В сентябре в Астрахани прошел Международный литературный фестиваль «Поехали! в Астрахань» гран-при фестиваля, а так же вторую премию «Память предков» – золотой кинжал, – получил писатель из Санкт-Петербурга Лев Лапкин (псевдоним Саша Кругосветов). Что примечательно Саша Кругосветов обошел таких известных авторов, как Канта Ибрагимова – народного писателя Чеченской Республики, председатель Союза писателей Чечни, а так же Магомеда Ахмедова – народного поэта Дагестана, председателя Союза писателей Дагестана.
Лев Яковлевич Лапкин (Саша Кругосветов) – род. в 1941 году в эвакуации в Галич Костромской области. Автор двух докторских диссертаций в области ракетостроения. Детский писатель, публицист, автор реалистической прозы. Особенно известен его цикл книг для детей о приключениях капитана Александра. Лауреат престижных литературных премий, таких как «Алиса» премия им. Кира Булычева (Москва), Серебряный «РосКон» (Москва), «Аэлита – Орден Добра и Света» (Екатеринбург), «Изумрудный город» (Ялта), лауреат премии еженедельника «Литературная Россия» (Москва) и др.
Корреспондент «Факта и компромата» взял интервью у писателя.
«ФАКТ И КОМПРОМАТ»: Какой это Ваш фестиваль по счету?
САША КРУГОСВЕТОВ: На фестивалях «Поехали!» я впервые. А вообще участвовал во многих фестивалях в разных городах России и за рубежом. Очень рад, что побывал в Астрахани. Был здесь совсем давно – молодым еще парнем, это было еще во времена СССР. Запомнилась неповторимая архитектура кремля и деревянные набережные небольших поселков в дельте Волги. С тех пор у меня сохранились собственные зарисовки памятных уголков города, в которых мне удалось тогда побывать. А сейчас – замечательное литературное мероприятие, мягкий бархатный сезон и прекрасное настроение.
«ФАКТ И КОМПРОМАТ»: Что Вам дает участие в фестивалях в качестве участника и ведущего?
САША КРУГОСВЕТОВ: Мне кажется, писатель не должен быть затворником. Писатель должен путешествовать! Надо встречаться с товарищами по цеху, с читателями, послушать выступления писателей из разных регионов России. Попытаться поймать волну, на которую настроены писатели и читатели разных городов. Выслушать товарищескую критику – тоже очень полезно. И всерьез поговорить о проблемах, которые всех нас волнуют, – где еще это возможно, как не на фестивалях? Просто развлечься. Участие в слэме – это ведь очень увлекательно. А выкупаться в Волге...
«ФАКТ И КОМПРОМАТ»: Чем больше всего запомнился литературный фестиваль «Поехали! В Астрахань»?
САША КРУГОСВЕТОВ: Фестиваль запомнился прекрасной дружеской и непринужденной обстановкой, в которой тон задавала принимающая сторона, и в первую очередь – ваши замечательные писатели Юрий Никитин и Андрей Белянин. Очень рад, что в поэтическом слэме победили именно астраханские поэты. Ну и, конечно, королевой фестиваля была скромнейшая и умнейшая Мария Семенова. Ее мастер-классы оставили незабываемое впечатление.
«ФАКТ И КОМПРОМАТ»: Почему была выбрана такая тема Вашей лекции – «Парадоксы Льюиса Кэрролла и Умберто Эко»? Как на неё среагировала аудитория?
САША КРУГОСВЕТОВ: Очень люблю этих писателей. А почему парадоксы? Вся наша жизнь и творчество писателей сотканы из противоречий и парадоксов. И читатель наш любит неожиданные повороты сюжетов, внезапное исчезновение главного героя или его развенчание, незавершенные концовки романов или концовки-перевертыши. Человек сам сплошное противоречие, сочетание несовместимого. Мы хотим познавать свою противоречивую природу через неожиданные повороты нашей собственной жизни и, конечно же, именно это ищем и в литературе.
«ФАКТ И КОМПРОМАТ»: Если бы Вас попросили написать статью о фестивале, то какое название Вы бы ей дали?
САША КРУГОСВЕТОВ: Есть два варианта:
«Плодотворная дебютная идея – залог успеха всей партии» или
«Астраханские поэты начинают и выигрывают».
