Пиратство на Волге: от Хазарии до Астрахани

Переоценить значение рек в истории человечества невозможно. Они всегда служили местом рыболовства, источником водоснабжения и путями расселения по континентам. До возникновения современных видов транспорта реки были основными путями передвижения. С незапамятных времен связывали приморские районы с внутренними материковыми областями великие реки Азии, Африки и Америки. Европейские центры торговли соединяли шесть трасс меридионального направления, где речные пути, сочетались на водоразделах с сухопутными. Суда с товарами шли по рекам Сена, Рона, Маас, Рейн, Везер, Эльба и Одер. Путь по реке Дунай пересекал всю эту систему речных дорог в широтном направлении. По территории восточных славян проходили водные маршруты «Из варяг в греки» и «Из варяг в хазары».

Одновременно с зарождением в глубокой древности торговли на всех водных путях интенсивно развивалось пиратство. Достоверных источников, свидетельствующих о том, когда появилось речное пиратство, не существует, однако можно уверено сказать, что за первым торговцем, нагрузившим свою лодку скромным товаром, отправился вслед и первый разбойник.

Пиратство на Волге, самой длинной реке Европы, развивалось по общим законам. Правда, с той лишь разницей, что разбойничьим промыслом на ее просторах, помимо ушкуйников, выходцев из Северо-Западной России, и казаков с Дона, Урала, Терека и Днепра, в основном занимались жители Поволжья. На протяжении тысячелетия волжские разбойники были явлением типичным и обыденным, за которым не трудно рассмотреть социально-экономическую подоплеку и неразрывную связь с развитием и расцветом торговли.

Когда Волга стала торговым путем, неизвестно. Первые упоминания реки относятся еще к античным временам, когда ее называли Оар и Ра. Достоверных сведений о том, торговали ли без посредников греки с племенами, населявшими волжские берега, не сохранилось. Можно уверенно говорить о том, что в IV–VI вв. Волгу посещали персидские торговцы, а в VII в. сформировался Великий Волжский путь, получивший известность также как путь «Из варяг в хазары». Начинался он от берегов Балтийского моря, шел по Неве, Ладожскому и Онежскому озерам, затем по системе малых рек и волоков до верховий Волги и затем непосредственно по Волге. Хазарский каганат не был конечной южной точкой следования товаров, далее по Каспийскому морю купцы достигали берегов Персии. Путь по Волге известен еще и как путь «Из варяг в персы». Волжский путь сохранял свое значение и после падения Хазарии. С XI в., когда возросла торгово-посредническая роль Волжской Булгарии, он стал называться «Из варяг в булгары». После короткого периода упадка, вызванного монгольскими завоеваниями, Волга вновь приобрела прежнее значение. А с середины XVI в., с включением всего Поволжья в состав Русского государства, Волга стала огромной по протяженности и торговому обороту транзитной магистралью.

По мере формирования Великого Волжского пути развивалось речное. Важные сведения, отмеченные в русских летописях, о массовом разбое на Волге и ее притоках относятся к ушкуйникам – новгородской вольнице, к которой присоединялись выходцы из других русских княжеств.

Первый крупный пиратский поход ушкуйников по Волге состоялся в 1360 г., когда на Каме «Новгородци взяша Жукотин, и много бесермен посекли мужей и жен». Далее последовали новые опустошительные набеги. Только с 1360 по 1375 год состоялось восемь крупных походов на Среднюю Волгу, не считая налетов мелких партий.

На Волге ушкуйники безраздельно господствовали на протяжении столетия. По поручению русских князей они наносили удары по золотоордынским городам, но чаще, как и классические пираты, находились в состоянии войны со всеми – захватывали торговые караваны, грабили русские и татарские города. Как явление ушкуйничество могло возникнуть только на Волге, по которой в XIV–XV вв. проходила граница, разделяющая владения Орды и русских княжеств. На этом плохо контролируемом пограничье, в условиях, с одной стороны, ослабления и распада Золотой Орды, с другой – медленного становления и укрепления русского централизованного государства, и появилось ушкуйничество.

