На бескрайних просторах России ежегодно, в мае, с замиранием сердца вспоминаем мы те самые страшные годы, которые вошли в историю нашего народа, как Великая Отечественная война. Уже несколько поколений выросло после её окончания. Победа в ней обошлась нашему народу невероятно дорогой ценой: в России нет ни одной семьи, которой не коснулась бы она своим горьким крылом. Родственники солдат, погибших во имя Победы, свято хранят память о героях.
В редакцию газеты "Харабалинские вести" обратилась жительница г. Харабали Лидия Алексеевна Лукина с историей, а точнее - целой исследовательской работой, посвящённой её родному брату Александру Алексеевичу Хромихину, не вернувшемуся с войны.
О том, как он погиб, где находится место его захоронения, она узнала, спустя десятилетия после окончания Великой Отечественной войны. В память о нём этот рассказ.
- У нас была большая и дружная семья: мои родители - Алексей Григорьевич (1899 г.р.) и Васса Ивановна (1900 г.р.), восемь братьев и сестёр. Жили мы тогда в с. Каралат Камызякского района Астраханской области. Саша был старшим ребёнком в семье, он родился в 1921 году, а я родилась как раз в год объявления начала войны и незадолго до того, как он был призван на фронт. Поэтому, конечно, он не остался в моих воспоминаниях, но я помню всё, что о нём рассказывали мои родные.
Так, из рассказа старшей сестры Валентины Алексеевны я знала, что Саша был призван Камызякским РВК в ряды Красной Армии 15 марта 1944 года, а погиб 10 марта 1945 года в Польше.
По стечению обстоятельств именно этот факт положил начало поиску сведений об Александре. А началось всё в 1985 году, как сейчас признаётся сама Лидия Алексеевна, с простого любопытства - ей захотелось отыскать имя своего брата в областной Книге памяти, где записаны имена всех погибших в годы ВОВ астраханцев.
В алфавитном порядке она без труда отыскала имя А.А. Хромихина. По записи всё в ней как бы совпадало - и год призыва, и дата смерти, но только не место его захоронения. Лидия Алексеевна хорошо помнила, как старшая сестра Валентина, рассказывая о Саше, говорила, что ушёл он на фронт добровольцем, что последнее письмо от него пришло из Польши, а в Книге памяти значилось, что солдат погиб на территории Германии. Вспомнился также рассказ, что после смерти пришло письмо от его воинского друга, который также писал, что погиб Саша на территории Польши.
«Где же на самом деле захоронен брат?» - этот вопрос не давал покоя Лидии Алексеевне. С просьбой помочь она обратилась к родственнику - брату мужа - Владимиру Степановичу Лукину, работавшему тогда заместителем редактора в газете «Ленинский путь». С его помощью был подготовлен официальный запрос в Центральный архив Министерства обороны СССР. Вскоре пришёл ответ: «По документам учёта безвозвратных потерь сержантов и солдат Советской Армии установлено: сапер 147 отд. сап. б-на 8 мех. кор., рядовой Хромихин Александр Алексеевич, 1921 г.р., уроженец Астраханской области, Камызякского района, с. Каралат, находясь на фронте Великой Отечественной войны, погиб 10.03.1945, захоронен д. Микров, Польша». В дальнейшей
официальной переписке Союза обществ Красного креста и полумесяца СССР с Польским Красным Крестом эта информация была подтверждена: «По сообщению Польского Красного Креста, останки Хромихина Александра Алексеевича, 1921 г.р., погибшего (умершего от ран) 10 марта 1945 г. на территории Польши, похороненного первоначально в н.п. Микров (ныне - Микорово), бывш. Повят Слупск перезахоронены на советское воинское кладбище в г. Слупск, братская могила №6, ПНР». Также в официальной бумаге говорилось о том, что память Хромихина Александра Алексеевича увековечена, и его фамилия внесена в списки советских воинов, захороненных в указанной местности. Также родственникам предлагалось посетить место захоронения, которым, к сожалению, в силу обстоятельств, никто тогда так и не смог воспользоваться.
Но главной находкой в этой удивительной истории стал сохранившийся Наградной лист от 22 февраля 1945 года, в котором говорилось, что Хромихин А.А. представлен к медали «За отвагу». В кратком изложении личного боевого подвига говорилось: «Тов. Хромихин, действуя в составе отделения Степанова в ночных условиях, под обстрелом противника, принимал участие в проделывании проходов в минном поле. Лично им было снято 20 мин РТГ-43. Ко времени, когда работа уже подходила к концу, к минному полю двигалась группа немецких автоматчиков. Командиром взвода было приказано тов. Хромихину выдвинуться вперёд и задержать продвижение автоматчиков. Имея при себе гранаты, он выждал момент и заставил отойти немецких автоматчиков, тем самым обеспечив группе работающих по разминированию довести начатую работу до конца. Достоин награждения медали «За отвагу».
