На днях я встретил знакомого в Красном Яру. Он рассказал, что ездил по неотложным делам в село Забузан. И за две поездки через понтонную переправу отдал 280 рублей. Возмущению его не было предела. Что за безобразие? Откуда такие цены? В соседнем Володарском районе переезд на пароме стоит 13 рублей, а тут за переправу «жигуленка» приходится платить 70 рублей. Я успокоил своего собеседника, а сам попытался разобраться в этом вопросе.
Переправа через Бузан была и остаётся одной из главных проблем, которую местные власти пытаются решить в течение многих лет. Раньше по реке ходили два парома, за работу которых отвечали работники «Астраханьавтодора». Переправа исправно действовала круглый год. Не исключаю, бывали и авралы, но цены были низкие. В 1998 году эксплуатацию парома взяло на себя УМП «Красноярское», которое с помощью районной администрации взялось за налаживание работы переправы. Когда истёк договор аренды, «Астраханьавтодор» передал паромы ООО «Дорожные технологии». С поставленной задачей эта организация не справилась. В итоге всё снова вернулось в УМП «Красноярское».
Началом новой жизни для красноярцев стала понтонная переправа, которую соорудили через р. Бузан в декабре 2005 года. Под первый коммерческий мост в России районная администрация отдала один из причалов. Как альтернативу, рядом оставили один паром. Хочешь проехать в Астрахань быстро и без задержки? - плати больше. Или жди очереди на пароме, где цена чуть ниже. Правда, со временем ценовая политика здесь изменилась, и Цена начала постепенно расти и на паромную переправу.
В 2007 году в ходе реорганизации происходит слияние УМП «Красноярское» и УМП «Исток». Последнее и стало новым хозяином паромной переправы. Год из года дела здесь ухудшались: то трос оторвётся, то топлива нет. Две последние зимы, как только начинало холодать, паром и вовсе переставал ходить. Так, вместе с замёрзшими во льду баркасом и паромом,
исчезли у красноярцев альтернатива и право выбора. Как оказалось, с 2008 года у парома опять объявился новый хозяин в лице Производственно-коммерческой фирмы «Волга».
Именно эта организация теперь ведает всеми паромными переправами на территории Красноярского района. Всего их три: два парома на реке Бузан; через реку Кигач у села Малый Арал; через реку Большая Прорва у села Кривой Бузан - понтон. Прошлым летом плату за проезд на этих переправах подняли почти вдвое. Чем больше машина - тем дороже. Для легковых авто цена выросла до 50 рублей. Естественно, такое резкое подорожание вызывает недоумение у красноярцев. Проживающие «за речкой» и вовсе оказались ущемлены в правах. Теперь, если хочешь попасть из Малого Арала или Долгино в райцентр, - плати. Малоаральская переправа стоит на пути в Республику Казахстан. Здесь беспрерывно курсирует автотранспорт, наши цены для соседей не страшны. Если что, у них есть альтернатива: в любое время могут пересечь Кигач, причём бесплатно, по мосту у села Котяевка.
Другое дело - понтон через реку Большая Прорва. Он ведёт в тупик, в сёла Кривой Бузан, Бакланье и Должно, там проживают самые малообеспеченные жители района. Безработица в сёлах, по официальным данным, 50%, а по неофициальным - все 70%. Удорожание проезда ударило по автовладельцам. Многие сельчане ставят своё авто на прикол и без острой нужды не ездят. Местные жители пытались бороться с существующей несправедливостью: организовали инициативную группу, написали обращение в район, дружно подписались, отправили и стали ждать ответа.
Что из этого получилось, нам рассказал А. Г. Курмангалиев, житель села Кривой Бузан:
- Да ничего не изменилось! Всё осталось, как было. Мы, словно инопланетяне, теперь изолированы от всех. Молодёжь уезжает, перспектив у села нет. Когда объявили 2009 год Годом села в Астраханской области и Годом молодёжи в России, надеялись, что будут перемены к лучшему. Теперь не знаю что и сказать.
Решением №320 главы района от пятого июня 2008 года были установлены новые тарифы на проезд транспортных средств через паромные переправы на территории Красноярского района. Одна из переправ в виде понтона (из пяти связанных паромов) установлена на реке Большая Прорва. На территории Кривобузанского сельсовета нет градообразующих предприятий, через переправу проходит в основном личный автотранспорт. В результате новые тарифы осложнили жизнь местного населения. Выросли цены на продукты питания, цена на основные продукты на 15-20% выше, чем в Красном Яру. Подорожал и проезд до районного центра и г. Астрахани. Стоимость проезда по маршруту Кривой Бузан - Красный Яр поднялась на 20%. Цена в один конец составляет 30 рублей. Выросла цена на маршрут Бакланы - Красный Яр (с 45 до 55 рублей).
Всё это мы изложили в письмах, которые направили на имя главы района В.Ф. Савкина и прокурора В.Н. Колчина. Полученные от должностных лиц ответы нас не удовлетворили. Они очень схожи по тексту. А самое главное - не решают нашу проблему.
Вот один из ответов: «Администрация МО «Красноярский район» сообщает, что расчёт тарифов на перевозку транспортных средств через паромные переправы на территории Красноярского района был произведён УМП «Исток». Проверка обоснованности расчётов осуществлялась Управлением по социально-экономическим вопросам. На заседании постоянных комиссий Совета МО «Красноярский район» был предложен к рассмотрению проект решения об установлении тарифов на каждую переправу. Но депутаты на заседании Совета приняли решение утвердить единый тариф по всем переправам.
Утверждённый тариф окупает затраты предприятия на содержание и эксплуатацию паромного хозяйства на 50%».
Какие затраты на нашем понтоне? Я не видел, чтобы там когда-нибудь проводился ремонт. Стоит вмёрзший в лёд понтон, у которого по очереди дежурят четыре человека и собирают деньги. Проблему нашу нужно решать немедленно. Самое разумное решение - передать это хозяйство в ведение сельской администрации, которая в ответе за благосостояние местных жителей...
Такая вот грустная история о переправах, ведущих в тупик, и о ценах на них.. Впрочем, это ещё не всё. Оказывается, проезд «Газели» через Большую Прорву стоит 100 рублей! В то время, как на понтоне через р. Бузан она с недавнего времени стала стоить 90 рублей. Нонсенс, не правда ли? Красноярцы народ стойкий, хоть цены их пугают. Но как ездили через понтон, так и будут ездить. Всё равно выбора нет. Больше всего жители района боятся остаться без переправы (такое случалось не раз). Во время ледохода не бывает ни парома, ни понтона, и тогда приходится ездить в город по объездной дороге. За сто с лишним километров - втридорога. Особенно тяжело достаётся жителям села Забузан, которые живут на другой стороне реки Бузан. Представляете, какой нужно делать крюк, чтобы попасть в Красный Яр?..
Г. Калиев, "Пульс Аксарайска" №7 от 13.02.09.