Вопреки имеющему место мнению, ушкуйники не являлись русскими патриотами. С одинаковым рвением они грабили татар и иноземных купцов, не церемонились и с единоверцами. Так, в 1375 г. отряд ушкуйников захватил и неделю методично грабил Кострому, затем опустошил Нижний Новгород, где также «много зла учиниша, бесермен, а християн в полон поведоша, а иных изсекоша…». Пленных нижегородцев разбойники продали в татарском городе Булгаре и оставшуюся часть полона – в Астрахани. Молодежь изначально из Новгорода, а впоследствии и из других областей – Двины и Вятки – отправлялась в походы отнюдь не за славой борцов за национальную свободу, а для заурядного грабежа, от которого в равной мере страдала вся многонациональная Волга. С ушкуйничеством было покончено только после присоединения к Московскому княжеству в 1478 г. Великого Новгорода и в 1489 г. Вятского края.

Пиратские традиции на Волге продолжили казаки. Русское государство во второй половине XVI в. только овладело Поволжьем, и власть в регионе долгое время оставалась непрочной. На разбойничий промысел казаки стекались на Волгу с Днепра, Дона, Урала и Терека. Действовали казаки мелкими партиями, но зачастую объединялись в крупные отряды, численно превосходящие охрану торговых караванов. В XVI–XVII вв. казаки грабили всех без разбора: царские и посольские суда, рыбачьи учуги и ватаги, ногайские и татарские поселения, караваны русских, персидских, бухарских и хивинских купцов. В это время казаки строили в укромных местах на берегах Волги тайные казачьи городки. На начало XVII в. известны восемь казачьих городков. В первом, располагавшемся в окрестностях современного села Вязовка Астраханской области, находилось до 150 казаков под началом атамана Верзиги, остальные семь стояли выше по течению.

Ряды речных пиратов пополняли татары и ногайцы. Еще в XV в. и те, и другие нападали на русских рыбаков, спускавшихся на промысел рыбы в низовья Волги. Общеизвестно, что в 1468 г. в волжской дельте астраханские татары ограбили русских послов и судно тверского купца Афанасия Никитина. Прославились нападениями на торговых людей и ногайцы. Недалеко от Астрахани они в 1558 г. напали на английское судно «Томас – Благое предприятие». Промышляли ногайцы и на каспийском взморье, где грабили суда, застигнутые внезапным ледоставом. В частности, в 1598 г. у острова Четыре Бугра они ограбили судно гилянских купцов. Один из пострадавших показал, что «…бусу де их громили мурзы больших Ногай… их тезиков и товары их поймали, а бусу их сожгли».

Начиная с середины XVI в., русское правительство предпринимало решительные, но не всегда регулярные меры по пресечению речного пиратства на Волге. Еще до присоединения Астрахани стрельцы начали патрулировать Волгу, пойманных разбойников демонстративно казнили, в том числе в присутствии иностранных послов. С приближением карательных отрядов крупные партии казаков покидали Волгу. В 1581 г. часть казачьей вольницы в 540 человек увел к купцам Строгановым, а затем в Сибирь атаман Ермак. В тот же год волжские казаки числом около 800 человек с атаманом Нечаем во главе перебрались на реку Яик, где пополнили ряды местного казачества. Некоторые казаки находили временные прибежища на берегу и островах в северо-западной части Каспийского моря. Однако как только ослабевал контроль, грабежи на Волге начинались с новой силой.

Понимая транспортное значение Великого Волжского пути, правительство постепенно вытесняло вольных казаков с Волги. На волжских берегах были построены города-крепости: Самара (1586), Царицын (1589), Саратов (1590). В XVII в. появились новые крепости: Черный Яр (1627), Красный Яр (1650), Камышин (1668). По распоряжению воевод уничтожались казачьи городки и самовольные поселения беглых крестьян. Энергичные меры русского правительства, направленные на обеспечение безопасности транзита грузов, привели к тому, что казачье сообщество на Волге, начавшее формироваться в XV в., к середине XVI в. прекратило существование.

