Фото: Сверху слева направо и далее по часовой стрелке: Максим Горький, Виктор Чекмарёв, Валерия Барсова, Велимир Хлебников, Александр Суворов, Иван Любезнов, Людмила Целиковская, Адам Олеарий, Василий Тредиаковский, Борис Кустодиев, Тамара Милашкина, Иван Грозный IV, Михаил Луконин.
Посередине: Мавзолей Курмангазы Сагырбаева в с.Алтынжар Володарского района Астраханской области.
Памятники - благодарная память народа. Или: память благодарного народа. Правда, нередко они воздвигаются по прямому указанию властей разного уровня или лиц, умеющих задурить головы тем же властям... не важно. Важно другое: народ к появлению таких монументов никакого отношения не имеет. Народ безмолвствует по той причине, что его никто ни о чем не спрашивает. Гораздо хуже другое: па¬мять народа есть, а памятников нет. К кому претензии в таких случаях? Опять же к властям. Их объективное понимание значимости личности в истории страны или края, воля, бюджетные деньги... короче, быть или не быть герою в камне, гипсе, бронзе зависит от них.
Кому же выпадает честь оказаться на пьедестале, быть постоянно на виду у потомков? Всё просто, все на поверхности сознания и осознания: награды и памят¬ники зарабатывают за бескорыстную службу Отечеству. За значительный вклад в процветание любимой страны. За создание монументальных сооружений, произведе¬ний живописи, литературы, архитектуры и т.д. Короче, тем, кто увековечил себя де¬лами большими, праведными во славу Родины. Но... ближе к делу.
В октябре текущего года мы отметили 450-летие нашего города, дата услов¬ная или реальная? Как посмотреть. Одно совершенно точно: 450 лет Астрахань су¬ществует, живет именно на этом месте, очень удачно выбранным воеводой Черемисиновым для наших предков и нас с вами, их потомков.
Черемисинов. Боевой воевода. В августе 1556 года русское войско (стрель¬цы и казаки) под его руководством овладело Аштараханом. Последний хан города, одного из более двух десятков городов, основанных Батыем во время расцвета Золотой Орды на Юго-востоке Европы, был изгнан. Астраханское и Казанское ханства стало возможным окончательно присоединить к России, то есть они безоговорочно стали подчиняться Москве. Вот тогда, по велению Ивана Грозного, Черемисинову и было поручено перенести город на левобережье, на 12-15 километров ниже по течению Волги. Что воевода и исполнил.
Легко сказать: исполнил. Это не пожитки перенести с места на место. Это значило строить город заново, с нуля, обнести его поначалу высоким земляным валом. Долгие годы титанического труда. Воевода исполнил.
Почему же до сих пор нет памятника основателю нашего города? Неблагодарные мы потомки.
Почему нет памятника Ивану Грозному, собирателю Руси? Ведь именно он повелел создать нашу Астрахань. К России присоединил Астраханское ханство, которое в те давние времена простиралось аж до сегодняшней Самары. Он был жестокий царь? Отнюдь. Гораздо менее, чем некоторые последующие. Историки давно уже назвали точную цифру казненных Иваном Четвёртым за годы его правления (1547-1584),т.е. за 37 лет, - это четыре тысячи человек. Вспомним недавнее прошлое: с 1917 по 1953 годы в стране погибли несколько десятков миллионов соотечественников. Только в искусственно организованном голодоморе 1932-1933 г.г. погибли восемь миллионов человек. А признания и памятников вождям этих времён хоть отбавляй.
Задумаемся: не было бы нашей Астрахани без Грозного Ивана IV.
Каждому из нас дано постигать красоту - творение рук человеческих, да и Природы - в разные годы, которые, как известно, являются нашим богатством. Кого-то прекрасное поражает, очаровывает, захватывает ещё в молодости, другие идут к эт¬ому медленно, постепенно, как бы накапливая определенную сумму восприятий, и то¬гда вдруг, резко, словно пелена с глаз: передо мною великое творение, низкий поклон гениальным создателям. Так однажды меня поразил (уже после колокольни) Успенский собор. Его тоже отовсюду видно, уж очень яркое, броское, поражающее воображение архитектурная мощь сооружения. Венчают собор пять золотых глав-луковиц. Это сияние, словно поток лучей, единящий нас с вселенским мирозданием.
В 1638 году началось сооружение грандиозного собора. Вот этого самого, се¬годняшнего, радующего людей своей величественной архитектурой уже 300 лет. Строительство было завершено в 1710 году.
Высоко оценил Успенский собор Петр I: «Во всём моём государстве нет более лепотного храма».
Руководил строительством Божьего храма великий зодчий из крепостных Дорофей Минеевич Мякишев. Приказано было Мякишеву построить «Божий Дом», он его и построил. Возвеличил Бога. И себя восславил на века - трудом великим, вдохно¬венным. Все подвластно человеку, одухотворенному созиданием.
