По следам ПМЭФ: о национальном рейтинге инвестиционной привлекательности регионов

Общественный представитель федерального Агентства стратегических инициатив в Астраханской области Александр Соловьёв принял участие в Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в качестве делегата, аккредитованного сетевым изданием «AST-NEWS.ru – Астраханские новости». Публикуем первую публикацию из серии подготовленных им материалов по следам прошедшего форума.

Некоторые мероприятия Петербургского международного экономического форума стали традиционными и проводятся каждый год, одним из них является ежегодная презентация национального рейтинга инвестиционной привлекательности регионов. Впервые он был представлен президенту страны В.В. Путину Агентством стратегических инициатив в 2014 году. Астраханская область с этого времени занимала от 67 до 40 места (результат по итогам 2019 года).

Для меня, как представителя АСИ, главным итогом ПМЭФ`21 стало вхождение Астраханской области в ТОП-30 национального рейтинга инвестиционной привлекательности регионов, что, как уже было сказано, произошло впервые за 8 лет.

Что это дает Астраханской области?

Необходимо разобраться в специфике этого рейтинга и истории его создания и формирования с 2014 года.

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне. Система показателей рейтинга разработана с учетом лучшего отечественного и мирового опыта, направленного на оценку состояния инвестиционного климата.

Рейтинг рассчитывается по 42 показателям по 4 направлениям:

• регуляторная среда; качество предоставления государственных услуг; показатели эффективности оказания различных государственных услуг для бизнеса; время прохождения, количество процедур и удовлетворенность предпринимателей типовыми административными процедурами (например, регистрация юридических лиц, выдача разрешений на строительство, выдача лицензий, регистрация прав собственности на недвижимость, подключение к электросетям).

• институты для бизнеса; эффективность институтов для бизнеса - наличие и качество инструментов защиты и улучшения инвестиционной среды; показатели работы и динамики развития институтов и механизмов для бизнеса (например, наличие и качество законодательства, защищающего права инвесторов, механизмы поддержки инвестиционной деятельности, оценка уровня коррупции и развития механизмов ГЧП).

• инфраструктура и ресурсы; наличие и качество инфраструктуры — показатели работы и уровня развития инфраструктуры, а также доступности ресурсов для ведения бизнеса и инвестиционной деятельности (например, оценка мер государственной поддержки и наличие финансирования, наличие физической инфраструктуры и ресурсов — таких, как автомобильные дороги, телекоммуникационная инфраструктура, наличие объектов инвестиционной инфраструктуры (технопарков, промышленных парков и инкубаторов), наличие, квалификация и достаточность необходимых трудовых ресурсов).

• поддержка малого предпринимательства; уровень развития малого предпринимательства (например, количество субъектов малого предпринимательства в расчете на 1 тысячу человек населения региона) и эффективность различных видов поддержки малого предпринимательства (например, оценка процедур получения государственного и муниципального заказа для субъектов малого и среднего предпринимательства, оценка необходимой для ведения бизнеса недвижимости, оценка доступности кредитных ресурсов и т.д.).

Получение информации по показателям осуществляется путем проведения опросов предпринимателей и экспертов, а также с использованием статистических данных. Существуют показатели, оцениваемые путем экспертной оценки. Для каждого региона формируется база из 35-40 экспертов на основании списков кандидатов, представленных деловыми объединениями («Опора России», ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия») и Агентством стратегических инициатив (АСИ).

Выборка респондентов для экспертной оценки формируется случайным образом из списка представленных кандидатов. Количество опрошенных респондентов по каждому из регионов – не менее 20.

Вторая группа показателей оценивается путем опроса предпринимателей из общей генеральной совокупности. Это опрос по показателям, по которым нет специфических требований к респондентам, осуществляется с помощью многоступенчатой стратифицированной (квотной) выборки, представляющей качественную модель бизнеса региона в общем, а также репрезентирующей каждый регион по двум критериям - размер и отрасль предприятия. Для каждого региона строится общая выборка предприятий на основе данных официальной региональной статистики о количестве действующих предприятий. В основу структуры выборочной совокупности закладываются критерии репрезентативности: размер предприятия, определяемый по ФЗ числом сотрудников и годовым объемом выручки, а также отрасль, согласно коду ОКВЭД. Предприятия-респонденты выбираются по квотам случайным образом из базы данных предприятий «Спарк-Интерфакс». Принцип случайности отбора респондентов обеспечивается механическим путем внутри сформированной совокупности по каждому из регионов. Объем базовой выборки составляет 300 респондентов на регион (максимальная статистическая погрешность составит 5,5%).

И третья группа показателей оценивается путем опроса предпринимателей из специальной генеральной совокупности. Данная выборка формируется с помощью невероятностного отбора одноступенчатым способом. Отбор осуществляется «целевым» (направленным) способом. Отбор респондентов осуществляется по критериям, описанным в гл. 5 Методологии - например, реальный опыт взаимодействия предпринимателей с органами власти по тем или иным вопросам либо получение определенных услуг, столкновение с определенными ситуациями и т.п. Для каждой группы вопросов формируется базовая совокупность. При этом могут использоваться списки потенциальных респондентов, представленные деловыми объединениями («Опора России», ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия»), АСИ, а также федеральными, региональными и местными органами исполнительной власти, ведомствами, организациями, осуществляющими оцениваемые действия (например, регистрацию предприятий или подключение к электросетям). Из заданной совокупности случайным образом опрашивается необходимое количество респондентов. При необходимости базовая совокупность может быть рекрутирована несколько раз.

