Вместе со специалистами из студии Sill Games разбираем игру Enshrouded: о чем говорит ее успех и какие изменения можно ждать в игровой сфере игр на выживание в ближайшее время?
В начале 2024 в игровой сфере вышло множество крутых проектов, два из которых — это несравненные хиты в жанре песочниц с элементами выживания. Сначала выходит проект Palworld - он всего за три дня продается тиражом в 3 миллиона копий, а затем через неделю после него выходит новинка Enshrouded, которая становится таким же крутым бестселлером. Спустя месяц после запуска проекта Enshrouded студия Keen Studio говорила о том, что ее игру попробовало около 2 млн пользователей – мы со специалистами из студии Skill Games считаем, что этот успех стоит нашего обзора!
Основной сюжет Enshrouded
Основной сюжет проекта разворачивается на руинах заброшенного королевства под названием Эмбервейл. Раньше здесь жили люди и таинственная раса Древних, но с того времени земли пришли в запустение. Основная причина упадка кроется в Пелене – это таинственная напасть, которую люди выпускают наружу в погоне за своим могуществом. Все что оказывается внутри ее таинственного цветного тумана сразу же меняется: люди и другие существа вдохнув споры превращаются в самых безобразных монстров, место меняется так, как будто вы попали на другую планету. Жители Эмбервейла сразу поняли, что поражение неизбежно и они объединяют свои усилия чтобы создать Пламярожденных – существ с человеческой внешностью, но с магическими способностями Древних. Представители новой расы погружаются в многолетний сон, чтобы проснуться уже после падения королевства и вернуть огонь цивилизации в эти земли. Сделать это будет очень сложно, особенно когда в начале игры ваш отпрыск Пламени просыпается в крипте на окраине королевства – у него с собой ничего нет, только штаны и собственный кулак, а о причинах бедствия он имеет только общее представление – для него все только начинается.
Поэтому прежде спасать мир, сначала нужно научиться выживать, а значит для этого игроку придется заниматься и рубкой дров, и сбором ягод, и даже охотой. Через эти действия игра подталкивает пользователей к другому важному пласту геймплея – исследованию. На контрасте с другими играми выживания проект не создается с нуля алгоритмами процедурной генерации, а создается именно вручную разработчиками. При этом Эмбервейл все равно впечатляет каждого своими масштабами и в нем точно есть что изучать.
Заимствование идеи Enshrouded у других проектов
Опытный игрок с первой минуты увидит источник вдохновения разработчиков: когда пользователь просыпается в металлической капсуле, которая похоже на печку-буржуйку, то сразу становится все понятно. Дальше вы получайте от Алтаря Пламенем в вашей крипте стартовые инструкции. После этого игра начинает выпускать вас сразу же в открытый мир и все это безумно напоминает вступление к проекту The Legend of Zelda: Breath of the Wild. Конечно, по одному вступлению выводы делать нельзя, но если вы начнете играть дальше, то сразу встретите огромное количество ассоциаций - их становится только больше с каждым минутой. Прежде всего в глаза бросается круглая полоса выносливости и глайдер, который позволяет герою очень быстро спускаться с различных высоких объектов. Таких примеров очень много, поэтому на них мы тратить время не будем, перейдем к основной сути.
Приносит ли проект что-то новое в жанр?
Когда мы начинаем диалог об особенностях, завлекающих игроков проекта Enshrouded, то сразу стоит упомянуть прежде всего ту, которая занимает главное место в рекламных материалах – это гибельная Пелена. Внешне она выглядит как туман голубого цвета, который чаще всего собирается в многочисленных ущельях и низинах. Все места, которые покрываются туманом, сразу превращаются в ядовитую пустошь. Из живых существ мы здесь можем встретить только ядовитые грибы, которые растут вместо деревьев. К тому же в этом тумане безумно легко потеряться и нечаянно наткнуться на разлом шахты. Племярожденные – это единственные персонажи кто может спокойно находиться в Пелене, не теряя при этом свой рассудок. Но даже если они задержатся здесь дольше чем им отведено, то все равно их ждет губительная смерть от ядовитых спор. В Пелене также не работает быстрое перемещение, поэтому сбежать оттуда мгновенно не получится. Полноценно избежать посещений мест, которые захвачены этим туманом тоже невозможно – разработчики ради этого постарались.
Вам все равно придется пересечь туманную долину, чтобы добраться до многочисленных крипт, святилищ и руин, которые расположены на другой стороне. Также под покровом Пелены скрываются очень важны игровые объекты, такие как рудники с полезными материалами, колодец с эликсирами и тайные гробницы. Пелена вообще сама по себе порождает ресурсы, которые можно использовать для улучшения Алтаря Пламени, чтобы создать предметы экипировки, зелья и даже магические снаряды. Вообще сама Пелена — это отличное дополнение к механике исследования, она знакома по другим выживачам и экшен-RPG. Путешествия по туманным локациям вызывают очень противоречивые эмоции: чувство опасности, напряжения, так как ориентироваться там безумно сложно, таймер постоянно начинает тикать, а телепортироваться с этого места в безопасное вообще не получается. Дополнительные разнообразия в исследовании также приносит еще одна хорошая механика – крюк, он помогает пользователям взбираться на объекты повыше. Конечно, это не новый элемент и плеер, к тому же используется он очень контекстуально – только рядом со специальными кольцами, расставленными по воображению разработчиков.