А дебютная идея принадлежит председателю правления Интернационального Союза писателей А.Н. Гриценко, который и взял на себя основные заботы по организации и проведению фестиваля. При этом надо отметить, что не только дебют, но и вся партия были разыграны с присущим Александру Николаевичу блеском.
«ФАКТ И КОМПРОМАТ»: Чего откровенно не хватило фестивальной программе, по Вашему мнению?
САША КРУГОСВЕТОВ: Мне кажется, астраханская пресса довольно хорошо освещала подготовку и начало фестиваля, но почему-то не было прессы о том, как завершился фестиваль. Возможно, публикации на эту тему еще появятся. Второе – в конце фестиваля почему-то не состоялся «открытый микрофон», хотя он был запланирован. Многие участники фестиваля из-за этого не получили ожидаемую аудиторию.
«ФАКТ И КОМПРОМАТ»: Удалось ли Вам познакомиться лично с астраханскими авторами и их творчеством? Кого можете отметить?
САША КРУГОСВЕТОВ: С творчеством маститых астраханских писателей я неплохо знаком. Фестиваль открыл новое имя поэтессы Александры Зайцевой, победившей в поэтическом слэме. В качестве приза Интернациональный Союз писателей обязался издать за свой счет ее поэтический сборник.
«ФАКТ И КОМПРОМАТ»: Поедете на второй фестиваль «Поехали! В Астрахань»?
САША КРУГОСВЕТОВ: Я бы хотел через год вновь приехать в Астрахань, и именно на фестиваль. А получится ли, сейчас сказать трудно. В любом случае, прошедший фестиваль, мне кажется, может дать начало хорошей культурной традиции. Хочу пожелать творческих успехов астраханской литературе – южному форпосту современной российской литературы.
«ФАКТ И КОМПРОМАТ»: Вы принимали участие в поэтическом слэме. Прочитали оригинальный пастиш. Видите смысл в таких мероприятиях? Приемлет поэзия соревнования?
САША КРУГОСВЕТОВ: Да, я участвовал в поэтическом слэме. Незадолго до фестиваля состоялся САША КРУГОСВЕТОВ: поединок известных рэперов Oxxxymironа и Славы КПСС по кличке «Гнойный». Баттл долго готовился и вызвал большой резонанс в СМИ. Не могу сказать, что мне близка субкультура рэпа и хип-хопа. Это просто субкультура, и этим все сказано. Тем не менее в этой субкультуре много интересного. В частности, в хип-хопе и в рэпе предъявляются высокие требования к форме и приемам стихосложения. Ценятся не только удачные панчи, но также и сложные приемы – использование двойных, тройных, перекрестных рифм, а также изощренность рифм. В частности, многие треки Oxxxymironа отличаются изощренностью формы. Правда, в этом жанре очень часто следование требованиям интересной формы происходит за счет смысла, временами – грубо-вульгарного, временами – просто непристойного. Я написал два баттла – «Саша Кругосветов vs Oxxxymiron» и «Саша Кругосветов vs Гнойный». Но без использования обсценной лексики. С этими баттлами я вошел в финал слэма.
САША КРУГОСВЕТОВ: Мне понравился кремль Астрахани. Все содержится в прекрасном состоянии, сделаны интересные музеи. И, конечно, музей Хлебникова. Прекрасный музей, сделанный с огромной любовью к этому замечательному поэту и его семье.
«ФАКТ И КОМПРОМАТ»: Какие темы звучали в течение четырех дней среди участников? И почему? Что сейчас волнует писателей и читателей?
САША КРУГОСВЕТОВ: Много говорилось о том, в какой степени писатель должен ориентироваться на вкус читателя, а в какой степени самому формировать этот вкус. Как писателю продвигать свои произведения в условиях уменьшающегося спроса на бумажные книги.
Во многом тон на фестивале задавала Мария Семенова. Она говорила о том, какие богатства сокрыты в нашей славянской истории и культуре наших предков. Она говорила о том, что российская культура должна идти своим путем, опираясь на нашу богатейшую национальную культуру.
«ФАКТ И КОМПРОМАТ»: Ваша формула идеального литературного фестиваля?
САША КРУГОСВЕТОВ: Фестиваль «Поехали!», прошедший в Астрахани, мне понравился. И по форме, и по содержанию. Что бы я предложил улучшить? Сделать более широкую тематику, проводить параллельно несколько мастер-классов, дать больше лекций. И – то, что я уже сказал, – дать свободный микрофон, чтобы могли выступить молодые авторы.