А теперь сделаем дополнение к сказанному. Честь и хвала храмостроителю Д.М.Мякишеву. Только ведь документы называют еще одного, не менее главного соз¬дателя Успенского собора. Это митрополит Сампсон. Именно ему принадлежит идея создания двухэтажного храма. Он, мудрый и в совершенстве просвещенный служите¬ль Божий, буквально источал творческие новины, полет его мыслей фонтанировал, не знал пределов. Он выстрадал своё детище, мысленное творение, видел, осязая, чу¬вствовал его и убедительно, доходчиво, терпеливо передавал в талантливые руки архитектора. Уже на начальном этапе митрополит нанял 30 каменщиков во главе с Мякишевым. Они и воплощали его бурную, созидательную энергию в каменные кружева. Ему принадлежит главная заслуга - создание рисунка собора, да что рисунка -ка¬ртины, а Мякишеву - в каменном его обрамлении. Картина в камне.
Неблагодарные мы потомки, нет в нашей Астрахани памятников ни тому, ни другому.
Ещё о великих. Неужели недостоин памятника астраханский архитектор С.И. Корягин за возведение главной кремлевской башни - колокольни - Пречистинских во¬рот. ...Она стоит и восхищает нас - такая гордая, монументальная, устремленная в вечность, грациозная и загадочная, неповторимо прекрасная в своей архитекту¬рной симфонии из камня. Фасады её рельефны, вроде бы тяжелые у основания, но равномерно сужающиеся кверху ярусы, делают колокольню тоньше, стройнее, изящнее. Она словно вонзается в небо, напоминая ракету, улетающую туда, в космос.
Как много выдающихся имён дала Астрахань. Как много именитые земляки сделали для нескольких поколений астраханцев в плане просветительства, приобщения к культуре, прекрасному. Вспомним некоторых из них: Тредиаковский, Хлебников, Кустодиев, Целиковская, Любезнов, Максакова, Барсова, Милашкина, Чекмарёв, Луконин.
У нас жил Суворов, давал концерты Шаляпин. Не единожды посещали наш город Горький, Гиляровский, Гладков. Бывал Дюма. А немецкий путешественник Адам Олеарий оставил чудный план-чертёж Астрахани от 1636 года. За что мы ему оче¬нь благодарны. Никому из них нет памятников. Никому.
А разве гении страны, никогда не бывавшие в нашем городе, недостойны быть увековеченными в «бронзе многопудья» у нас? Например, Невский, Ломоносов, Толстой, Менделеев, Екатерина II, Столыпин, Солженицын, Магомаев. Разве не пора на свое место вернуть памятник царю-освободителю Александру II, установленный в Губернаторском (Братском) саду в 1911 году?
По всему по этому меня, как и большинство астраханцев, удивило сооружение грандиозного памятника казахскому акыну-певцу Курмангазы Сагырбаеву. Один дом¬брист всех вышеперечисленных перевесил. Неужели у него больше всех заслуг перед астраханским народом? Вот он, мусульманин, на лихом коне будто врывается в православную часовню Святителя Николая Чудотворца.
Не был никогда в Астрахани Курмангазы. И коня у него не было. Бедный народный певец скитался по просторам казахстанских степей пешком, от аула к аулу, пел, аккомпанируя на двух жильных струнах домбры свои бесконечные песни о бескрайних джайлоо, о байских отарах и табунах, скрашивая жизнь степняков.
Много было на Руси бродячих седых слепцов-шарманщиков со слезными песнями о тяжкой жизни. Все в Лету канули. Очень повезло лишь одному - казаху Сагырбаеву. Да как! В Алтынжаре (Володарский район) ему сооружен огромный мемориал-мав¬золей (без тела и мощей). Кстати, мавзолеев в мире - пальцев на одной руке достаточно. Гениям их возводили да выдающимся руководителям (чаще диктаторам). Так неужели такого мемориала мало для увековечивания памяти?!
Памятник К.Сагырбаеву преподносят нам как подарок городу. Выходит, что мы всё время мечтали о таком подарке, хотя и не подозревали об этом.
Может быть, К. Сагырбаев значится в ряду великих музыкантов мира или хотя бы в когорте выдающихся казахов-литераторов, таких, как Валиханов, Кунанбаев, Джамбул, Ауэзов, Муканов, Мусрепов, Сулейменов? Увы. Обратимся в главное справочное издание. Большая советская энциклопедия 70-х годов минувшего века отличается высокой лояльностью ко всем более-менее известным личностям огромной тогда нашей страны, давая хотя бы краткую информацию о них. Так вот, в ней ни единой строки о Сагырбаеве. Да и никто не знал о нем, «Россия вся не знала, кр¬ест неся привычный». И только в монографии «Казахская ССР» среди нескольких сотен имен, известных в своей республике в числе народных исполнителей упомяну¬то имя Курмангазы, как мы говорим, через запятую, то есть названо в числе рядо¬вых других.
