Нормальные политические организации действуют перманентно, без каких бы то ни было пауз и уж тем более остановок в своей деятельности. Каждые выборы после оглашения официальных результатов немедленно разбираются, анализируются и… начинается подготовка к выборам следующим. Иначе и быть не может, особенно в условиях, скажем прямо, аховых для большей части астраханских филиалов всероссийских политических партий. 

"Справедливая Россия"

После прошедших губернаторских выборов стало очевидным: серьезных противников для партии власти у нас в регионе нет. Можно было сказать «больше нет» или «пока нет», но это не имеет принципиального значения: та видимость, что некоторые оппозиционные политики изображали в борьбе с генеральной линией, не оказала существенного влияния на блистательный исход главного политического события регионального значения на годы вперед. Все политические аутсайдеры в очередной раз дружно сыграли роль мощного политического спойлера, выпустив пар в чем-то недовольных астраханцев.

Первой скрипкой в этом дружном и послушном оркестре по доброй традиции оказалась партия «Справедливая Россия» во главе с местным партократом Шеиным. Будущее этой партии в Астрахани очень и очень печально, потому что невозможно было так долго и упорно вести всё спустя рукава, а затем ждать чего-то иного, кроме как жесткой посадки. Беда для справороссов даже не в том, что от них отвернулся электорат, который зачастую голосовал, что называется, по старой памяти, но вот потеря актива, стержня, этого не восстановить. Фактически Шеину придется начинать всё с нуля, всё заново, без всех тех, кто с ним был ещё до политического самоубийства, то есть голодовки, а также тех, кто присоединился к его течению уже во время неё. Большинство из тех, кто раньше ещё как-то мог делать погоду в справороссовском стане отошли в сторону, оставшиеся не могут кардинально повлиять на ситуацию, а решившие стать справороссами сейчас, вряд ли смогут претендовать на что-то большее, чем просто постоять и подержать партийный флажок или мегафон, в который что-нибудь снова станет рассказывать Шеин. А что поделать – артист разговорного жанра, ему без мегафона никуда. 

Весь этот маскарад с так называемым московским десантом, вся эта нелепица в виде голодовки было ничем иным, как тщательно срежиссированным спектаклем. Кто писал сценарий и кто был режиссёром можно только гадать, но это явно было не самостоятельное решение справоросса, который, напомню, вышел из так называемого Координационного совета оппозиции по первой отмашке от партийного  начальства. Шеин тогда назвал партию более важной, чем всё остальное. Что-то он явно слукавил: если бы она была для него такой важной, он бы и относился к ней соответственно. Что же он сделал после выборов? Да ничего особенного: выпал в осадок вместе со всем своим отделением. Перед выборами дружно окучивали дома, устраивая во дворах клуб говорунов-задушевников, а после выборов, поди ж ты, исчезли. Так какой был смысл начинать все эти встречи? Видимо, актеру, а по совместительству и руководителю местных справороссов придется до конца дней своих выполнять условия контракта, взятых на себя обязательств в обмен либо на деньги, либо на иные материальные блага, а может быть и просто блага, например, не трогать бизнес главного справоросса в обмен на его покорность. Да, поводок довольно длинный и справоросный состав мог бы далеко зайти, но сейчас и идти-то уже особо некому, а даже если и зайти далеко, то мудрый кормчий всегда во время даст назад. Ну, чтобы не нагнетать обстановку, не раскачивать лодку. Если же он вдруг сам не поймет этого, заиграется, ему довольно быстро напомнят о том, кто он такой и его роли на астраханском политическом олимпе. Все, чем фактически отметилась партия «СР» в этом году, это обклейка областного центра листовками с изображением своего вождя, устроившего культ личности на ровном месте, обещавшим всем нам какое-то загадочное «Скоро!» То ли это самое «скоро» ещё впереди, то ли оно уже наступило и… что? Да, кстати, на тех листовках не было никакого упоминания и даже намёка на саму «Справедливую Россию». 

Роль «Справедливой России» как тягловой лошади, вытягивающей голоса у коммунистов, будет падать с каждым днём, а их влияние растает в тот момент, когда окончательно рухнет труха КПРФ. Да-да, если кто не помнит, изначально справороссы были выбраны именно на роль буфера, чтобы выбить более-менее серьёзную почву из-под ног у коммунистов. И что же они?