«ФАКТ И КОМПРОМАТ»: У творчества есть время года? Осенью пишется лучше, чем в другое время?
САША КРУГОСВЕТОВ: Не думаю. Пишется хорошо в любое время. Если душа поет. Если пишется. Но, конечно, в осени есть свое очарование. «Унылая пора, очей очарование»… Мы знаем осенние периоды взлета творчества поэтов, художников. Но необязательно. Ван Гог и Гоген любили лето, Саврасов – весну, Куинджи – зиму и лето. Это художники. У разных литераторов могут быть свои предпочтения. А вот фестивали проводить осенью очень хорошо. Потому что спала жара. Потому что еще тепло. Потому что именно осенью хочется поделиться с коллегами своими планами. Потому что осенью дети хотят встретиться с любимыми писателями.
«ФАКТ И КОМПРОМАТ»: Кто-то, возможно, что-то начал писать или продолжил прямо во время фестиваля?
САША КРУГОСВЕТОВ: Этого я не знаю. Было много интересных контактов. Я, например, познакомился с творчеством Светы Богдановой, которая блистала своей прозой лет 7 назад, потом был перерыв, а теперь она решила снова вернуться к литературе.
Вряд ли кто-то всерьез работал прямо во время фестиваля. Была очень напряженная программа, и, думаю, для работы над текстами не было времени. А замыслы могли возникнуть. Я, например, решил подготовить в сборник фантастики издательства «КомМ» фантастический рассказ о том, как изменится наш мир через 70 лет. И вот сейчас я его написал, название – «Возвращение домой». Тема возвращения вообще для меня знаковая. Многие мои рассказы заканчиваются фразой «Пора домой!». Возвращение блудного сына – одна из важнейших и многозначных притч Нового Завета. Это тема оставленности и возвращения к истокам. Так же как и притча о потерянном зерне. Так же как моление о чаше. И она, эта тема, естественно, находит отклик в произведениях многих литераторов и художников. Эта тема – один из краеугольных архетипов, на который опирается и будет опираться литература.
«Поехали! В Астрахань»: интервью с Юрием Никитиным, соорганизатором X Всероссийского литературного фестиваля
Литфестиваль «Поехали в Астрахань!»: итоги
AST-NEWS.ru
Лев Яковлевич Лапкин (Саша Кругосветов) – род. в 1941 году в эвакуации в Галич Костромской области. Автор двух докторских диссертаций в области ракетостроения. Детский писатель, публицист, автор реалистической прозы. Особенно известен его цикл книг для детей о приключениях капитана Александра. Лауреат престижных литературных премий, таких как «Алиса» премия им. Кира Булычева (Москва), Серебряный «РосКон» (Москва), «Аэлита – Орден Добра и Света» (Екатеринбург), «Изумрудный город» (Ялта), лауреат премии еженедельника «Литературная Россия» (Москва) и др.
Корреспондент «Факта и компромата» взял интервью у писателя.
«ФАКТ И КОМПРОМАТ»: Какой это Ваш фестиваль по счету?
САША КРУГОСВЕТОВ: На фестивалях «Поехали!» я впервые. А вообще участвовал во многих фестивалях в разных городах России и за рубежом. Очень рад, что побывал в Астрахани. Был здесь совсем давно – молодым еще парнем, это было еще во времена СССР. Запомнилась неповторимая архитектура кремля и деревянные набережные небольших поселков в дельте Волги. С тех пор у меня сохранились собственные зарисовки памятных уголков города, в которых мне удалось тогда побывать. А сейчас – замечательное литературное мероприятие, мягкий бархатный сезон и прекрасное настроение.
«ФАКТ И КОМПРОМАТ»: Что Вам дает участие в фестивалях в качестве участника и ведущего?
САША КРУГОСВЕТОВ: Мне кажется, писатель не должен быть затворником. Писатель должен путешествовать! Надо встречаться с товарищами по цеху, с читателями, послушать выступления писателей из разных регионов России. Попытаться поймать волну, на которую настроены писатели и читатели разных городов. Выслушать товарищескую критику – тоже очень полезно. И всерьез поговорить о проблемах, которые всех нас волнуют, – где еще это возможно, как не на фестивалях? Просто развлечься. Участие в слэме – это ведь очень увлекательно. А выкупаться в Волге...
«ФАКТ И КОМПРОМАТ»: Чем больше всего запомнился литературный фестиваль «Поехали! В Астрахань»?
