Памятник жертвам политических репрессий в нашем городе имеет относительно недолгую и безотносительно сложную судьбу, или сама судьба имеет памятник – вывод здесь явно неоднозначен и не станет таковым в ближайшее время.

Сначала постамент был открыт на территории одного из высших учебных заведений нашего региона. Там он долго пылился и покрывался тенью забвения, но потом его решили «обновить» и в духе со временем перенести в более цивилизованное, более достойное место.

Такой шаг был обусловлен веянием эпохи – политзеков СССР реабилитировали буквально «пачками», и Астрахань, как ссыльный в прошлом город, получила вполне заслуженную «награду»: всем миром собрались, поднатужились и с помпой открыли памятник в виде птицы с надломленным крылом, лежащей на земле и пытающейся взлететь.

Хороший памятник. В том же Волгограде аналог астраханскому, куда менее удачен. Но скульптура скульптурой, а смысл её для многих обуславливается не бронзой и гранитом, а местом и поводом. Так, сначала памятник «попросили» из университета на улицу Желябова (ныне Адмиралтейская). Птица со сломанным крылом «перелетела» очень незаметно для защитников демократических ценностей на земле астраханской. То ли защитники оказались квёлыми, то ли земля слишком неплодородной – так или иначе, вопить о либерально-демократических ценностях не решились старые и отнюдь не добрые «герои» нашего еженедельника.

Со временем парк решили кардинальным образом переустроить. На свой, разумеется, лад. Почвоведы и садовники посидели и порешили: на месте старых деревьев новые вырастут куда быстрее и пышнее. За сим и обратились «туда». «Там» быстро смекнули все выгоды такого подхода и дали отмашку на очередной переезд многострадального памятника по невинно погибшим и пострадавшим в разные годы в нашей общей долгой и очень долгой истории. Сказано – сделано! Птица на сломанном крыле в очередной раз совершила переезд и отправилась в новое путешествие, на этот раз оказавшиеся не таким уж долгим – весь «полёт» занял метров восемьсот-девятьсот – теперь жертвы политических репрессий оплакиваются аккурат за нефтяным офисом. Таким образом, справедливость восторжествовала, и все получили то, чего хотели: учёные мужи избавились от головной политической боли, спихнув «городу» птицу, символизирующую наличие политического террора (пусть и в прошлом), а городские власти в свою очередь подсобили судьям, получившим целый Дворец правосудия.

Ну, если вместо одного парка мы получим идеальное или близкое к оному правосудие, то переживать в самом деле не стоит – живые люди нам всегда будут ближе и дороже, а упокоившимся политическим заключённым стоит себе памятник, стоит и перемещается с завидной регулярностью. Через пять лет он уже будет на Эллинге, помяните мои слова – на его месте соорудят фонтан, и совсем не важно, что он вряд ли будет функционировать: в Астрахани у фонтанов другая, сакральная роль.

Помните фонтан на площади Октябрьская? Из него вышла отличная клумба! А какие свежие струи орошают нас из фонтанов на площади Ленина? Никаких, а оно и не надо – мы бережём воду Волги, и дело с концом. При этом по количеству фонтанов держимся в лидерах страны.

Но, так или иначе, политзаключённые не дают спокойно спать нашим местным карманным лидерам. Итак, выступают заслуженные зубры астраханского политического небосклона, политики новой формации, лучшие пикейные жилеты и самые актуальные тренды политического сезона. У каждого в кармане по вполне себе карманной организации, члены которой состоят ещё в нескольких организациях формально. Названия – самые пафосные. Но итог (он у таких всегда один) – пустота, кромешная политическая пропасть. Стояли наши радетели за политических заключённых без указаний фамилий этих самых политзаключённых. Между тем, прогрессивная мировая общественность относит к званию политзеков далеко не каждого заключённого, пусть даже трижды осужденного по политической статье. И напротив – осужденные по вполне уголовным статьям зачастую попадают в список политических заключённых международной амнистии. Почему так? Ну, вот «пусси райот» – это однозначные политзаключённые для международной амнистии. Полковник Квачков, майор Аракчеев – это уже не политические заключённые. Логика простая: чем больше вазелина в пятой точке, чем круче, крепче политзек.

Астраханские поборники политзеков лукаво уклонились от уточнений по поводу политической ориентации защищаемых ими политзеков, то есть они попросту защитили инкогнито. Зачем? Да затем, что три лидера целых трёх организаций позировали на задворках города с ужасным лозунглм:

«СВОБОДУ

ПОЛИТЗА

КЛЮЧЁННЫМ!»

Пущего свинства в отношении политзаключённых трудно сыскать. Я всегда руководствуюсь простым принципом: пиши на том языке, на котором ты изъясняешься лучше всех остальных. Пусть ты русский, но язык татарский знаешь гораздо лучше – обратись на татарском! Это мой личный принцип, но поскольку я знаю всего ничего языков и кое-как одним мизинцем пишу статьи в «Факт», не мне судить других. Кто такие «ключённые», я понятия не имею, но считаю так: если у памятника политическим заключённым «тусят» пьяницы, вандалы и экстремисты, они должны понести наказание. Именно наказание, то есть само общество должно дать им наказ: «мальчики и девочки, идите учить язык, хотя бы один, хотя бы русский, хотя бы ради того, чтобы не позорить у памятника память политзеков!».

Я уже неоднократно говорил: «Батон» (кликуха одного астраханского оппозиционера) – фашист, а все его реинкарнации а-ля боец советской армии – ложь, трындёжь и провокация: не было в Красной Армии в годы войны таких маленьких рядовых с такими жирными, огромными поварскими мордами лиц, не было. «Батон» нарисовался в фашистской форме, потом с толстым лицом в советской форме, а теперь требует свободу «политза». Понимаете, это такая старая хроника демшизы – всё свалить в одну компостную кучу, утоптать её и поорать погромче.

Есть ли у самих митингующих свои «политза» среди родственников? Вряд ли. Может быть друзья сидят? Нет же! Наверняка товарищи чалятся по политическим маргинальным кружкам? И на этот раз нет: люди не уточняют кто такие «политза» и почему им нужна свобода. Это такое мелкое, безопасное «тяф» из-за угла, швыряние учебной гранаты с тихой окраины Астрахани в самый центр, три минуты бахвальства. Для чего? Да потом все эти клоуны предъявят фото своим «товарищам»: ммотрите, мы требовали «свободуполитзаключённым» в центре Астрахани!

Немолодые люди, ступайте учиться в третий класс: оппозиции не нужны безграмотные халдеи. Если вы хотите быть халдеями, идите в мэрию – там пристроят.

Чулпан Хаматов,

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 15 (524), 19.04.2013 г.