КПРФ

Астраханское отделение КПРФ в отличие от справороссов имеет несколько штатных козырей, которые работают при любой политической погоде и любых лидерах, будь им хоть Арефьев, хоть упавший нам на голову, словно снег, белый и пушистый кандидат Снегов. Слишком «правильных» товарищей в красной тусовке тоже не любят, а Снегов ну никак не был похож на стандартного коммуниста, слишком уж расширялось его лицо, возвышалось над сужающимися желудками его паствы. С крайне слабым результатом коммунисты показали всем и самим себе, что красный поезд уехал отсюда всерьёз и надолго, а чтобы вернуть былое влияние, остаётся только одно крайнее средство, благодаря потенциалу которого они до сих пор существуют, а точнее – влачат политическое существование. Итак, коммунистические козыри – это праздники: 7 ноября и 1 мая, которые пока ещё им разрешают отмечать, выделяя часть Астрахани под горстку человек. Как всегда на ветру быстро оттараторят свои речи, «поклянутся» под сенью Ленина бороться до последнего и разбегутся кто куда: начальство отмечать по полной программе, а рядовые члены отмечать вряд ли что-то будут – не шибко жалуют дедушек и бабушек руководство астраханских красных, не спешат им хотя бы раз в год подарить скромные наборы с тем, что помогло бы скоротать праздничные деньки. 

После 7 ноября коммунисты впадают по привычке в летаргический сон, сидят спокойно по тёплым углам, читают свою партийную литературу и ждут Первомай, после которого повторяется то же самое до следующего празднования социалистической революции. Также порой отмечают они и 23 февраля с 9 мая, но это уже все не так ярко и заметно на общем фоне. Всё, ничего более КПРФ на астраханской земле не предлагает и нигде не появляется. Привлекают они астраханцев только так: зовут музыкантов относительно молодых на своё шествие в мае, напяливают им красные фартуки, отчисляют по копеечке (около тысячи рублей за час выдувания из труб старинных маршей да мелодий), делают несколько фотографий и бодро рапортуют в центр о проведенном массовом мероприятии. 

Двигателем облупившегося красного паровоза могла стать молодёжь, но здесь у зюгановцев проблемы аналогичные тем, что имеют остальные партии парламентского пула на астраханщине – никакой деятельности, никакие организаторы, никаких проектов. 

Молодёжные отделения партий

В лучшем случае эта поляна покрывается у, как ни странно, ЛДПР, периодически привлекающей молодёжь, но только и только в качестве массовки. Опять же добавлю, что со стороны это смотрится так, что кто-то из «друзей» партии» или видный партийный член привлекает на стороне две группы из одного техникума и училища, ну и студенты весёлою гурьбой отбывают номер на жёлто-синих мероприятиях. Обращает на себя и такой момент: на шествиях и массовых митингах у ЛДПР выходят в основном юноши, тогда как на маленьких мероприятиях из нескольких человек все сплошь девушки, кроме руководства. Однако роль статистов молодым людям нравится не очень, вот и не видно самостоятельных движений жириновской «молодёжки», которую достают к празднику и так же быстро распускают. 

Про молодёжное движение у коммунистов без недоумения говорить не приходится – там никакого развития или хотя бы видимости оного не было, нет и не будет. Посвящая этот абзац молодёжной подбивке взрослых партий, нельзя не отметить полное отсутствие молодёжного направления под крылом всё той же «Справедливой России». Ярким исключением, подтверждающим правило, была акция у резиденции губернатора, когда несколько десятков совсем юных астраханцев требовали встречи с губернатором. Навстречу им пришёл довольный Шеин, потусовался и ушёл. В чём смысл этой авантюры, понять невозможно – детский подрыв не смог хоть как-то повлиять на исход выборов. После такого провального использования молодёжного ресурса не следует ждать подобных акций впредь – молодая овчинка выделки не стоит. 

Особняком идёт молодёжное направление единороссов. Идёт оно сосредоточенно, заходит в широкие просторные помещения, усаживается в удобные кресла и начинает рассуждать о каких-то совсем уж не астраханских материях. Они себя чувствуют в роли обычных едроссов, только пока им ещё приходится носить приставку «молодёжное». На улице юное ЕдРо появляется разве что на тот же Первомай, да и то их особо не отличить от более старших товарищей. Таким образом, мы можем смело констатировать следующее: молодёжная политика астраханских парламентских партий с треском провалена. Если бы не искусственная поддержка партий со стороны государства, среди астраханских адептов не было бы ни одного молодёжного крыла, а пока крылья болтаются где-то сами по себе. При всём при этом астраханская молодёжь довольно активна и собирается, и творит под эгидой как непарламентских партий, так и под политическими знамёнами неофициальной политики. Творит, к слову, порой чёрти что, но это уже другая история, ибо самим фактом самоорганизации без финансовой и ресурсной базы они показывают ярко и точно: нет желания у взрослых астраханских политиканов всерьёз привлекать молодёжь. Тем лучше для тех, кто имеет амбиции и в будущем, грамотно использовав этот потенциал, сможет занять своё место под астраханским политическим солнцем среди взрослых.

