Астраханская область потеряла одну из достопримечательностей Уникальные пещеры горы Большое Богдо после ста лет использования закрыты для посещения. Регион лишился одной из достопримечательностей: карстовые пещеры Богдо самые протяженные в Северном Прикаспии. Посмотреть на них приезжали не только со всей России, но и изза рубежа.
Решение о закрытии пещер было принято дирекцией заказника, на территории которого они находятся. Это стало полной неожиданностью для ученыхисследователей. Спелеолог Владимир Головачев, защитивший кандидатскую диссертацию, изучая особенности гипсового карста как раз в районе Баскунчака и Богдо, считает, что запрет не имеет под собой оснований.
— Аналогичные по строению Кунгурские ледяные пещеры в Пермском крае открыты для экскурсий уже 300 лет. Толпы туристов приезжают туда каждый год. Для них построены гостиницы, с ними работают туристические агентства. Такая достопримечательность дает работу многим людям, и польза ее для региона очевидна, — рассказывает Владимир Головачев. — Почему у нас буквально зарывают в землю такое сокровище, мне непонятно!
В большинстве туристических компаний внезапное решение руководства заказника не комментируют, но сожалеют о потерянных клиентах. Экспедиционные маршруты в БогдинскоБаскунчакский заповедник туристическим агентствам пришлось существенно изменить.
Теперь они, как правило, включают в себя поездку к соленому озеру Баскунчак и подъем на гору Большое Богдо. Все достопримечательности люди успевают осмотреть за один день. «Спуск в пещеры занимал много времени, требовал особой амуниции. Это своеобразное отдельное приключение. Туристы часто откладывали его на второй день поездки и останавливались в ахтубинской гостинице, — рассказала менеджер одной из туристических фирм Олеся Федорчикова. — Сейчас поездки в этом направлении мы сократили».
Наконец, наши карстовые пещеры один из основных тренировочных полигонов, любимое место не только для астраханских, но и для саратовских и волгоградских спелеологов. А любители активного отдыха на майские праздники традиционно отправлялись сюда в турпоходы. Теперь, получается, ехать туда совершенно незачем.
Комментарии специалистов
Александр Ванечкин, заместитель руководителя Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области:
— Официально пещеры не утверждены, их нет и никогда не было.
Наталья Аверина, коммерческий директор крупной астраханской туристической фирмы:
— До запрета на посещение пещер наш маршрут включал экскурсию по ним в сопровождении спелеолога. Многим клиентам это нравилось. Можно сказать, что большинство заказов на тур к Баскунчаку и Богдо обеспечивалось именно возможностью посетить пещеры. После введения запрета на их посещение мы лишились значительной части клиентов.
Владимир Головачев, кандидат географических наук, спелеолог с 25летним стажем:
— Пещера Баскунчакская посещается туристами уже больше ста лет. И вот неожиданно появился запрет. Причем ни одного эксперта в области карстовых пещер перед принятием решения о закрытии не спросили. Можно было, например, провести экспертизу. Область лишилась одной из интереснейших достопримечательностей.
Предполагаю, всетаки для этого есть причины. Например, планы одной из известных фирм проводить в заповеднике геологоразведочные работы, которые однозначно нанесут ему серьезный ущерб. Бурение вызовет вибрацию почвы, которая, действительно, может стать причиной обрушения пещер. Ну и просто этим людям не нужны лишние глаза, чтобы спокойно реализовывать свои планы.
Станислав Глаголев, директор Богдинско-Баскунчакского заповедника:
— В пещерах опасно находиться. Особенно страшно за детей — ведь туда водили школьников. Обрушение может случиться в любой момент. Если это произойдет, могут быть жертвы. А отвечать будет директор заказника. Вот ему начальство и спустило распоряжение запретить экскурсии по пещерам. А то, что прежде туда много лет водили экскурсии и никто не возражал, еще ни о чем не говорит.
Пещера Баскунчакская крупнейшая гипсовая пещера Прикаспийской карстовой области.
Пещера горизонтального типа, ее протяженность 1480 м., максимальная глубина около 32 м.
Анастасия Дмитриева, "Хронометр" №17 от 28.04.09.