Апогеем казачьего разбоя стал поход казачьей вольницы под началом атамана Степана Разина в 1667–1669 гг. на Волгу и Каспийское море. Весной 1667 г. казаки напали на крупный торговый караван, захватили товары, боеприпасы и морские струги, принадлежавшие московским купцам, патриарху и самому царю. В Волжской дельте, у входа в рукав Бузан они разгромили отряд стрельцов, возглавляемый астраханским воеводой С. Беклемишевым, затем ушли на р. Урал, где захватили Яицкий городок. В начале марта 1668 г. отряд Разина покинул Яик и остановился на острове Чечень. В течение нескольких недель казаки совершали набеги на рыбные промыслы в дельте Волги, останавливали и грабили суда, курсировавшие между Астраханью и Терками. Пополнив запасы провианта и боеприпасов, пиратская флотилия направилась в пределы Персии. В августе 1669 г. разбойничий отряд вернулся из похода и подошел к устью Волги, где казаки разграбили учуг Басаргу и персидское судно, на котором русскому царю Алексею Михайловичу везли подарки персидского шаха. Не в состоянии справиться с крупным разбойничьим отрядом, астраханские воеводы вручили казакам царскую грамоту, прощающую им, при условии их примерного впредь поведения, все предыдущие разбои и пропустили их на Дон.

После подавления в 1671 г. восстания под предводительством С. Разина волжские пираты стали действовать небольшими партиями, в поисках добычи все чаще уходили в Каспийское море. Но и здесь государство стремилось установить строгий контроль на торговых путях. Когда в 1660-х гг. наметилось тесное сближение с Персией и появилась возможность направить торговый поток шелка в Европу через Россию, правительство безотлагательно берется за обеспечение его безопасности. 19 июня 1667 года последовал царский указ «для посылок из Астрахани на Хвалынское море делать корабли в Коломенском уезде, в селе Дединове…». Для этой цели в Голландии наняли моряков, с помощью которых построили несколько военных судов по европейскому образцу.

В мае 1668 г. спустили на воду 22-пушечный трехмачтовый корабль «Орел», а немного позже – яхту, два шнека и бот. В августе 1669 г. корабли прибыли в Астрахань.

О важности проекта свидетельствуют последующие действия правительства, не желающего останавливаться на достигнутом. К весне 1670 г. в Дединове построили еще одну яхту и 32-весельную галеру. В то же время на верфи Астраханского делового двора выстроили и в апреле спустили на воду 26-весельную галеру, вооруженную 8 пушками. Это было реально существовавшее боевое соединение, состоявшее из судов способных успешно действовать как в море, так и на Волге. Однако кораблям первой русской военной флотилии не удалось соединиться и приступить к охране торгового пути, проходящему по Волге и Каспию. В августе 1670 г. Астрахань захватили казаки Степана Разина, иностранные моряки сбежали из города.

Корабли десять лет простояли в р. Кутум и в 1679 г. были разобраны.

В конце XVII в. закончилась эпопея казачьего разбоя, но речное пиратство на Волге и ее притоках Каме, Оке, Суре, Вятке, Пьяне и других не исчезло. От многочисленных повинностей, неурожаев и эпизоотий в леса Поволжья бежали крестьяне, там же скрывались дезертиры из армии и флота. О количестве бродяг в XVIII в. красноречиво свидетельствует ревизия крестьян 1748 г. Только по официальным данным их насчитывалось 200 000 человек.

Многие беглецы оседали в отдаленных селениях, другие сбивались в кочующие станицы, предпочитая разбоем добывать себе средства к существованию. В XVIII – начале XIX вв. волжские воды уже не бороздили пиратские флотилии, состоящие из десятков стругов, на разбой отправлялись небольшие отряды на двух-трех легких суденышках с общей численностью экипажей не более ста человек.

