В Гравюрном кабинете Астраханской картинной галереи работает выставка «Гравюра современных петербуржских художников из коллекции Владимира Мухина», демонстрирующая работы представителей ленинградского неофициального искусства второй половины XX века, входящих творческое объединение, известное как «Митьки».
Свою коллекцию привёз в наш город художник-график, печатник и коллекционер Владимир Мухин, лично знавший самобытных творцов андеграунда Ленинграда, теперь уже ставших классиками этого интереснейшего художественного явления.
AST-NEWS.ru побывал на презентации выставки, где встретился с ее куратором, заведующей отделом зарубежного искусства Натальей Березиной и самим Владимиром Мухиным.
– Наталья Львовна! Расскажите о необычной выставке…
– Уникальная коллекция Владимира Константиновича, который был лично знаком с художникам-нонконформистами, творившими в советскую эпоху в Ленинграде, сложилась благодаря тому, что, работая печатником, помогал тиражировать их произведения. В знак признания мастера дарили Владимиру Константиновичу один из хороших оттисков с оригинала.
Главный хранитель Догадинки Татьяна Николаевна Макарова во время своей прошлогодней стажировки в Эрмитаже познакомилась с коллекционером, так завязался контакт. Не все привезенные гравюры вошли в экспозицию выставки, но значительное их количество, что позволило показать графические листы разных авторов. Графика «деда Митьков» Владимира Яшке раскрывает его как философа и своего рода символиста, интересны по «мультяшной» стилистике экслибрисы, выполненные Ольгой и Александром Флоренскими. Ярко выраженная индивидуальность работ передаёт уникальный мир, который создали Ирина Васильева, Пётр Белый, Василий Голубев, Иван Сотников, Андрей Кузьмин, Олег Котельников. Пейзажи, бытовые сцены, портреты – незатейливый мир городской повседневности, в котором столько простодушия и правды, некоторой сентиментальности, в то же время игры…
Все работы исполнены в технике линогравюры, но у каждого художника свой неповторимый почерк.
Особенности выставок графики состоит в том, что нельзя одновременно показывать много листов: их монохромность мешает восприятию.
Поэтому мы представляем чуть больше полусотни линогравюр, чтобы знакомство с ними было комфортным для широкого круга посетителей.
Линогравюра –один из самых древнейших способов печати, пришедший из Китая. Если сейчас графики берут в качестве материала линолеум, то раньше они использовали дерево.
– Владимир Константинович! Вы впервые в Астрахани?
– Да, но уже хочу вернуться сюда ещё. Я родом из Нижнего Новгорода и вижу некоторое сходство между нашими волжскими городами. Только в Астрахани отчётливо проступает её восточный колорит. Поражает обилие аутентичных застеклённых веранд в старых дворах, много интересной ковки, прекрасных карнизов. Встретил много домов с сохранившимися деревянными ставнями.
Мне понравился город, и я надеюсь, что нам удастся организовать с Астраханской картинной галереей ещё не одну выставку, чтобы представить творчество каждого художника ленинградского андеграунда из моей коллекции в полном объёме. Если в последней четверти ХХ века они являлись неформалами, то теперь их смело можно назвать классиками, отразившими эпоху каждый в своём неординарном ключе. В свое время их неформальное творчество стало глотком свежего воздуха и для художников, и для зрителей-современников, и для тех, кто обратился к их искусству позже. Но и сегодня многие их работы актуальны и образами, и непреходящими темами.
Познакомиться с выставкой, расположившейся в интерьере Гравюрного кабинета Догадинки, можно до конца октября. Для посетителей «Музейных двориков» в августе посещение выставки входит в стоимость билета.
Ранее AST-NEWS.ru писал о выставке «Пересечения» Александра Косыхина.