САША КРУГОСВЕТОВ: Фестиваль запомнился прекрасной дружеской и непринужденной обстановкой, в которой тон задавала принимающая сторона, и в первую очередь – ваши замечательные писатели Юрий Никитин и Андрей Белянин. Очень рад, что в поэтическом слэме победили именно астраханские поэты. Ну и, конечно, королевой фестиваля была скромнейшая и умнейшая Мария Семенова. Ее мастер-классы оставили незабываемое впечатление.
«ФАКТ И КОМПРОМАТ»: Почему была выбрана такая тема Вашей лекции – «Парадоксы Льюиса Кэрролла и Умберто Эко»? Как на неё среагировала аудитория?
САША КРУГОСВЕТОВ: Очень люблю этих писателей. А почему парадоксы? Вся наша жизнь и творчество писателей сотканы из противоречий и парадоксов. И читатель наш любит неожиданные повороты сюжетов, внезапное исчезновение главного героя или его развенчание, незавершенные концовки романов или концовки-перевертыши. Человек сам сплошное противоречие, сочетание несовместимого. Мы хотим познавать свою противоречивую природу через неожиданные повороты нашей собственной жизни и, конечно же, именно это ищем и в литературе.
«ФАКТ И КОМПРОМАТ»: Если бы Вас попросили написать статью о фестивале, то какое название Вы бы ей дали?
САША КРУГОСВЕТОВ: Есть два варианта:
«Плодотворная дебютная идея – залог успеха всей партии» или
«Астраханские поэты начинают и выигрывают».
А дебютная идея принадлежит председателю правления Интернационального Союза писателей А.Н. Гриценко, который и взял на себя основные заботы по организации и проведению фестиваля. При этом надо отметить, что не только дебют, но и вся партия были разыграны с присущим Александру Николаевичу блеском.
«ФАКТ И КОМПРОМАТ»: Чего откровенно не хватило фестивальной программе, по Вашему мнению?
САША КРУГОСВЕТОВ: Мне кажется, астраханская пресса довольно хорошо освещала подготовку и начало фестиваля, но почему-то не было прессы о том, как завершился фестиваль. Возможно, публикации на эту тему еще появятся. Второе – в конце фестиваля почему-то не состоялся «открытый микрофон», хотя он был запланирован. Многие участники фестиваля из-за этого не получили ожидаемую аудиторию.
«ФАКТ И КОМПРОМАТ»: Удалось ли Вам познакомиться лично с астраханскими авторами и их творчеством? Кого можете отметить?
САША КРУГОСВЕТОВ: С творчеством маститых астраханских писателей я неплохо знаком. Фестиваль открыл новое имя поэтессы Александры Зайцевой, победившей в поэтическом слэме. В качестве приза Интернациональный Союз писателей обязался издать за свой счет ее поэтический сборник.
«ФАКТ И КОМПРОМАТ»: Поедете на второй фестиваль «Поехали! В Астрахань»?
САША КРУГОСВЕТОВ: Я бы хотел через год вновь приехать в Астрахань, и именно на фестиваль. А получится ли, сейчас сказать трудно. В любом случае, прошедший фестиваль, мне кажется, может дать начало хорошей культурной традиции. Хочу пожелать творческих успехов астраханской литературе – южному форпосту современной российской литературы.
«ФАКТ И КОМПРОМАТ»: Вы принимали участие в поэтическом слэме. Прочитали оригинальный пастиш. Видите смысл в таких мероприятиях? Приемлет поэзия соревнования?
САША КРУГОСВЕТОВ: Да, я участвовал в поэтическом слэме. Незадолго до фестиваля состоялся САША КРУГОСВЕТОВ: поединок известных рэперов Oxxxymironа и Славы КПСС по кличке «Гнойный». Баттл долго готовился и вызвал большой резонанс в СМИ. Не могу сказать, что мне близка субкультура рэпа и хип-хопа. Это просто субкультура, и этим все сказано. Тем не менее в этой субкультуре много интересного. В частности, в хип-хопе и в рэпе предъявляются высокие требования к форме и приемам стихосложения. Ценятся не только удачные панчи, но также и сложные приемы – использование двойных, тройных, перекрестных рифм, а также изощренность рифм. В частности, многие треки Oxxxymironа отличаются изощренностью формы. Правда, в этом жанре очень часто следование требованиям интересной формы происходит за счет смысла, временами – грубо-вульгарного, временами – просто непристойного. Я написал два баттла – «Саша Кругосветов vs Oxxxymiron» и «Саша Кругосветов vs Гнойный». Но без использования обсценной лексики. С этими баттлами я вошел в финал слэма.
