Первый зам начальника санкт-петербургской таможни Качанов написал Путину о проблемах в ФТС
Президенту Российской Федерации В.В. Путину от первого заместителя начальника Санкт-Петербургской таможни полковника таможенной службы И.И. Кочанова

Я в настоящее время являюсь пока еще первым заместителем начальника Санкт-Петербургской таможни. 4 июля истекает срок моего служебного контракта в связи с достижением предельного возраста (55 лет). Начальником таможни по указанию начальника Северо-Западного таможенного управления А.В.Повода принято решение о направлении документов в ФТС России о не продлении моего срока нахождения на службе сверх предельного возраста. Формальным поводом является наличие у меня 2-х взысканий, полученных в 2019 году и еще проводимых в отношении меня служебных проверок, хотя до конца 2018 года я по службе характеризовался исключительно положительно, отмечен практически всеми ведомственными наградами. С чем это связано, можно только догадываться.

Привлечь к дисциплинарной ответственности руководителя с формулировкой "за ослабление контроля", когда в подчинении не одна сотня человек, это исключительно воля руководителя. Работает принцип" "Отсутствие у вас дисциплинарных взысканий, это не ваша заслуга, а наша недоработка". Я не прошу решать мою судьбу, так как уже сам принял решение не продолжать службу в таможенных органах, а применить все свои знания и опыт в какой-нибудь другой сфере. Надоело решать задачи, которые никак не связаны с задачами таможенных органов. И таких задач с каждым годом становится все больше и больше. Как раз решение о прекращении службы и послужило толчком о написании Вам письма, так как мне не надо переживать за свою карьеру.

Так как я провел в таможенных органах 26 лет, мне не безразлична судьба Федеральной таможенной службы. Я хотел бы обратить Ваше внимание на 2 момента в жизни ФТС, которые ведут к серьезным негативным последствиям для службы в ближайшее время. Это кадровая политика и показатели результативности деятельности таможенных органов. В чем это заключается:

Кадровая политика.

1. Легкое расставание с профессионалами руководителей различных уровней без наличия понимания как и кем в большинстве случаев заполнять образующиеся вакансии. При существующей системе на заполнение вакансий руководящих должностей номенклатуры таможни и управления уходит не менее месяца, а номенклатуры ФТС от 3-х месяцев до года. А некоторый вакансии не закрываются и более. Для примера ситуация с руководящим составом Кингисеппской таможни или например не продление контракта с заместителем начальника Санкт-Петербургской, курирующим вопросы экономики. Вакансия образовалась 15 марта, а по сегодняшний день не назначен даже временно исполняющий обязанности. Или начальник ОКТТ Санкт-Петербургской таможни, уволенный 8 февраля. До настоящего времени никто не назначен. Все это приводит к тому, что все это время обязанности вынуждены исполнять другие должностные лица, которых как правило не всегда назначают в последствие на эти должности и которые не могут исполнять свои непосредственные обязанности, да и просто по своим деловым качествам не соответствуют этим должностям. Все это приводит к определенной потери управляемости теми или иными подразделениями, чрезмерной нагрузке на должностных лиц.

2. Низкий уровень заработной платы большинства должностных лиц таможенных органов, имеющих статус федеральных государственных гражданских служащих. Особенно остро это ощущается в крупных столичных городах. Если поднять статистику, то количество уволившихся по собственному желанию за прошлый год наверняка выше, чем принятых на работу. В этом году эта тенденция только усиливается. Происходит это по причине того, что итоговая сумма дохода ФГС в таможне составляет около 30 тыс. рублей, плюс премии. Но зачастую, из-за возросших требований к должностным лицам по всем направлениям деятельности, они имеют дисциплинарные взыскания или лишены единовременного денежного поощрения. Доля таких должностных лиц в некоторых подразделениях около 50%. Найти работу за большую зарплату с меньшей ответственностью для столичных городов для грамотных специалистов не является проблемой. Это характерно в первую очередь для создаваемых центров электронного декларирования. В московском регионе уже был факт массового увольнения должностных лиц по собственному желанию. Теперь, вместо того, чтобы платить достойную зарплату ФТС собирает по всей стране инспекторский состав и направляет его в командировку в Москву, тратя деньги на командировочные и оплату гостиниц.

В Санкт - Петербургской таможне в ЦЭДе по штату 50, а заполнено 38. Летом штат еще увеличится еще на 34 единицы и есть основания полагать, что будут трудности с комплектованием. Такой же уровень заработной платы и у специалистов информационно-технических служб, от грамотной работы которых зависит бесперебойное функционирование всей таможенной службы. А известно, что эти специалисты востребованы сейчас на рынке труда с уровнем зарплат, в разы превышающими, то что предлагает таможенная служба. Вот и имеем постоянные сбои в работе информационных систем, да и парк вычислительной техники в своем большинстве отработал свой ресурс. Обновление происходит очень медленно. Хотя все это характерно для всех ФГС.

3. Непомерно раздутый управленческий аппарат. Это в первую очередь касается региональных таможенных управлений. Когда происходят сокращения штатов, как правило сокращают штат таможен и постов, а управления себя не трогают. При этом, управления в большинстве не принимают никаких решений, являясь передаточным звеном между таможнями и ФТС. Таможенники за глаза называют их "передастами". Но чтобы обосновать свою надобность придуманы всевозможные отчеты, которые необходимо туда направлять, что отнимает массу служебного времени. А так же необходимость согласования с управлениями различных решений, как например назначение на некоторые должности, хотя они входят в номенклатуру начальника таможни, что приводит к увеличению сроков таких назначений и другим негативным последствиям.


Показатели результативности и эффективности.

1. В системе таможенных органов есть система показателей результативности и эффективности, которые установлены для региональных управлений и соответственно для всех нижестоящих таможенных органов. Не выполнение этих показателей не подразумевается и как правило приводит к служебным проверкам в отношении руководителей подразделений, которые их не выполняют. Показатели построены так, что с каждым годом цифры показателей растут. То есть эффективность проводимого контроля должна с каждым годом расти по всем направлениям. По логике тех, кто их устанавливает, недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности у нас с каждым годом все больше и больше. Это также касается количества возбужденных уголовных и административных дел, которых обязательно должно быть больше, чем в предыдущем году. На практике прозрачность бизнеса в стране с каждым годом повышается, происходит объединение баз налоговой и таможенной службы и другие позитивные изменения, да и сам проводимый таможенный контроль имеет профилактический эффект, так состав участников внешнеэкономической деятельности достаточно стабилен. Декларируется перенос таможенного контроля на этап после выпуска товаров. Все это приводит к тому, что таможенники придумываю различные "нестандартные решения" для выполнения этих показателей. Все это негативно сказывается на престиже и авторитете таможенной службы как у самих таможенников, так и участников внешнеэкономической деятельности.

Если не будут перечисленные выше проблемы, то в очень ближайшем будущем таможенную службу постигнет серьезный кризис, первые и серьезные признаки которого видны уже сейчас. Я усматриваю аналогию с Вооруженными силами РФ, когда не так давно престиж ВС и службы в них упал дальше некуда и государству пришлось прилагать серьезные усилия для поднятия авторитета ВС РФ.

Я не прошу Вас отвечать на это письмо мне. Прошу обратить внимание на внутреннее состояние таможенной службы. Пока она еще решает стоящие перед ней задачи по обеспечению экономической безопасности РФ, но с каждым днем делать это будет все сложнее и сложнее.


И.И. Кочанов