Кто руководил нами вчера? Кто руководит нами сегодня? Кто будет руководить нами завтра? - Эти вопросы отнюдь не досужие и пустые. Ответы на эти вопросы дадут понять, как мы жили вчера, почему так живём сегодня, и как будем жить завтра...

Видимый развал коммунистической системы показал неспособность тогдашнего руководящего класса руководить. Весьма уместно было бы в подобном случае законодательно ограничить доступ к власти бывших коммунистических руководителей. Так было сделано, к примеру, в Чехии, где в 1991 году принят «Закон о незаконности коммунистического режима», в котором, в частности, говорилось: «Коммунистическая партия Чехословакии, её руководство и члены несут ответственность за методы осуществления власти в период 1948—1989 годов, а именно за программное уничтожение традиционных ценностей европейской цивилизации, за сознательное нарушение прав и свобод человека, за моральный и экономический спад, который сопровождался судебными преступлениями и террором против носителей других взглядов, за подмену существовавшей экономики директивным управлением, уничтожение традиционного права на собственность, злоупотребление воспитанием, образованием, наукой и культурой ради политических и идеологических целей, безжалостное уничтожение природы…

Коммунистическая партия Чехословакии была организацией преступной и достойной осуждения, также как и другие организации, основанные на её идеологии, деятельность которых была направлена на лишение людей их прав и на удушение демократии...»

В результате Чехия — благополучная страна без известных на весь мир воров-олигархов и без нищего и бесправного населения.

В России подобный закон так и не появился, и партноменклатура осталась у власти после смены политической формации.

В 90-х годах «политологи» усиленно твердили, что «бывшие начальники» в капиталистических условиях превратятся постепенно из уникумов в нормальных людей, а если это не произойдёт с «бывшими коммунарами», то обязательно случится с их детьми. Так ли это?

ПАПА

В 1987 году молодой (всего 41 год!) второй секретарь Астраханского обкома КПСС становится председателем исполкома Астраханского областного Совета депутатов трудящихся. Для Анатолия Петровича Гужвина это было понижение, а не повышение. Никто тогда не догадывался, что это была козырная карта, вытащенная вчерашним сельским пареньком, ставшим впоследствии губернатором российского региона. Пареньку повезло. Региону — нет.

Для партийных бонз эпохи развитого социализма народ представлял собой не сообщество людей, а материал для строительства коммунизма - Светлого будущего всего человечества. Поэтому народ должен был жить впроголодь, терпя издевательские эксперименты над собой.

«Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей» - мечтали вместе с поэтом Н.Старшиновым коммунистические руководители, лично предпочитающие лишениям комфортную жизнь.

Работа коммунистического руководителя — не планомерная целенаправленная деятельность, а череда идеологических компаний: «Работать за себя и за того парня», «Каждой советской семье по квартире в 2000 году», «Борьба за трезвость» и т.д. Все эти компании кончались пшиком.

Став губернатором в 1991 году в капиталистической стране, А.П.Гужвин не сумел изменить свой стиль работы. Самыми эффективными его действиями на посту губернатора были старания пристроить на теплые места своих бывших сослуживцев из различных комитетов ВЛКСМ и КПСС. Деловые качества не были критерием кадрового отбора.

Результат — развал сельского хозяйства и промышленности Астраханской области.

В настоящее время в Астрахани планируется индустриально-торговый парк. Заболдинский комплекс будет включать в себя несколько индустриальных зон. В первой из них – агропромышленной – будут располагаться заводы по производству овощных соков и замороженных овощей. Другой промышленный участок будет иметь совсем иную направленность: здесь планируется организовать предприятия по сборке бытовой техники, ветроустановок и производству пластиковой посуды.

Но ведь до 1991 года в Астрахани и области работали консервные заводы, выдающие конкурентоспособную продукцию, работал завод «Ветроэнергомаш», который ныне выпускает металлические гаражи, навесы гаражные, стальные ворота и двери. А ведь эти предприятия можно было бы модернизировать, как можно было бы организовать и нормальную работу сельскохозяйственных предприятий. Вместо этого А. Гужвин стал главным менеджером Ирана, продвигая бизнес и продукцию этой исламской республики на астраханскую землю. Для более удобного сообщения с Ираном даже затеялось строительство порта Оля. Трудно поверить, что все эти усилия предпринимались совершенно бескорыстно... Вся деятельность А. Гужвина была явно не бескорыстной, о чем может свидетельствовать типично «новорусское» надгробие на могиле рано ушедшего из жизни губернатора — его бронзовое подобие, восседающее на собственном месте захоронения.

СЫН

Сыну Анатолия Петровича — Петру Анатольевичу - изначально, вероятно, была предназначена комсомольско-партийная карьера, но случился август 1991 года и планы изменились. Семейственность в капиталистической РФ никого уже не смущала и не шокировала. Так что после окончания в 1995 году АГТУ по специальности «машины и аппараты пищевых производств» Петр Гужвин пошел плодотворно трудиться на ниве банковских услуг, не забывая и о политических амбициях. Еще при жизни папы-губернатора в 2001 году Петр Гужвин стал депутатом Государственной Думы Астраханской области по Камызякскому одномандатному округу — ведь именно в Камызяке папа когда-то трудился секретарем райкома КПСС, так что там всё было схвачено...

Папы не стало в 2004 году, но перенятая у папы деловая хватка осталась — сын стал руководителем Астраханского отделения партии пенсионеров. «Единая Россия» тогда бы с радостью приняла в свои ряды достойного сына великого отца, но электорат мог бы это воспринять неоднозначно. «Добрый пастырь» пенсионеров внушал больше симпатий, тем более что возраст Петра как раз ровнялся возрасту Христа — 33 года...

Потом, избравшись депутатом Государственной Думы РФ, естественно, Петр Гужвин стал единороссом, но это было уже потом, когда про электорат можно было не думать всерьёз.

Деловому человеку надо больше думать о себе — о накоплении политического капитала и просто капитала.

Тут ничем нельзя брезговать — даже автозаправочными станциями. Но стремиться надо выше. И вот в 2006 году Петр Гужвин совместно с Виталием Черномырдиным — тоже сыном великого человека, становятся основными акционерами компании «Астрахань-Нефтересурс», качающую виртуальную нефть и реальное бабло. Среди прочего руки тянулись и к детищу папы — к порту Оля. Это притяжение было столь сильным, что даже породило слухи о том, что порт Оля — собственность Петра Гужвина...

Наследник из Астрахани возьмёт своё!

Рафик Идиатуллин,

"Факт и компромат" № 04, 11.02.11.