Внутри каждой из базовых совокупностей осуществляется механический (систематический) отбор. Минимально возможное количество опрошенных при целевом отборе для каждого региона настоящего исследования – 25 респондентов (за исключением ситуаций, когда вся генеральная совокупность менее 25).

Повлиять на результаты рейтинга невозможно, как видно из вышеперечисленной выборки респондентов, фактически сами предприниматели дают оценку деятельности органов власти по различным, также упомянутым выше, показателям. Следует отметить, что рейтинг утверждается специально созданным Комитетом, куда вошли руководители всех бизнес объединений страны, ректоры ведущих экономических вузов страны, директора институтов развития.

Результаты рейтинга 2021 года на пленарном заседании прокомментировал президент России Владимир Путин, пообещав регионам и дальше системно помогать в улучшении деловой среды, попросив своих полпредов наращивать работу в этом направлении. «Прошу правительство сделать особый акцент на поддержку тех субъектов, где пока есть проблемы с привлечением инвестиций. Нужно помочь им внедрить лучшие управленческие практики, поднять уровень и качество работы с инвесторами. К 2024 году в каждом регионе для бизнеса нужно обеспечить прозрачные, предсказуемые и комфортные режимы», - сказал президент. По его словам, каждый регион должен будет обозначить приоритетные направления своего развития, например, градостроительные и инфраструктурные планы субъектов по прокладке инженерных сетей, дорог, систем коммуникаций. «Таким образом бизнесу будет проще выбрать оптимальное место для расположения нового производства или объекта. Нужно устранить избыточные формальности и согласования, причем это сделать нужно по самым чувствительным позициям, в том числе по подключению к сетям, получению разрешения на строительство», - подчеркнул российский лидер.

«Работа по созданию благоприятных условий для бизнеса не прекращалась, несмотря на пандемию: 40 из 85 регионов улучшили свой интегральный индекс по сравнению с прошлым годом. При этом больше выросли те субъекты, которые в рейтинге прошлого года находились во второй половине списка, то есть отстающие», - заявила на презентации рейтинга глава АСИ Светлана Чупшева. Лидерство удержала Москва, второе место также сохранил за собой Татарстан. В первую пятерку рейтинга вернулась Тюменская область, заняв третье место. На четвертом месте – Тульская область, замыкает первую пятерку Башкирия.

Большинству регионов удалось улучшить свои результаты за счет сокращения времени прохождения различных процедур, например, получения разрешения на стройку, подключения к сетям, постановке на кадастровый учет, а также благодаря улучшению качества каналов взаимодействия бизнеса и руководства регионов. Также среди факторов, оказавших положительное влияние на деловой климат – показатели, связанные с поддержкой малого и среднего бизнеса.

В этом году предприниматели отметили, что процесс аренды площадей стал более удобным, а доступность кредитных ресурсов существенно возросла. Еще одним положительным фактором стало сокращение уровня административного давления на бизнес. «Пожалуй, это впервые за всю историю рейтинга. В прошлом году правительство приняло решение о моратории на проверки, и вот результат. Дает плоды и комплексная работа в этом направлении, которую ведут власти», - подчеркнула Чупшева.

Рейтинги инвестиционной привлекательности регионов являются на сегодняшний день наиболее комплексными и сложными исследованиями в области региональной экономики, благодаря чему вызывают значительный интерес у представителей федеральных и региональных органов власти, которые используют их в качестве индикаторов эффективности региональной экономической политики. Это подтверждается тем, что публикация каждого нового рейтинга обязательно сопровождается волной комментариев со стороны представителей администраций субъектов, включенных в рейтинг. Главы регионов регулярно ссылаются на результаты рейтингов в своих ежегодных посланиях и выступлениях на экономических совещаниях. На многих региональных инвестиционных порталах открыты специальные разделы, в которых представлена подробная информация о позициях региона в рейтингах инвестиционной привлекательности.

Основной целевой аудиторией инвестиционных рейтингов регионов являются, безусловно, инвесторы, которые изучают этот рейтинг и его показатели в совокупности с предложенными регионами проектами при принятии решения о финансировании. При этом, с осторожностью относятся к российским рейтингам инвестиционной привлекательности регионов пока относятся зарубежные инвесторы, которым не всегда понятна методология этих рейтингов. При выборе региона вложения капитала иностранные компании часто опираются на рейтинги кредитоспособности регионов, которые в России в основном присваиваются международными рейтинговыми агентствами. Однако, сегодня с полной уверенностью можно сказать, что рейтинг дает возможность регионам провести «работу над ошибками» при анализе причин отставания по его показателям, а также изучить лучшие практики других субъектов РФ в сфере инвестиций и взаимоотношения с бизнесом для их тиражирования на своей территории.

Александр Соловьев, общественный представитель АСИ в Астраханской области