Да, я вижу смысл в подобных мероприятиях. Это весело, это прекрасное развлечение. Но это, конечно, развлечение. Выигрывает не тот, у кого лучшие стихи, а тот, кто сумеет лучше преподнести свои стихи и самого себя.«ФАКТ И КОМПРОМАТ»: Во время фестиваля была насыщенная культурная программа. Музеи галереи, храмы. Что вам запомнилось лично Вам?
САША КРУГОСВЕТОВ: Мне понравился кремль Астрахани. Все содержится в прекрасном состоянии, сделаны интересные музеи. И, конечно, музей Хлебникова. Прекрасный музей, сделанный с огромной любовью к этому замечательному поэту и его семье.
«ФАКТ И КОМПРОМАТ»: Какие темы звучали в течение четырех дней среди участников? И почему? Что сейчас волнует писателей и читателей?
САША КРУГОСВЕТОВ: Много говорилось о том, в какой степени писатель должен ориентироваться на вкус читателя, а в какой степени самому формировать этот вкус. Как писателю продвигать свои произведения в условиях уменьшающегося спроса на бумажные книги.
Во многом тон на фестивале задавала Мария Семенова. Она говорила о том, какие богатства сокрыты в нашей славянской истории и культуре наших предков. Она говорила о том, что российская культура должна идти своим путем, опираясь на нашу богатейшую национальную культуру.
«ФАКТ И КОМПРОМАТ»: Ваша формула идеального литературного фестиваля?
САША КРУГОСВЕТОВ: Фестиваль «Поехали!», прошедший в Астрахани, мне понравился. И по форме, и по содержанию. Что бы я предложил улучшить? Сделать более широкую тематику, проводить параллельно несколько мастер-классов, дать больше лекций. И – то, что я уже сказал, – дать свободный микрофон, чтобы могли выступить молодые авторы.
«ФАКТ И КОМПРОМАТ»: У творчества есть время года? Осенью пишется лучше, чем в другое время?
САША КРУГОСВЕТОВ: Не думаю. Пишется хорошо в любое время. Если душа поет. Если пишется. Но, конечно, в осени есть свое очарование. «Унылая пора, очей очарование»… Мы знаем осенние периоды взлета творчества поэтов, художников. Но необязательно. Ван Гог и Гоген любили лето, Саврасов – весну, Куинджи – зиму и лето. Это художники. У разных литераторов могут быть свои предпочтения. А вот фестивали проводить осенью очень хорошо. Потому что спала жара. Потому что еще тепло. Потому что именно осенью хочется поделиться с коллегами своими планами. Потому что осенью дети хотят встретиться с любимыми писателями.
«ФАКТ И КОМПРОМАТ»: Кто-то, возможно, что-то начал писать или продолжил прямо во время фестиваля?
САША КРУГОСВЕТОВ: Этого я не знаю. Было много интересных контактов. Я, например, познакомился с творчеством Светы Богдановой, которая блистала своей прозой лет 7 назад, потом был перерыв, а теперь она решила снова вернуться к литературе.
Вряд ли кто-то всерьез работал прямо во время фестиваля. Была очень напряженная программа, и, думаю, для работы над текстами не было времени. А замыслы могли возникнуть. Я, например, решил подготовить в сборник фантастики издательства «КомМ» фантастический рассказ о том, как изменится наш мир через 70 лет. И вот сейчас я его написал, название – «Возвращение домой». Тема возвращения вообще для меня знаковая. Многие мои рассказы заканчиваются фразой «Пора домой!». Возвращение блудного сына – одна из важнейших и многозначных притч Нового Завета. Это тема оставленности и возвращения к истокам. Так же как и притча о потерянном зерне. Так же как моление о чаше. И она, эта тема, естественно, находит отклик в произведениях многих литераторов и художников. Эта тема – один из краеугольных архетипов, на который опирается и будет опираться литература.
Беседу вела Мария Зяблова
Читайте также:«Поехали! В Астрахань»: интервью с Юрием Никитиным, соорганизатором X Всероссийского литературного фестиваля
Литфестиваль «Поехали в Астрахань!»: итоги