Почему Иван IV Грозный завоевал Казань

Автор этих строк, ранее уже призывал относиться к собственной истории вдумчиво и не спешить давать ей и знаковым историческим фигурам поверхностные, а тем более голословные оценки.

В современных условиях мгновенного и беспрепятственного распространения любой информации (в том числе сомнительной достоверности), на её основе происходит формирование мировоззрения целых поколений наших граждан, которые потом с этим мировоззрением живут, воспитывают своих детей, прививают им свои взгляды на отношения с людьми других национальностей и конфессий, ведут общественно-политическую жизнь.

Для любого общественного деятеля, имеющего уважение среди окружающих, как минимум безответственно вырывать из контекста истории отдельные события и публично оценивать их без понимания того, что именно предшествовало этому периоду и что стало происходить после него. То есть, без учёта причинно-следственных связей, приведших к обсуждаемым историческим перипетиям и определивших их дальнейшее развитие на многие годы вперёд.

Из моей предыдущей статьи «Факты истории и заблуждения противников установки памятника Ивану Грозному в Астрахани», используя доступные первоисточники, мы получили общее представление о том, как именно происходило присоединение Астраханского ханства к Русскому царству. И, судя по поступившим откликам, в наших краях оказалось немало людей, кому пришлось заново переосмыслить своё понимание этой части нашей общей истории.   

Касательно присоединения к Руси Казанского ханства, следует отметить, что с Астраханским этот процесс роднит только внешний фактор — наличие политического и военного давления Османской империи и их вассалов, крымских ханов, не оставлявших планов дальнейшего продвижения на Север и «освоения» новых пространств, включая территории, которые мы сегодня называем Нижним и Средним Поволжьем.

В остальных же аспектах, взаимоотношения с Казанским ханством были гораздо более сложными и драматичными, где движущими силами выступали причины, в корне отличные от тех, что привели к переходу в русское подданство Астраханское ханство. Для того, чтобы увидеть и понять их максимально полно, необходимо сделать краткий сравнительный обзор политической и военной активности русских княжеств (впоследствии Русского царства) с одной стороны, и Казанского ханства с другой.

Хотя среди историков нет единства по точной дате возникновения Казанского ханства как государственного образования (1438 или 1445 г.г.?), фактического основателя ханства и родоначальника первой династии казанских ханов они определяют уверенно. Это — бывший золотоордынский хан Улуг-Мухаммед. Соответственно, для сравнительного обзора нужно брать временной отрезок с фактического обособления Казанского ханства в 1438 году, до даты взятия Казани объединённым русско-татарским войском 2 октября 1552 года.

Насаждаемые определёнными кругами представления о том, что причиной падения ханства стала "агрессивная внешняя политика" русского царя, "тирана" и записного "злодея" Ивана IV (Грозного), не соответствуют исторической фактологии.

Давайте вместе проанализируем хронологию некоторых памятных дат задолго до физического рождения Ивана IV, а также отдельные особенности 114 лет взаимоотношений Москвы и Казанского ханства. Как утверждается в статье кандидата исторических наук Б.Л. Хамидуллина (Республика Татарстан), «...в конце 1444 – начале 1445 годов, начались набеги казанских ханов на землии Московского великого Княжества".

Летописи датируют эти события более ранним периодом. И чтобы не быть голословными, будем, по возможности, опираться на данные из доступных первоисточников:

1439 год — набег хана Улуг-Мухаммеда (в разных источниках — Улу-Махмет, Махмет, Махмут, прим. ред.):

«...Того же лета Махмут царь приходил к Москве, месяца Июля в 3 день в пяток, со многими силами безвестно. Князь велики же Василей Васильевичь въсхоте ити противу ему, но не после собратися; пошед же паки, и виде мало своих и, възвратився, иде за Волгу, а на Москве остави воеводу своего князя Юрья Патрекеевича с безчисленным Христиан множества. Царь же Махъметъ, пришед под Москву и стояв 10 дней, поиде прочь, граду не доспев ничтоже; а зла много учини земле Русьской и, идучи назад, досталь Коломны пожегл и людей множество пленил, а иных изсекл» см. фото №1

 

 

Осень 1444 — зима 1445 г.г. — набеги татар под предводительством Улуг-Мухаммеда на Нижний Новгород и Муром, где было убито и пленено много местных жителей:

«...Тоя же зимы царь Улу-Махметъ приходил ратью к Мурому из Новагорода из Старого из Нижняго, и князь велики Василей Васильевичь поиде противу его, и царь възвратися бегом в Новъгород Старой. А князь великий Василей Васильевичь пошел тогда противу Татарскаго царя Улу-Махметя к Мурому, и много христиан от мраза изомре, а иных Татарове избиша, а землю пусту сотвориша. И пособи Бог великому князю Василию, и побегоша Татарове в Нижний-Новъгород Старой, отнюдуже пришли, а инии избиени быша» см. фото №2

В 1445 г. Улуг-Мухаммед напал на Суздаль, где состоялась небольшая по численности (1000 русских против 3500 татар), но провальная для Московского княжества битва. Это был полный разгром московского войска и пленение великого князя Василия II Тёмного, см. фото №3

 

Захватив Суздаль, татары через 3 дня двинулись вглубь страны, подступив к Владимиру, но город штурмовать не решились. 23 августа казанские царевичи Мамутяка и Якуба вместе с пленными вернулись в Нижний Новгород, см. фото №4

 

 

В начале октября, Василий II вместе с другими пленными был отпущен на родину в обмен на огромный выкуп (по новгородским данным, его размер составлял 200 000 рублей, по псковским — 25 000 рублей) в сопровождении татарского отряда в 500 человек. Кроме того, татарским князьям были розданы «кормления» — право на поборы с населения Руси.

