Губернатор Александр Жилкин уверен, что региональная экономика, освободившись от неэффективных производств, скоро начнет выходить из кризиса.
На заседании антикризисного совета он подчеркнул, что ситуация напряженная, но не критическая. “Если мы будем смотреть на полшага дальше, чем привыкли, то плавно выйдем из рецессии уже к концу года”, - уверен глава региона. Хотя показатели валового регионального продукта, объема промышленного производства и инвестиций в основной капитал оказались ниже прошлогоднего уровня, появилась тенденция к оздоровлению экономики.
Картину социально-экономической жизни области за пять месяцев представил в цифрах министр экономразвития Аскар Кабикеев. По сравнению с уровнем прошлого года показатель валового регионального продукта снизился на 6,5%, объема промышленного производства – на 18%. Выросли показатели валовой продукции сельского хозяйства (на 4%) и оборота розничной торговли. Особенно сильно “просели” цифры стройкомплекса: в феврале его объемы упали до 64,7%, однако уже с марта положение начало выправляться, и сегодня показатель поднялся до уровня 94,5%. Аналогичная ситуация наблюдалась в промышленности, транспорте и связи: сначала регистрировалось падение, но, по данным за апрель, показатель объема производства вырос до 98,7%.
Все это говорит об адаптации промышленников к новым условиям и наметившейся в экономике тенденции к постепенному оздоровлению. Как отметили на заседании, показатели региона выше среднероссийских, да и вообще дела обстоят не так уж плохо. В том же строительстве падение показателей произошло не только в силу кризисных явлений, но и по другим объективным причинам: завершение основного объема работ на крупных “юбилейных” объектах и зимние погодные условия. Нагляднее всего о стабильности обстановки в регионе простому астраханцу скажет уровень средней заработной платы, которая выросла на 4,4% и составила 13,2 тыс. рублей в месяц (в промышленности – 15-18 тысяч).
Однако оснований для благодушного настроения нет. Например, объем поступлений в бюджет от налога на прибыль крупных предприятий снизился до 62,6%, что свидетельствует о значительных трудностях промышленников. В связи с этим многие из них стали проводить политику оптимизации расходов, что в первую очередь ударило по персоналу: 3,2 тысячи человек перевели на неполный рабочий день, около 2 тысяч предполагается уволить и 127 работников уже сокращены.
Как было отмечено на заседании, предприятия испытывают потребность в кредитных ресурсах для пополнения оборотных средств, в целом по промышленности сумма составляет 700 млн. рублей. Однако при этом на многих производствах администрация крайне неохотно раскрывает состав дебиторской и кредиторской задолженностей, что мешает оказать им содействие в получении материальной помощи. Александр Жилкин назвал это явление “теневой экономикой” и сказал, что государственная поддержка и содействие в получении кредитов будет оказываться только компаниям с прозрачной финансовой отчетностью.
Среди предприятий, пока находящихся в упадке, на заседании назвали ОАО “Бассоль”, ЗАО “Кнауф-Гипс-Баскунчак”, ОАО “Астраханское стекловолокно”, ОАО ССЗ “Красные баррикады” и ОАО “Волго-Каспийский судоремзавод”. Но “просели” далеко не все отрасли. Например, наблюдается рост в производстве электронного и оптического электрооборудования (140,7%), резиновых и пластмассовых изделий (113,4%), транспортных средств и оборудования (111,9%), целлюлозно-бумажном производстве (107,6%) и пищепроме (104,2%). Среди лидеров - ООО “Астраханский рис”, “Астраханская сетевязальная фабрика”, “Мясокомбинат “Ахтубинский”, “Птицефабрика “Харабалинская”, “Группа Каспийская энергия” и ОАО “ССЗ им. А.П. Гужвина”.
Кстати, заседание проходило на одном из предприятий-лидеров – ООО “БМ “Астраханьстекло”, которое за два года прошло путь от банкротства до выпуска 500 тыс. штук стеклобутылок в сутки. Как сообщил его гендиректор Юрий Трахунов, сегодня идет строительство второй очереди: за рубежом приобретена современная печь, достраивается 60-метровая труба. После ее пуска “Астраханьстекло” выйдет на мировой уровень качества. Здесь работают 440 человек, средняя зарплата составляет 14,5 тысячи рублей. Губернатор отметил усилия менеджмента, который в условиях кризиса чувствует себя уверенно, и сказал, что производство стеклобанки крайне нужно региону, учитывая планы по наращиванию выпуска плодоовощной продукции.