Плавание по Волге и ее притокам в XVIII в. считалось предприятием чрезвычайно опасным. На Средней Волге пираты атаковали частные и казенные суда, разоряли и жгли села и небольшие городки, помещичьи усадьбы и монастыри. В 1747 г. они напали на г. Сарапул, в 1756 г. разграбили г. Алатырь, в 1773 г. – Кайгородок. Иллюстрирует серьезность положения путешествие в 1744 г. русского посольства, отправленного в Китай. На отрезке пути от Москвы до Казани посольское судно несколько раз подвергалось нападениям, но смогло отбиться, однако на Оке дипломаты насчитали более пятидесяти разграбленных судов. Не менее сложным было положение в низовьях Волги. Разбойники грабили села и купеческие суда, на рыболовных ватагах пополняли запасы пороха и оружия, здесь же оснащали морские лодки, на которых уходили на пиратский промысел в Каспийское море. В XVIII в. речным разбоем на Средней Волге прославились атаманы Кнут, Галанка, Брагин, Зубакин, Шагала, на Нижней Волге и в дельте – Заметайлов, Кулага, Сивый Беркут и др. Анализируя эпоху XVIII в., историк Д.Л. Мордовцев отмечал: «Разбои были таким естественным делом, что в самих столицах нельзя было рассчитывать на совершенную безопасность… Но нигде разбои не принимали таких страшных размеров как в Поволжье».

В XVIII в. правительство инициировало ряд мероприятий, направленных на искоренение разбоев на Волге. По рекам начали курсировать солдатские команды, были взяты на строгий учет все лодки прибрежных жителей, введена их маркировка, за выдачу или поимку каждого разбойника правительство назначило вознаграждение. Безопасность Волжского пути обеспечивало созданное во второй половине XVIII в. Астраханское казачье войско. К охране грузов привлекли и судовладельцев, которым для отражения нападений пиратов разрешили вооружать команды судов. На выходе в Каспийское море создавались брандвахты, поиском разбойников, скрывавшихся в лабиринте проток и чернях, занимались специальные солдатские и казачьи команды.

Несмотря на принятые меры, борьба с разбоями на реках Поволжья шла с переменным успехом. Пиратов ловили, клеймили и вешали. И тогда по Волге плыли плоты с виселицами. А бывало, что опытные атаманы уводили свои партии от солдат или в некоторых случаях успешно выходили из столкновений. В частности, в 1756 г. разбойники разбили отряд солдат в устье Суры. В схватке они потеряли шесть человек, солдаты – 27.

К концу XVIII столетия завершилась эпоха расцвета речного разбоя в Поволжье, но пиратство полностью не исчезло. В борьбе с ним очередные действия предпринимаются в царствовании Павла I. 20 июня 1797 г. император подписал указ о создании на Волге гардкоутной стражи. В Казанском адмиралтействе построили девять гардкоутов – легких парусно-гребных военных судов, каждое из которых было вооружено пушкой и четырьмя фальконетами. По мере спуска на воду суда заняли диспозицию: три от Астрахани до Царицына, следующие три – до Казани, другие охраняли верхнюю часть Волги. В Астрахань первые три гардкоута прибыли и приступили к охране установленного участка в 1798 г.

На дистанцию гардкоуты выходили ранней весной и прекращали патрулирование с окончанием навигации. В это время экипажи досматривали проходящие суда, снимали с них беспаспортных и препровождали их в полицию. Основной целью гардкоутной стражи было задержание или, в случае сопротивления, уничтожение разбойников. Командирам предписывалось прилагать старание к исполнению обязанностей, иначе им грозило судебное разбирательство. Однако и эти строгие меры не привели к полному прекращению разбоев.

