Пенсионеры и реформы
Пенсионная тематика периодически муссируется на страницах газет и в передачах телевидения. Аналитики предсказывают разное. Это я о пенсионном возрасте. Одни говорят, что в ближайшее время о повышении говорить не приходится. О каком повышении возраста, мол, говорить, если многие у нас до него не доживают. А ведь возраст этот в России, можно сказать, самый низкий: у женщин – 55, у мужчин – 60 лет. Это я тем напоминаю, кто не знает.

Мне, слава Богу, об этом задумываться не стоит. Я, слава Богу, уже давно «на казённом обеспечении». А вот моим детям и внукам задуматься следует. Раньше или позже и им предложат «казённое обеспечение». Каким оно будет? Можно ли будет прожить на него? А главное – в сколько лет это случится? Как сейчас или всё будет иначе? Скорее всего, иначе. Недавно, выступая перед депутатами Государственной Думы премьер-министр Дмитрий Медведев озвучил, правда, с оговорками, что пенсионный возраст всё же придётся увеличивать. Когда это случится, пока точных сроков нет. Одно лишь известно, что делаться это будет неторопливо, постепенно, маленькими шажками.

Это было не первое обнародование пенсионного возрастного ценза. В феврале прошлого года, например, правительство осмелилось объявить об увеличении пенсионного возраста. До этого времени оно молчало. Чиновники об этом говорили расплывчато, непонятно и неконкретно. Все решили: возраст пока трогать не будут. И вот – нате вам!

Однако и на это раз средства массовой информации поторопились с новостью. Вице-премьер по социальной политике Ольга Голодец сразу же опровергла. Никаких, мол, решений на этот счёт кабинет министров не принимал. Ей вторил

министр труда Максим Топилин, выступая в Совете Федерации. И он же заявил, что время для принятия такого решения не наступило, хотя эксперты что-то обсуждают, делают какие-то расчёты. Это подтвердили и в Пенсионном фонде страны. Мы, мол, не получали никакого задания для расчёта динамики изменений расходов на выплату пенсий в случае повышения пенсионного возраста.

Разговоры о повышении пенсионного возраста в нашей стране ведутся давно. Но государственные чиновники, и в первую очередь, «высшего» звена считали, что рынок труда у нас к этому не готов. И всё же, как выясняется, Правительство имело проекты повышения срока выхода на заслуженный отдых. И даже были конкретные цифры: мужчины, предположительно должны выходить на пенсию в 65 лет, женины – в 63. Видимо, потому что ни живут дольше мужчин… Это, так сказать, один вариант. Согласно другого варианта и мужчины, и женщины должны уходить на заслуженный отдых в 63 года.

Был и третий вариант. Мужчины могут оставить работу в 65 лет, женщины – в 60. Но ни один из вариантов не стал, как видим, доминирующим. Теперь вот придётся думать о новых вариантах и предложениях. Возраст выхода на пенсию, естественно, имеет значение. Но главное всё же – сколько будет получать человек, оказавшись на заслуженном отдыхе. И, конечно же, можно ли будет на это прожить.

Сделаем небольшое отступление в историю. Право на пенсию для граждан СССР была закреплено в Конституции 1936 года. Но единого пенсионного фонда тогда не было. Обязанности выплачивать социальные пособия по нетрудоспособности и старости было возложено на артели, в задачи которых входило создание социального фонда и кассы взаимопомощи. А вот государственные пенсии для работников установили в 1956 году. А вот колхозникам пенсию выплачивал колхоз, в котором человек работал.

Тога все граждане получали пенсию не ниже прожиточного минимума. Минимальный размер пенсии по старости составлял 50 рублей в месяц. Максимальный 120. Граждане, которые не работали, официально получали социальную выплату в размере 35 рублей. К пенсиям предусматривались надбавки. Но их сумма не превышала 40 рублей. В 1986 году минимальный размер пенсии был поднят до 76 рублей. Чтобы понять, много это или мало, надо сказать, что один литр молока из бочки, которые стояли на улице, стоил 20 копеек, батон белого хлеба – 25 копеек, десяток яиц – 80 копеек, килограмм говядины – два рубля.

Пенсионный возраст в советское время был таким же, как и сейчас. Согласно закону от 1956 года, пенсионные отчисления назначались в 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин. Некоторые категории граждан имели право выхода на пенсию на льготных условиях. Существовало также и такое понятие, как выход на пенсию при неполном стаже работы.

Надо отметить, что в семидесятые годы прошлого столетия пенсионные выплат для сельских жителей были на 15 процентов ниже, чем размер пенсионных выплат для горожан.

Систем пенсионных выплат кардинально изменили в 2002 году. В 2013 году был принят Закон «О накопительной пенсии». В настоящий момент пенсия состоит из страховой, куда включаются фиксированная и накопительная части. Накопительная формируется у граждан не старше 1967 года рождения и складывается з взносов и инвестиционного дохода.

С 2014 года Правительство приняло решение о «замораживании» накопительной части. Это означает, что сумма пенсионных взносов временно не делится на две части, а полностью уходит на страховую часть, то есть на страховую пенсию.

Не секрет, что у нас за последние 10-15 лет произошло несколько пенсионных реформ. Улучшилось после этого положение людей, ушедши на заслуженный отдых? Не улучшилось. А ведь все реформы предполагают повышение пенсий, улучшение благосостояния пенсионеров.

Вот недавно на высоком федеральном уровне было заявлено о стремлении государства повысить уровень пенсий до 2,5 прожиточного минимума. А это значит, что средние страховые пенсии вырастут до 25 тысяч рублей в месяц. Неплохо, вроде бы. Но об этом говорят уже не первый раз. Но воз и ныне там. Пенсии если и растут, то черепашьими темпами. В каком же году при таких темпах достигнем намеченных пенсий? По прикидкам, в 2030 году. В общем, ждать это счастливое время придётся 12 лет.

Борис Касаткин, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 19 (779), 2018 г