На днях президент Путин по телевизору крепко распекал правительство страны за провалы в стагнирующей экономике, и особенно досталось чиновникам, спровоцировавших увеличенными налогами массовое закрытие предприятий малого бизнеса.
Вряд ли Владимир Владимирович успел прочитать «Факт и компромат», но еще в январе наш еженедельник посвятил этой чрезвычайно острой проблеме половину полосы («Бизнес по- маленькому»).
За прошлый год в нашей области, как известно, закрылось около 7 тысяч таких предприятий. Но ведь с самого начала нормальному человеку было понятно, что такое резкое повышение страховых выплат (налогов) для индивидуальных предпринимателей (ИП) – если не провокация, то очевидно безмозглое решение. А как в этих условиях действовало местное руководство, на глазах которого разорялись или уходили в тень сотни ИП? Пыталось вмешаться, помочь, защитить?
Конечно, ожидать, что региональная структура с громким многообещающим названием – правительство Астраханской области – смело бросится на вертикаль, спасая от массовой гибели астраханский малый бизнес, было бы наивно. Но чтобы наблюдать, как предприятия закрываются по полтысячи в месяц, надо иметь особое чувство самосохранения. Исчезало как раз то, что должно в каком-то нашем будущем составить крепкую основу экономического благополучия современного общества и приносить стабильный доход в бюджет. Условия для нормальной жизни и работы, которые как раз и обязаны создавать государственные структуры в виде управлений, департаментов, министерств. Назови их хоть Главными Звёздными, лишь бы исправно выполняли свои функции.
Но, судя по повесткам заседаний правительства Астраханской области в прошлом трагическом для малого бизнеса году, их беды волновали чиновников мало. Возможно, в закрытом доступе есть документы, опровергающие опрометчивое моё предположение о бездействии министров, и они не раз отправляли своего главного товарища в центр с гневными коллективными петициями, чтобы защитить астраханских предпринимателей от чиновников самого главного нашего правительства. Но региональное правительство – не штаб обороны во время войны, зачем скрывать такие важные протоколы от общественности? Сильно сомневаюсь в их наличии. Охрипли от криков о помощи лишь сами астраханские «индивидуалы», да немногое независимые журналисты и политики, поднявшие шум на всю страну. Их вопли всё–таки дошли, наконец, до президента, и ситуация изменилась.
Только почему у нас до сих пор всё так устроено, что даже об очевидной глупости говорить вслух – чиновники опасаются? Даже те, кто обязан это делать по долгу службы. Переживают, как бы начальство не обидеть? Но ведь так мы не то, чтобы далеко, вообще никуда не дойдём! Разве что до ручки.
Что такого страшного могло произойти, если бы правительства всей страны все сразу обратились к кому надо (кто решает у нас главные вопросы) и потребовали бы отменить то очевидное бездумное налоговое повышение? Всех бы не уволили, и не был потерян еще один год и без того трудного становления малого бизнеса в стране, сохранилось бы 7 тысяч ИП в нашей области, более миллиона в стране. Вот цена лишь одного «блестящего» управленческого решения одних и тех, как пел Владимир Высоцкий, «кто громко крикнул из ветвей…». Только наоборот, «кто робко спрятался в ветвях…».
С точки зрения простого астраханского инженера не совсем понятно, почему такая важная и очень дорогостоящая организация как правительство, занимается проблемами уровня обычной ответственной госконторы, хотя безответственных не должно быть в принципе. Что, действительно, некому уже доверить установить предельную цену на дрова для учреждения «Ахтубинский лесхоз»? Надо обязательно собирать министров? Да затраты на эти сборы плюс времяпровождение могут сравниться с ценой на это твердое топливо. Или именно на заседании правительства необходимо определять поощрение талантливым ученикам школ области. Больше негде? Другое дело - определить «средний размер родительской платы за присмотр за детьми в госучреждениях области». Министру В. Гутману это–то, наверняка, по плечу. Но пусть, всё-таки, лично доложит об исполнении на заседании правительства. Мало ли что.
И только вопрос «о мобилизации доходов в бюджет области»,как неприкаянный упрямо кочует из заседания на заседание. Видимо, очень не простой, раз такое пристальное внимание. А вот сберегли бы от разорения те семь тысяч ИП, и не была бы столь острой проблема с наполнением бюджета области. Ну «пожертвовали» бы самым смелым из членов правительства, может заместителем, их же гораздо больше, чем министров, который отважился бы открыто заявить, где надо, о провокации с двойным увеличением страховых взносов, и всё могло измениться. Через год же всё- таки изменилось! Героем, он, скорее всего, не стал бы, но настоящий авторитет в области приобрел! За такого и проголосовать не жалко.
В известную пору плановой экономики министерствам приходилось действительно нелегко, кроме планирования, счёту-пересчёту подвергалось всё, что добывалось, отливалось, обрабатывалось и выращивалось: от атомной бомбы до хлопчатобумажных трусов. Гигантская, часто бессмысленная трата времени, ресурсов, интеллектуального труда. Но возврат к капиталистической рыночной экономике конкурентного труда сделал ненужным существование самих министерств в их прежнем виде. После социализма их количество резко сократили, но ненадолго, объясняя их возрождение огромной территорией и новыми сложными проблемами молодой капиталистической экономики. И пошло - поехало: уже управление вдруг стали департаментами, департаменты – раздулись до целых министерств. Привлекательный статус это не только наши любимые понты, но и высокое жалование!
Спорить о количестве подобных бюджетных структур совершенно бесполезно. Найдутся десятки железных аргументов и даже актуальнейших проблем, решить которые без соответствующих структур будет никак не возможно. Хотя, кроме регулирования условий для нормальной работы организаций, предприятий и предпринимателей и надзора за выполнением законодательства ничего другого не требуется. Естественно, при создании нормальной конкурентной рыночной среды. Если её нет, то организация всё новых госструктур ведет не к повышению эффективности производства, а лишь к его удорожанию и росту количества чиновников и бюджетных трат. Что у нас и происходит.
Практика подтверждает: любую контору, организованную на бюджетные деньги, закрыть практически невозможно, она быстро обрастает формальными и неформальными связями, личными обязательствами и овладевает политическим ресурсом. И всё. В лучшем случае её удастся реорганизовать или присоединить к другой, ещё более ненужной. Так и живём.
Николай Васильев, журналист,
Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 8 (569), 28.02.2014 г.
AST-NEWS.ru