В 1804 г. число гардкоутов было увеличено до 12. Девять из них снаряжались в Казанском адмиралтействе и патрулировали верховья Волги до Царицына. Три гардкоута отправлялись от Астраханского адмиралтейства.

Надзор за безопасным прохождением речного транспорта был усилен после утверждения 17 февраля 1823 г. положения «О мерах к прекращению разбоев по нижней части реки Волги». Положение включало ряд административных и военно-полицейских мероприятий, направленных на пресечение разбойных нападений на проходящие по Волге суда на речном отрезке от Костромы до Астрахани. В соответствии с Положением земская полиция учредила военные посты на наиболее опасных участках пути, все суда и лодки поволжских губерний были отмечены знаками, окрашенными цветом губерний: Нижегородской – красным, Казанской – желтой, Симбирской – белой, Астраханской – голубой. Ответственность за безопасность судов возложили и на судохозяев, обязав их иметь на судах вооруженные вахты и оказывать друг другу содействие.

Морское министерство увеличило число гардкоутов до восемнадцати. 

В 1828 г. в связи с упразднением Казанского адмиралтейства все 18 гардкоутов передали в ведение Главного управления путей сообщения. Для несения службы по охране торгового судоходства указом Николая I был создан особый 2-й полубатальон 9-го военно-рабочего батальона. Новое формирование состояло из трех рот, каждая из которых имела по штату 90 рядовых, 6 унтер-офицеров, фельдфебеля, 2 барабанщиков, писаря, фельдшера и цирюльника. На один гардкоут полагался унтер-офицер и 15 рядовых. Для крейсерской службы по Волге определили три дистанции: первая – от Костромы до Казани, с реками Ока и Сура; вторая – от Казани до Хвалынска, с реками Кама и Вятка; третья – от Хвалынска до Астрахани.

Следствием предпринятых в 20-х гг. XIX в. правительственных мер стало постепенное снижение числа нападений на суда. Только в отдельные годы на Волге появлялись новые партии разбойников и тогда грабежи усиливались. В 1839 г. на Средней Волге нападениям подверглись три судна, в 1846 г. – восемь, в 1847 г. – девять лодок и судов. С 1820-х гг. разбой на Волге стал носить эпизодический характер, речные пираты уже не отбирали товары, их интересовали только деньги. После уничтожения в 1848 г. разбойничьих убежищ в Жигулевских горах поволжская вольница окончательно отжила свой век.

Вместе с прекращением разбоев отпала и необходимость в охране Волжского торгового пути. В 1841 г., по представлению астраханского губернатора И.С. Тимирязева, императорским указом в низовьях Волги отменяются казачьи посты. Именным указом от 20 декабря 1856 г. в течении 1857 г. упраздняются, назначенные «для крейсерства на Волге Гардкоутный экипаж и Гардкоуты». Указ предусматривал: «Сбереженные от сего суммы… обратить на постепенное введение пароходства, для надзора и улучшения вообще Судоходной полиции на Волге…». Развитие пароходства на Волге, в свою очередь, послужившее исчезновению бурлачества, бывшей естественной средой питавшей разбои, способствовало окончательному исчезновению речного пиратства.

Во второй половине XIX в. на смену армейским и флотским формированиям, ранее обеспечивающим безопасность грузопотока по Волге, в губернских городах создается речная полиция. К ее обязанностям было отнесено: надзор за судоходством и порядком в портах и на реках, наблюдение за выполнением судовладельцами противопожарных и санитарных требований, принятие мер к спасению утопающих людей и погибающих судов. В Астрахани речную полицию учредили в 1876 г. «в видах охранения порядка на городских водах и предупреждения пожаров на судах и пристанях». С изменением криминальной обстановки, в функционал речной полиции вошло только препятствование воровству и бродяжничеству на водах. Речное пиратство на Волге и ее притоках ушло в прошлое.

М.А. Кирокосьян, «Астраханский краеведческий вестник»

© Астраханское отделение РГО

© Издатель: Сорокин Роман Васильевич