События в Сирии, способные изменить геополитический ландшафт не в пользу России, побудили исполнительную власть форсировать создание альтернативных транспортных маршрутов по направлению «Север – Юг» (СЮ). Президентским указом блокирующий пакет акций ПАО «Астраханский порт» (25,5%) был передан государственной корпорации «Ростех». Пропускная способность порта составляет 1,5 млн тонн в год, а грузооборот за прошлый год достиг 778,8 тыс. тонн (+17,7% к 2022 году).
Ростех планирует развивать портовые мощности в рамках Международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг» в соответствии с запросами коммерческих грузоотправителей. Потенциал Астраханского порта позволяет увеличить грузоперевалку до 40–50 млн тонн в год и более. Для сравнения, Северный морской путь (СМП) достиг грузооборота в 35 млн тонн в 2023 году.
Особое значение имеет тот факт, что 53,06% акций предприятия принадлежат иранской компании «Насим Бихр Киш». Это может способствовать снять многие риски в организации транспортировки грузов и помочь избежать провалов, подобных тем, которые случились у Ростеха в других проектах (например, строительство мусороперерабатывающих заводов или проблемы на ряде оборонных предприятий, включая «Сибсельхозмаш»).
Транспортный коридор «Север – Юг» играет стратегическую роль в глобальной логистике. Он замыкает маршрут Владивосток – СМП – Санкт-Петербург – Астрахань – Иран, интегрируя железнодорожные линии БАМ и Транссиб с европейской частью России. Далее маршрут пролегает через иранские порты в направлении Омана и Восточной Африки, практически полностью находящейся под контролем Китая, а также в Пакистан (порт Гвадар), Индию и Юго-Восточную Азию.
Эта сеть, встроенная в китайскую инициативу «Один пояс, один путь», создаёт самодостаточную логистическую систему. Её ключевое преимущество — независимость от контроля ВМС США и их союзников, поскольку большая часть маршрута проходит по внутренним сухопутным путям. Кроме того, она существенно сокращает сроки доставки грузов между Азией и Европой, предлагает альтернативные маршруты и позволяет обходить проблемные зоны Ближнего Востока и Африканского Рога.
ПАО «Астраханский порт» — стратегически важный узел, расположенный на пересечении внутренних водных путей и международных транспортных маршрутов. Порт специализируется на обработке генеральных, насыпных и наливных грузов. Важную роль в его развитии играет партнёрство с иранской стороной через компанию «Насим Бихр Киш», что укрепляет экономические и политические связи между Россией и Ираном.
Международный транспортный коридор «Север – Юг» (МТК СЮ) — проект, нацеленный на создание эффективного маршрута для перевозки грузов между Северной Европой, Россией, Ираном, Индией и другими странами Азии. Основными преимуществами коридора являются сокращение времени доставки грузов (по сравнению с традиционными морскими путями через Суэцкий канал) и высокая независимость от геополитических рисков, связанных с морским контролем западных стран.
Стратегическое значение коридора
- Логистическая независимость: большинство маршрута проходит по внутренним путям России, Ирана и Центральной Азии, минимизируя зависимость от внешних факторов.
- Экономия времени и затрат: доставка грузов между Европой и Азией через СЮ значительно быстрее, чем по Суэцкому каналу.
- Интеграция с инициативой «Один пояс, один путь»: коридор дополняет китайский проект, укрепляя экономические и транспортные связи между странами Евразии.
- Диверсификация маршрутов: коридор предлагает гибкость и альтернативные возможности для обхода зон геополитической нестабильности.
***
Ранее в Астрахани состоялся II Международный форум «МТК «Север-Юг», собравший представителей свыше 300 компаний из 20 стран.