ЛДПР

Про ЛДПР после довольно таки неудачной выборной кампании говорить особо не приходится. Чем отметилась одна из старейших политических организаций России? Недавно на довыборах по одному из центральных избирательных округов Астрахани лицо их кандидата висело на каждом столбу, что помогло засветиться, но не получить мандат в гордуму. После пришёл черёд старшего по партийной должности товарища. Весь город покрылся пафосными билбордами, картинки с которых можно было запросто использовать для оформления альбомов «певцов» ртом в стиле шансон. Никакой аналитической работы по вопросам развития организации в городе не идёт. А какая может быть работа, когда, по мнению независимых наблюдателей, именно эта контора чаще и активнее всего привлекает политических наемников. Одни торты режут и прохожим раздают, другие заправляют партийный двигатель хрусткими купюрами и ждут свою ложечку власти. Ну и, конечно же, нельзя не вспомнить русского "Курмангазы", поющего «песни» на камеру, при этом ни в одном клипе нет ни слова ни о самой ЛДПР, ни о благодетеле Жириновском, ни о том, как либерал-демократия способна сотворить в Астрахани прорыв и чудо. 

"Единая Россия"

Наконец, мы добрались до «Единой России». Тут, главное, максимально абстрагироваться от того, что очень много её членов в Астрахани представляют исполнительную и законодательную ветви власти. Давайте отойдём от этого и представим себе обычную организацию, в которой царит… а что там царит, там царит тишина политическая. Сами посудите: ну кому нужно бурно изображать деятельность партийной ячейки на манер тех же коммуняк и жириновцев, когда кругом и без того кипит деятельность, практически на каждом углу города, и всем понятно, что отношения к этому ни справороссы, ни слевороссы, ни элдэпэровцы не имеют. Таким образом ячейка едроссов стала заложницей ситуации: с одной стороны им удобно и ничего придумывать не нужно, а с другой – ядро ЕдРа есть аморфное образование. Если в других партиях всем двигает ядро без тела, то здесь мы имеем обратную позицию: тело есть, огромное и мощное, потенциала хоть отбавляй, да и рейтинг у партии объективно в последнее время улучшился, но это явно не заслуга ядра ЕдРа. Скоро единственным страшненьким местом в центре Астрахани останется пятачок у входа в святая святых партийной линии, в секретариат, контору, офис, назовите как хотите это убожество. Раньше стыд и срам прикрывали два дерева (по одному на стыд и срам), потом и их спилили, а на их месте запылённые мозги партократов не додумались посадить даже ставшие в последнее время модными, но от того не менее бесполезными всякие туи и прочие пихтовые. Такие же маленькие и нелепые, как плоды деятельности партийной ячейки едроссов. Вместе с тем аппарат «Единой России» в ближайшее время ждут существенные перемены. Если сегодня они могут себе позволить сидеть за монитором и даже сайт не обновлять, а рубиться с утра до ночи в Доту и Танки, то скоро лафа кончится. Точнее она уже закончилась, но аппаратные коты ещё мышей не ловят. Пора бы, но и здесь у них даже не хватает чутья, что скоро их погонят с этой ныне непыльной работы и на их место поставят более динамичных партийцев. Объясняется это просто – тот вектор развития, что указал один из партийных товарищей перед выборами, ныне придётся соблюдать. Сказано – сделано. А если кто-то где-то будет не успевать или делать всё не совсем качественно, тут и должны помочь партийные кадры из партийного же штаба. Оружие пропаганды, неприкосновенный запас и дежурная часть единороссов ныне валяются в глубочайшем анабиозе и даже политическое послевыборное лето не способно разогреть этот засохший пирог ужасный как снаружи, так и чёрствый внутри. Вроде бы и не старые там товарищи, но активно сидят на шеях политических мастодонтов, предпочитая с чужих голов чужие же сливки и прихлёбывать. Но это время прошло. Вообще из всех партий в самом невыгодном положении сейчас находится именно «Единая Россия». С такими амбициозными планами на решение задач остаётся два пути: реализовать всё это, прославить себя на века и гарантировать себе тут тысячелетнее правление, либо слить всё или почти всё, чтобы затем упустить инициативу. Само собой второй вариант никем всерьёз не рассматривается, но с таким партийным штабом, стоящем на месте на скорости сто километров в час, можно было ожидать чего угодно, но благодаря тому, что сегодня у вчерашних баловней судьбы заканчивается последний политический сезон, а на их место приходит новая кровь, всё должно получиться. 

Андрей Бодреев, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 39 (599), 10.10.2014 г.