Древо навыков в таком проекте рассчитано для тех игроков, кому не хватило опций кастомизации персонажа. В начале игры все герои совершенно одинаковые, за исключением их внешних данных, но с каждым повышением уровня и каждым уничтожением корня Пелены пользователи получают очки для прокачки. Их можно вложить в одну или сразу в несколько из 12 ветвей развития героя – таким образом у вас получается узкий архетип по типу лекари или воина. Игра не наказывает за ошибки: сбросить навык и вернуть себе очки для прокачки можно за небольшую плату на любом Алтаре Пламени – это совершенно не необходимая опция, но она все-таки есть. Прокачка героя, конечно, дает хорошие бонусы: увеличенный урон или какого-нибудь сильный прием, но игра при этом проходится очень хорошо и без них. Настолько хорошо, что за несколько часов пару раз вообще забывали о том, что есть несколько лишних очков прокачки. Во время развития персонажей игрок совершает необязательные действия, но приятные для него – примерно то же самое можно сказать об игровых механиках проекта.
Компенсация вторичности при помощи дружелюбия
Несмотря на то что проект Enshrouded является представителем жанра survival выживать в нем в должном понимании этого слово не приходится, так как игра вообще не наказывает за ошибки. Вспомните популярный проект Minecraft, в нем вы могли упасть в какую-то пропасть и сразу потерять весь накопленный ранее опыт, а потом очень долго его восстанавливать. В проекте Enshrouded все ваши навыки очень аккуратно сохраняются: даже если вы умирайте, то не теряйте все свои вещи: пропадают только ресурсы и трофеи, которые лежат в вашем рюкзаке, предметы на панели быстрого доступа остаются актуальным после вашей гибели. Примерно такое же отношение построено по поводу строительства баз в Enshrouded – скорее это приятное игровое развлечение, а не необходимость. В отличие от проекта The Forest здесь вас не съедят каннибалы, если вы не отгородились от мира высокими стенами, вам не грозит никакая смерть. В игре вы можете и не иметь больше одной базы вне Пелены - у вас все равно есть возможность телепортироваться к любому Алтарю Пламени из совершенно любой точки мира вместе с любым количеством груза. Если какой-то алтарь вам не нужен, его можно погасить и заменить другим, расположенным в более удобной для вас точки.
Примерно такая же философия в Enshrouded использована и по отношению к другим аспектам. Например, здесь нет необходимости пользователю запоминать карту местности и даже ставит на нее какие-то отметки: игра сама выделит все важные детали маркером. Долго сидеть в фанатских сообществах, чтобы понять тонкости местных механик тоже не нужно, многочисленные квесты лягушки также служат инструкцией с весьма подробным и понятным планом. Иногда Enshrouded притворяется выживачем в должном понимании, например ночи здесь очень темные, так что при одиночных вылазках необходимо всегда иметь с собой какое-то оружие или свет – нам кажется, что эти механики здесь нужны именно для атмосферы создания заброшенного мира. В остальном разработчики студии приложили значительные усилия, чтобы сделать игру очень удобной для входа в жанр тех пользователей, которых раньше выживачи отпугивали своей хардкорностью. В таких условиях никто не говорит об оригинальности – основной упор делается на том, чтобы все составляющие привлекали друг друга и работали вместе как единый организм. Вот как раз с этим у Enshrouded проблем вообще нет – это очень хороший, в меру активный приключенческий экшен с такими приятными дополнениями как возможность построить шикарную крепость.
Очень интересно, что примерно такой же подход студия Keen Games использовала и раньше в своих проектах. Однако именно Enshrouded стала бестселлером: нам кажется, что дело здесь не только в качестве тайтла, сам 2024 год оказался очень подходящим временем для создания клонов успешных видеопроектов.
О чем говорит успех Enshrouded?
Конечно, клонирование игровых блокбастеров — это довольно старое явление, как и вообще все в игровой индустрии. Тем не менее такие игры зачастую оставались в тени своих предшественниц, с которых делали копии, либо находили способ выделиться только при помощи каких-то оригинальных находок. Такое положение дел в игровой индустрии не менялось на протяжении всего времени ее развития, но только в 2023 году ситуация начала немного меняться. Сначала выстреливает проект Wo-Long: Fallen Dynasty и Lies of P, летом с таким же головокружительным успехом выходит игра BattleBit Remastered. В конце года в чарте мы видим Lethal Company.
В начале 2024 года игроки встречали Palworld — клон Legend of Zelda: Breath of the Wild. В ней напрочь отсутствовали какие-либо оригинальные идеи, но при этом ей совершенно это не помешало побить все рекорды популярности: меньше чем за 14 дней в нее сыграли больше 19 000 000 пользователей. Для сравнения самая свежая часть: «Зельды» сумела достигнуть таких показателей только через шесть месяцев после выпуска. Все эти аргументы можно использовать и по отношению к Enshrouded. Грамотные разработчики успешно совместили все находки из других проектов в одном, это понравилось тем пользователям, кого раньше отпугивал хардкор других выживачей, но при этом это и привлекло тех, кто успел пройти другие жанры, но не успел в них наиграться. В пользу Enshrouded говорит также тот факт, что ее делала совершенно независимая студия с маленьким бюджетом: поэтому у нее такая низкая стоимость если сравнивать, например с популярным проектом Minecraf.
Успешный проект студии Keen Games отлично характеризует типичного поклонника таких проектов. Это человек, который очень сильно устал от огромного количества игр на рынке и хочет играть в то, что ему по-настоящему нравится, просто немного в другой обертке: это позволяет и новые впечатления получить и лишние силы на освоение незнакомых механик не тратить. Также он хочет платить минимальную стоимость за свой досуг, а не отдавать сумму сравнимую с ценой авиабилетов. Разработчики инди-студий отлично считали этот запрос: мы не знаем, насколько скоро игроки устанут от этого тренда, но пока они хотят платить за что-то знакомое родное, а это значит, что в 2024 году появится еще много проектов - успешных проектов по типу Enshrouded.