Бесконечна людская несправедливость. Переборы во внимании к одной личности, как и недооценка других, всегда вызывает негатив, отрицание, даже неприязнь. Из¬бегать бы подобных переборов. Соизмерим должен быть вклад с почестями. Человечество давно изобрело весы. Только и сейчас они показывают столько, сколько нужно их владельцам. Сверять их следует с эталонными. Перед каждым взвешиванием.
И еще один вывод из сказанного: умеют казахи чтить память о своих людях даже на территориях других республик. Молодцы. Показательный факт.
Очень уж неоднозначно отношение астраханцев к сооруженному памятнику. Все больше возмущающихся. Многие восприняли его установку отрицательно. Некоторые чиновники и редакторы карманных газет увещевают недовольных: «Да ведь в области каждый седьмой - казах. Как бы национальные чувства не задеть». Трясет лихохоманка этих людей с самого 1917-го. Побоку грибоедовское «Служить бы рад -прислуживаться тошно». Не выслужатся - турнут с должности. Их пещерный принцип «кабычегоневышло» - личное руководство жить тихо, не высовываться, уютно в ти¬ши семейной нежно поглаживать наградные цацки на впалой груди. Награды, когда некоммунисты их не получали. Этих, с позволения сказать, бухгалтеров, разрешающих себя топтать всем и вся, не очень беспокоит убийственный факт: на каждого того седьмого казаха приходится пять русских. Почему же это не задевает их национальные чувства?
Только я ведь совсем не о том. В конце концов, хватит считать казахов, та¬тар, русских, армян, всех других в нашем многонациональном краю. Мы – астраханцы. Астрахань - Россия. Значит, все мы россияне. Все. Точка. Какие тут могут быть предпочтения по национальному признаку? Чушь ведь. 450 лет живем вместе. Один на¬род. И если мы говорим о К.Сагырбаеве, то только как о гражданине, бывшем граж¬данине нашей области. Мы говорим о переборе внимания к одному земляку и явной недооценке многих выдающихся людей, оставивших заметный след в истории города. Никому из полутора десятка названных выше имен нет у нас памятников. Никому.
Зачем же Сагырбаеву, помимо созданного громадного мавзолея - музея в Алтынжаре (теперь в России три мавзолея: кудеснику-хирургу Пирогову, Ленину и Сагырбаеву. Каково? Даже не смешно), понадобилось ещё и монумент в центре города ставить, да ещё и на страшном месте, обильно залитом кровью земляков? Именно здесь, в тупиковой части Московской (Советской) улицы 19 июня 1670 года разинские разбойники перебили защитников Вознесенской башни и прибежавших им на помощь стрельцов и пушкарей соседних башен – Наугольной и Армянской, и ворвались в Белый город, затем захватили кремль, усеяв город тысячами трупов. Никто за 338 лет не посмел потревожить эту площадь печали и крови, гибели многих сотен Астраханцев и разинцев (таких же россиян). И вот с ноября 2008 года это святое место топчет бронзовая лошадь с наездником. Увы, с благословления главы области. Неужели он не знал об этом историческом факте?
Так неужели недостаточно для увековечивания памяти К.Сагырбаева огромного мемориала? Или, если много денег, то будет и пять, и десять памятников бывшему бродячему музыканту самого простенького народного инструмента? Несерьёзно всё это.
А добротно сделанное сооружение было бы на месте в Казахстане. Надо коня, домбру и наездника подарить братской республике, ведь там нет не только мавзолея, но и ни единого бюста акыну-певцу. Сто лет о нём никто из астраханцев слыхом не слыхал. И сейчас не знают. На развитие музыкального искусства в Астрахани домбрист никак не повлиял. Постамент можно оставить для поистине великих – Абая, Джамбула…. В другом, разумеется месте.
Не годится бесконечно раздувать шар. Он обязательно лопнет.
И последнее. Несколько слов о художественном исполнении памятника. Вы, читатель, можете представить музыканта, скажем, Спивакова, Башмета со своей лирой на лошади? А вот человека не с одухотворённым лицом музыканта, а, скорее, разбойным лицом, мы видим. На лихом, разгорячённом коне, левой рукой держит домбру, будто барана за шею, которого только что выиграл на козлодрании.
Нет, не украшение Астрахани такой памятник. На месте он будет в Казахстане, в Жан-ауле.
Правда, истина, справедливость, объективность – эти понятия должны быть во главе любого дела. И помнить: народ мудрее любого начальника. Народ имеет право голоса хотя бы через референдум, анкетирование, опрос. Астраханцам не безразлична своя малая родина.
Геннадий Гладченко, писатель, газета "Факт и компромат" №2, 20.01.09.