь вот открытые попытки влезть в дела АТПП. Ясно, что и в том и в другом случае, прикрываясь должностью министра экономического развития, он ведет собственную игру - и не выходит ли она за рамки закона?
Находясь в ранге министра международного сотрудничества Астраханской области отмечалась избирательность в профессиональной деятельности Кабикеева. Как правило, он старался избегать личного участия на приемах и в организационных мероприятиях при встрече делегаций из стран - бывших республик СССР. Например, во время приезда в 2004 году делегации из Азербайджана Кабикеев добился того, что основные материальные расходы для встречи и проживании делегации взяла на себя местная азербайджанская диаспора.
В тоже время, во время приезда официальных делегаций из Казахстана, министр прилагает максимальные усилия по получению из бюджета крупных сумм денег на их прием, а кроме этого задействовал всевозможные имеющиеся связи для решения тех или иных затруднений. На протяжении всей его карьеры министра международного сотрудничества отмечается повышенное внимание взаимоотношениям с Республикой Казахстан. Его бывшие подчиненные помнят, как в период пребывания в Астраханской области официальных делегаций из этой республики Кабикеев А.Н. дополнительно и тщательно их инструктировал на организацию работы с казахстанцами, особо подчеркивал необходимость более дипломатичного обхождения, считая представителей этой республики наиболее привилегированными среди иных прибывающих в регион иностранных делегаций. И надо отметить, это линия поведения Кабикеева заслужила ему достаточно высокий уровень доверия и уважения среди чиновников акимата Атырау, а также достаточно развитые контакты в правительственных кругах республики в Алма-Ате и Астане. Для их установления и развития министр без сопровождающих лиц неоднократно вылетал с 2004 года в Астану, где поддерживает частные контакты с высшими чиновниками министерств транспорта, промышленности и других государственных структур Казахстана. Надо отметить, что государственные чиновники и представители деловых кругов Казахстана очень положительно оценивают период кабикеевского правления в областном Министерстве международных связей в отношении развития сотрудничества области с восточным соседом.
В то же время показательно и поведение Кабикеева в выстраивании отношений с курирующими органами центральной власти Российской Федерации. За время его пребывания в ранге министра международного сотрудничества у возглавляемого им министерства резко испортились отношения с МИД России. Собственно это и неудивительно, поскольку областное министерство постоянно либо нарушало установленный порядок информирования о визитах делегаций иностранных государств в область, либо "забывало" сообщить о выездах сотрудников органов власти Астраханской области за рубеж. Да и как мог требовать министр от своих подчиненных строгого выполнения необходимых нормативных актов, если сам в мае 2005 года осуществил без всякого предупреждения визит в Казахстан, чем вызвал возмущение, после которого ему было вынесено замечание со стороны МИДа России. И можно понять российское министерство иностранных дел, поскольку курируемый им его подчиненный не уведомил об этой поездке не только Москву; посол России в Республике Казахстан до последнего был в неведении о пребывании регионального министра в Астане! Зато о своей поездке Кабикеев А.Н. заблаговременно уведомил Посольство горячо любимой им республики в России. Естественно, возникает законный вопрос - кому подчиняется этот чиновник?
Отмечается и тенденция Кабикеева прикрываться именем губернатора. Еще в бытность своего правления в Министерстве международного сотрудничества области в ходе организации пребывания казахстанских делегаций он расселял по элитным номерам гостиниц прибывших лиц, представляя их как "друзей Жилкина А.А.". Причем последний в телефонных разговорах с администрацией гостиницы не подтверждал присвоенного молодым министром гостям статуса. Хочется отметить, что такое свободное распоряжение именем своего непосредственного начальника говорит о неуважении к нему подчиненного.
