Пока Интернет бурлит обсуждением повышения цен на метро в Москве, самое время проанализировать ситуацию с ценами на проезд в астраханском общественном транспорте.
Напомним, что в настоящее время добраться из пункта А в пункт Б по городу можно на автобусе, троллейбусе, маршрутном такси и электричке.
Самым дешёвым общественным транспортом был и остаётся троллейбус. Стоимость проезда в нём составляет 10 рублей, причём в ближайшее время эту цифру даже не планируют увеличить.
Далее следует автобус со стоимостью проезда в 13 рублей (с 1 января билет обойдётся уже в 14 рублей). Маршрутное такси, по традиции, на рубль дороже - 14 рублей (с 1 января - 15 рублей).
Стоимость проезда на электричке зависит от дальности поездки и составляет 16 рублей за одну тарифную зону (с 1 января - 16 рублей 67 копеек). В черте города таких зон две, разделяются они станцией Астрахань-1, то есть железнодорожным вокзалом. Если ехать до вокзала - билет обойдётся в 16 рублей, а если проезжать мимо него (например, со станции Астрахань-2 до платформы Кутум), то уже в 32 рубля.
При существующей схеме утверждения тарифов, стоимость проезда рассчитывается исходя из потребностей перевозчиков. Точнее, из потребностей перевозчиков по версии службы по тарифам. Например, владельцы маршрутных такси уже несколько лет пытаются доказать, что стоимость проезда в них должна быть в два раза выше, чем установлена сейчас, однако так повысить цену им никто не даёт. Впрочем, судя по тому, что за эти несколько лет "низких тарифов" маршруток меньше не стало - вполне возможно, что обоснованно.
Казалось бы, для пассажиров такая политика в регулировании тарифов просто отличная. Троллейбусы у нас одни из самых дешёвых в стране, маршрутки дороже автобусов лишь на символическую сумму, в общем, катайся - не хочу.
Но самом деле, часть проблем в общественном транспорте можно решить только за счёт стоимости проезда. Например, взять ту же ситуацию, когда стоимость проезда в маршрутном такси практически равна стоимости проезда в автобусе. В таком случае можно сколько угодно говорить о том, что город уже перегружен маршрутками, что на больших улицах их нужно заменять автобусами и троллейбусами... Люди всё равно будут садиться в маршрутки при первой же возможности, т.к. цена практически та же самая, а сидеть всяко лучше, чем стоять.
А вот если поднять стоимость проезда в маршрутном такси хотя бы рублей до 20 - часть людей пересядет в транспорт большой вместимости. Конечно, это не значит, что надо прямо завтра повысить цену на проезд во всех маршрутках - иначе во многих районах жители будут очень "рады" тому, что уехать больше не на чем, кроме как на внезапно подорожавшей маршрутке. Но в целом - если мы хотим, чтобы в общественном транспорте была нормальная конкуренция, надо сделать конкуренцию и в ценах. Это даже не прихоть - это необходимая мера для запуска на маршруты автобусов большой вместимости. Иначе можно сколько угодно их запускать, видеть, как они ходят пустыми и убирать обратно так и не окупившимися.
Либо надо смириться с тем, что люди выбирают маршрутки и оставить всё как есть.
astratransport.ru