Вот так, спустя десятилетия, родственники узнали о героическом подвиге не вернувшегося с войны солдата.
А уже в 2017 году племянник Лидии Алексеевны, Александр Валентинович (племянник Александра Алексеевича), проживающий в Калининграде, отыскал и посетил место захоронения своего дяди в Польше. На память об этой незабываемой поездке остались фотографии, которые потом были переданы и Лидии Алексеевне.
Для справки: Воинское захоронение находится на территории муниципального кладбища города Слупска. Кладбище находится на ул. Кашубской, занимает площадь около 23 га. Само воинское захоронение занимает площадь 0,37 га. На кладбище, в том числе, находятся: братская могила 22 поляков из лагеря в Слупске, убитых накануне освобождения города Красной Армией, а также 48 братских могил, в которых покоятся 1528 советских воинов, павших в битве на земле слупской, из них 1155 неизвестных. В центре захоронения установлен памятник в честь солдат Красной Армии в виде прямоугольной стелы высотой до 6 метров с хромированной звездой и памятной надписью. Автором памятника является художник С. Колодзейский. На могилах установлены бетонные надгробия со звёздами. Строительство захоронения производилось с 1945 по 1958 годы. Рядом находится братская могила бельгийских, французских, голландских и советских военнопленных - жертв принудительного труда в нацистской неволе с надписью «За вашу и нашу свободу». На одной из мемориальных плит на польском языке значатся фамилия и имя Хромихина Александра Алексеевича.
Фотографии с братской могилы бережно хранит в своем семейном архиве Лидия Алексеевна, которая с горечью сожалеет, что не осталось в семье ни одного снимка с Александром, чтобы можно было с гордостью передавать её будущему поколению рода Хромихиных. По словам Лидии Алексеевны, радует хотя бы то, что имя Александр, вместе с памятью о нём, передаётся из поколения в поколение. Поделилась в разговоре она также своим заветным желанием:
«Очень хотелось бы, чтобы медаль «За отвагу», которую своим подвигом заслужил наш Саша, вернулась в нашу семью: в г. Камызяк живёт внучатый племянник погибшего на войне Александра - Александр Алексеевич Хромихин-младший. Было бы замечательно и символично, если бы в честь 75-летия Великой Победы эта медаль была вручена ему - как одному из представителей нашей семьи, так и полному тёзке героического предка».
Не может без горечи Лидия Алексеевна говорить сегодня о том, как многие европейские страны, в том числе и Польша, за освобождение которой сложил свою голову красноармеец А.А. Хромихин, принижают подвиг советских солдат. Как можно порочить подвиг тех людей, которые спасли мир от фашизма? Простые мужики: русские, украинцы, белорусы, грузины, киргизы, казахи – все национальности Советского Союза в одном строю сделали столько, сколько не сделал весь остальной мир. А теперь в их память откровенно плюют, глумятся над теми, чьи могилы разбросаны по всей Европе. А у многих и до сих пор нет могил. Но вместо благодарности здесь развязывают новую войну - с монументами советскому освободителю: за последние годы уже снесено более 400 памятников. «Даже не знаю, сохранилось ли то воинское кладбище, где обрёл покой наш Александр», - с болью в голосе говорит Лидия Алексеевна.
То, что поляки в последнее время цинично манкируют историей Второй мировой, перевирают факты, оскорбляя при этом память многих народов, ни для кого не секрет. Ещё более цинично звучат слова о том, что Красная Армия была пособником нацисткой Германии. Наверное, уже не в счёт те братские могилы, ставшие последним пристанищем более 600 офицеров и солдат Красной Армии - простых людей, молодых парней, которые пошли на смерть не с мечтой установить в Польше тиранию, а с искренним желанием освободить Польшу от нацистских оккупантов.
Даже не самый лучший друг Советского Союза Уинстон Черчилль вынужден был признать: «Без русских армий Польша была бы уничтожена или низведена до рабского положения, а сама польская нация стёрта с лица земли. Но доблестные русские армии освобождают Польшу, и никакие другие силы в мире не смогли бы это сделать».
В январе 1945 года, сразу после освобождения Варшавы, Черчилль написал Сталину: «Мы восхищены Вашими славными победами... Примите нашу самую горячую благодарность и поздравление по случаю исторических подвигов».
«Кто прячет прошлое ревниво, - писал поэт-фронтовик Александр Твардовский, - тот и с грядущим не в ладу».
История, похоже, ничему не научила многих нынешних правителей Польши. Но повторение - мать учения...
Е. Владимирова, "Харабалинские вести"
P.S. Контакты Лидии Алексеевны Лукиной имеются в редакции "AST-NEWS.ru - Астраханские новости"