Вообще надо сказать о редкой настойчивости Кабикеева А.Н. Еще в далеком 2006 году Кабикеевым уже предпринимались активные попытки подчинить Астраханскую торгово-промышленную палату возглавляемому им ведомству. Так, в конце 2005 года на имя губернатора Астраханской области Жилкина А.А. им была подготовлена служебная записка о деятельности Астраханской ТПП. В ней Кабикеев А.Н. обвинил руководство АТПП в лице президента и членов правления в пассивности, в формальном подходе к работе, в том, что палата объединяет организации, половина из которых не существует. Было сделано предложение организовать внеочередное общее собрание членов АТПП для решения вопроса о смене руководства и членов правления АТПП. Следует отметить, что в сентябре 2006 года и так истекал срок полномочий президента и членов правления Астраханской ТПП, но этот срок не устраивал Кабикеева и Щербакова, поскольку в октябре 2006 года должны были пройти выборы в Астраханскую областную думу. Соответственно, человек, планировавшийся на должность президента АТПП, после акции по смене руководства палаты приобретал высокий общественный статус и достаточно большие шансы стать депутатом областной думы. Поэтому сразу же после этого, в январе 2006 года, Кабикеев А.Н. совместно с Щербаковым В.Р., тогдашним министром экономического развития, проводят совещание, на котором присутствует и президент Астраханской ТПП Кантемиров А.Д. На его вопрос о сути претензий к деятельности АТПП заданный министрам, ничего конкретного сказано не было. Все свелось к тому, что АТПП не добилась в своей деятельности конкретных инвестиций в область, нет хороших инвестиционных проектов. На это Кантемиров вполне резонно отметил, что перечисленное - не совсем функция торгово-промышленной палаты, а скорее прерогатива правительства Астраханской области. На что Кабикеев уже не стесняясь, сказал следующее: «Вы хороший человек, но мне кажется, что Вы уже изработались и на посту президента нужен новый, более активный человек». Как говорится, «ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать» - короче, перспективному чиновнику нужен был свой человек в Астраханской ТПП. У присутствующих, как показали недавние выборы главы этой организации в этом году, сложилось правильное впечатление, что решение о смене руководства и правления ТПП уже Кабикеевым А.Н. для себя принял. Тогда Кабикеев ничего не смог сделать. Он попытался взять реванш-2010, когда Кантемиров уже не смог показать свою состоятельность.
Возникает вполне резонный вопрос – а для какой цели товарищ Кабикеев пытается получить контроль над Астраханской торгово-промышленной палатой?
Во-первых, Астраханская ТПП, как известная в деловых кругах и уважаемая организация идеально подходит для отмывания денежных средств в любом объеме. Для этого могут быть использованы различные финансовые схемы. Расходование средств на проведение различных мероприятий (конференции, выставки, съезды и т.п.) сложно учитывать и контролировать. Это становится тем более понятным, когда известны некоторые подробности практики организации и проведения международных выставок в Астраханской области. Финансируемые из бюджета, такие мероприятия первоначально поручались нескольким организациям, но, начиная с 2006 года, единственным их организатором стала фирма «Парад-Экспо», возглавляемая Витвером М.А. Это связано с тем, что между Витвером М.А. и Министром международных связей Кабикеевым А.Н. сложились дружеские отношения. Пользуясь тем, что расход финансовых средств на проведение выставок трудно контролировать, Кабикеев А.Н. пропускает через фирму своего друга бюджетные средства. Цены на услуги фирмы завышены по сравнению с другими организациями, действующих в этом сегменте рынка. Но это же не страшно, ведь если смету для подготовки к проведению выставки составлял Витвер, то утверждал ее Кабикеев?
Из вышеизложенного становится понятно, почему основную работу по организации презентаций, печати буклетов, изготовлению стендов в период подготовки экспозиции представлявшей Астраханскую область в Пекине была поручена все той же фирме. Все может быть очень просто: за лоббирование интересов и получение новых заказов был так называемый «откат». Поставив «своего человека» в АТПП, данную практику он смог бы поставить, так сказать, на поток.
Во-вторых, Астраханская ТПП, как впрочем, и любая другая палата любого субъекта Российской Федерации, обладает правом выдачи сертификата соответствия качества товара. Причем этот документ действителен на всей территории России. Догадываетесь, товары какого государства приобретут самое высокое качество в торговле с Астраханской областью? И если кто-то уже отравился на фирменном казахском коньяке, то АТПП, будучи подконтрольной Кабикееву, убедит вас, что ваш организм был не прав и самый качественный коньяк как раз в Казахстане и поэтому он более предпочтительней, чем какой-то французский. Там еще смотреть и смотреть надо, чего там эти «лягушатники» намешали...
Игорь Кротопугов