Педагогическое сообщество страны обсуждает в Астрахани новую модель повышения квалификации учителей

Астраханская область - одна из пилотных площадок апробации новых форм повышения квалификации педагогов и оценки их компетенций. Реформирование данной сферы проходит в рамках кейса «Учитель будущего» нацпроекта «Образования». Сегодня представители институтов развития образования и центров непрерывного повышения профмастерства педагогов со всей страны собрались в Астрахани, чтобы обсудить концепцию диагностики компетенций учителей, а также независимую оценку квалификации педагогов.

Как отметила профессор МГПУ Марина Шалашова, которая входит в экспертное сообщество, разрабатывающее основы проведения диагностики педагогических дефицитов, учитель должен совершенствовать своё мастерство в режиме нон-стоп, а не только раз в несколько лет - он должен учиться постоянно, чтобы отвечать всем запросам современного общества.

«Мы хотим, чтобы педагог, который приходит повышать квалификацию, осознавал свои дефициты и восполнял их. Например, сегодня в обиход активно входят цифровые технологии. Значит, учитель должен быть навигатором по всем цифровым ресурсам, которые он предложит ученику. Новая модель повышения педагогического мастерства, как нам видится, должна работать на то, чтобы оказывать учителю персонализированную помощь, то есть для каждого учителя должна создаваться индивидуальная траектория обучения», - рассказала журналистам Марина Шалашова.

По словам эксперта, составить индивидуальный план развития поможет диагностика профессиональных компетенций. Проводить её планируется в центрах непрерывного повышения профессионального мастерства, которые с этого года начинают открываться по стране. В Астрахани таких центров будет три. Марина Шалашова подчеркнула, что диагностика дефицитов - это не оценка работы и квалификации учителя, а мониторинг его потенциала и возможностей, больше напоминающий рефлексию.

«Педагог сможет самостоятельно выявить, что на данном этапе у него не получается в профессиональном плане, и выбрать модули повышения квалификации, чтобы эти педагогические дефициты восполнить. Это не контроль и надзор. Это именно диагностика, которая позволит понять, каких знаний педагогу на данный момент не хватает», - заметила Шалашова

Елена Врублевская, руководитель проектного офиса непрерывного педагогического образования при МГПУ, дополняет: речь идёт не только о восполнении дефицитов. Диагностика поможет выявить сильные стороны педагога, а индивидуальную траекторию можно построить так, чтобы довести эти «сильные» компетенции до самого высокого уровня. «При этом обучающие модули будут построены так, что педагог сможет параллельно усилить и слабые стороны», - утверждает эксперт.

Стоит заметить, что концепция диагностики дефицитов, а также модели оценки квалификации педагогов формируется при непосредственном участии регионов. Министр образования и науки Астраханской области Виталий Гутман, который входит в проектный офис нацпроекта «Образование», заявил: регион готов участвовать и уже участвует в разработке новых принципов повышения квалификации учителей. По мнению министра, существенное значение здесь имеют механизмы мотивации учителей, поскольку зачастую педагоги боятся признаться в том, что они чего-то не знают.

«Мы настаиваем на том, чтобы при разработке механизмов мотивации педагогов учитывалась материальная составляющая. Учитель должен знать, что если он повышает уровень своей компетенции, то это скажется, причём существенно, на его зарплате», - сказал Виталий Гутман

Стратегическая сессия будет работать в Астрахани два дня. Помимо вопросов, связанных с диагностикой дефицитов, эксперты обсудят независимую оценку квалификации педагогов в формате профессионального экзамена, а также модели проектирования индивидуальных образовательных программ повышения квалификации.