В сфере строительства шли процессы, сходные с ситуацией в промышленности. В рамках антикризисных мероприятий в регионе создали банк проектов социального жилья, ведь все последние годы застройщики предпочитали строить жилье комфортное, оказавшееся невостребованным с началом кризиса. Проекты создаются с перспективой повторного применения, что значительно сократит время от выделения земельного участка до сдачи дома “под ключ”. Также федеральной власти было предложено выкупать социальное жилье не на стадии 70-процентной готовности, а меньшей – 15-25%, что позволит улучшить стимулирование как стройкомплекса, так и стройиндустрии. Предполагается, что в случае одобрения федерального центра в области будет реализован соответствующий пилотный проект.
Мер по стимуляции строителей в условиях кризиса достаточно много, причем Астрахань часто оказывалась “впереди России всей”. Например, это введение понижающего коэффициента на аренду земельного участка, выделяемого под жилищное строительство. Однако и строители должны пойти навстречу и не назначать цену за квадратный метр в 28-32 тыс. рублей. Как подчеркнули на заседании, 30% этой суммы часто составляли не реальные затраты, а желание застройщиков хорошо заработать. В регионе сегодня создана экспертная группа, которая занята расчетом затрат застройщиков, при этом в смету закладывается уровень рентабельности 8-15% - как учили еще в советских строительных институтах.
С теми же, у кого аппетиты окажутся выше, власть не пойдет на контакт, а поскольку строительство при участии средств по областным и федеральным программам сегодня чуть ли не единственная возможность остаться на плаву, угроза может оказаться действенной. Цены за квадратный метр уже поползли вниз. Губернатор выразил недоумение, куда строители с большими запросами девают деньги: “Ни в зарплате, ни в налоговых отчислениях я их не вижу”, и призвал обратить внимание на этот факт налоговое ведомство. По его словам, если сил местных строителей для ликвидации ветхого и аварийного жилья не хватит, сюда привлекут иногородние компании, согласные на региональный уровень рентабельности.
Большое внимание в регионе в рамках антикризисных мероприятий уделяется снижению социальной напряженности. За пять месяцев количество обратившихся в службу занятости увеличилось в полтора раза, по данным за май 10 тысяч человек официально зарегистрированы как безработные. Однако здесь тоже наблюдается тенденция к улучшению ситуации – в апреле на учете стояло 12 тысяч. В целом же подобное увеличение количества безработных, по словам губернатора, “можно объяснить только с психологической точки зрения”.
Так, половина обратившихся ранее нигде не работали и пришли за пособием, прослышав, что безработным будут платить 4900 рублей. Однако данной категории могут выплачивать лишь 800 рублей. Ситуация создалась парадоксальная. Регион на содействие занятости получил из федерального бюджета 700 млн. рублей, средства пойдут в том числе на выплаты безработным и освобожденным (полностью или частично) гражданам, согласным участвовать в общественных работах (около 4,5 тыс. рублей в месяц на руки). Рассчитывали привлечь 22 тысячи человек, а согласились лишь 3,7 тысячи – в основном из числа уволенных. Тунеядцы же предпочитают получать копейки и ничего не делать. Это при том, что область привлекла 6 тысяч гастарбайтеров для работы на полях и стройках.
Резюмируя, Александр Жилкин сказал, что в кризисе есть и положительные моменты. “Не будет ничего плохого, если рухнут неэффективные предприятия, продукт которых не востребован рынком. Они и раньше были головной болью, не платили легальную зарплату и уклонялись от налогообложения. А высвободившихся людей мы переучим и направим на другие производства”, - сказал он. Эффективные же собственники, по его мнению, должны проявить агрессивную политику выхода на новые рынки, поставляя новые товары и услуги, выполняя такие условия по качеству поставок, о которых ранее в области не помышляли.
Дмитрий БОРОВСКИЙ, "Волга" №78, от 03.06.09.