 

И только с 1468 года, Москва стала пытаться организованно противостоять набегам казанцев и посадить на казанский престол более миролюбивого потомка ханов, своего союзника царевича Касима:

"...С Воздвижениева дни ходил царевичь Касым к Казани, а с ним великого князя воеводы, князь Иван Васильевичь Оболенской Стрига с многою силою и прочии. И пришедшим им к Волзе, идеже бе и перевестися, и ту срете их царь Казанский Обреим со всеми князи своими и с силою своею и не даде им перевестися на свою сторону. А позван был царевичь от князей Казанских, от Авдул-Мамона и от прочих, на царство лестию; он же, надеясь на них, а лети их не ведаа, испросил силу у великого князя, чая получити обещаное ему; и, не успев ничтоже, възвратися. А Татарове Казанстии по отходе их часа того поидоша изгоном к Галичю и мало нечто полону взяша, а градом и волостем ничтоже успеша: вси бо беша во осаде во граде; а князь великий разослал по городам заставы, в Муром и в Новгород-Нижней и на Кострому и в Галичъ, и велел им седети во осаде, стеречися от Казани", см. фото №5

После смерти казанского хана Ибрагима (в других источниках — Обреим, Абреiм, прим. ред.), в Казани развернулась борьба за ханский престол между его сыновьями, сторонником союза с Ногаями и Большой Ордой Ильхамом, и заинтересованном в мирных отношениях и взаимовыгодной торговле с Москвой, Мухаммед-Амином.

В апреле-июле 1487 года, состоялась Русско-Казанская война, которая стала переломной в отношениях между соседями и Казань, формально, стала вассалом Москвы, но полностью сохранила свою территорию.

Юридически, оба государства остались равными и независимыми одно от другого, урегулировали свои отношения договорами, которые скреплялись присягой. Договоры, регулировавшие отношения Москвы и Казани в этом периоде, заключали в себе три условия, коими казанское правительство обязывалось:

1) не воевать против России;

2) не выбирать себе нового хана без согласия великого князя - гарантия того, что мир сохранится независимо от перемены правительства в Казани;

3) охранять интересы русских людей, находящихся в ханстве - в пределах Казанского ханства проживало значительное количество русских купцов, промышленников и предпринимателей.

Но в 1505 году договор был нарушен. При подстрекательстве и прямом участии «ногайской партии», в Казани были захвачены и убиты все русские купцы. Затем последовал поход казанцев на Нижний Новгород, который с трудом выдержал осаду.

Ответный поход русских на Казань в 1506 году, обернулся полным поражением. Как гласит летопись: «Дмитрея (Ивановича, брати Василия III) же взяша жива на бою, и замучи его царь казанский злогоркими муками. И от тое 100000 осташася 7000 русских вои».

В августе 1521 года, казанский хан предпринял новый набег на нижегородские, муромские, клинские, мещерские и владимирские земли и, у Коломны, его войско соединилось с войском крымского хана. После чего они осадили Москву и вынудили Василия III к подписанию унизительного договора — в рабство было уведено около восьмидесяти тысяч человек (в основном в Крым). Из одной только волости Толшма (сельский муниципальный округ совр. Вологодской области), было уведено в рабство около 6500 человек.

Собравшись с силами к весне 1524 года, русские войска под командованием бывшего казанского хана Шах-Али (в других источниках - Шигалей, прим. ред.), князя Ивана Фёдоровича Бельского и князя Михаила Васильевича Горбатого-Шуйского, выступили в большой поход на Казанское ханство одновременно по суху и по реке (конной и судовой ратью).

15 августа русские войска соединились и начали осаду Казани. Однако заметных успехов воеводам добиться не удалось. Казанские отряды, оставшиеся вне города, совершали внезапные нападения на русские позиции. Московская армия находилась в постоянной готовности к отражению новых татарских атак. Вскоре, русские воеводы начали переговоры, соглашаясь снять осаду в обмен на дань и обещание прислать казанское посольство в Москву для заключения мира.

В ноябре того же года, в Москву прибыло казанское посольство под руководством Аппай-улана и князя Бахты-Кията. После переговоров обе стороны заключили договор, единственным условием которого стал перевод на русскую территорию Казанской ярмарки, проводившейся ежегодно 24 июля.

С началом 1537 года казанский хан Сафа-Гирей предпринял большой поход на восточные русские земли, включая Муром и Нижний Новгород. Далее походы на русские земли продолжались каждый год до 1545 года. Казанские отряды не встречали должного отпора и позже достигли даже таких отдаленных мест как Пермь, Устюг, Галич, Вологда, Кострома, Владимир.

И только с 1545 года, когда терпеть дальше произвол Казанских ханов стало совсем уже невозможно, русские князья и юный будущий царь Иван Васильевич осознали необходимость тщательной подготовки совместного отпора внешнему агрессору.

После коронации и благословления на царство 16 января 1547 года Иван IV предметно занялся казанским вопросом и в результате нескольких походов, 2 октября 1552 года Казань была взята. Во время этих походов были освобождены десятки тысяч рабов (известно об освобождении около 71 тысячи человек, в том числе около 8000 человек непосредственно в ходе взятия Казани).

И здесь пришло время осветить ещё один важный аспект, который послужил толчком к проведению Москвой военных походов. Это — работорговля, ставшая в Казанском ханстве фактически отдельной отраслью экономики. Объектом этой торговли выступали в основном русские пленные, захваченные во время набегов, в частности, женщины, которых продавали в гаремы правителей Востока.

Дело в том, что на Руси, в отличие от Казанского ханства, работорговля и рабство не были значимым социальным явлением и в целях русских военных походов не значился целенаправленный захват рабов и поставка их на невольничьи рынки.

Главными рынками рабов в Казани были Ташаяк Базар и ярмарка на крупном острове на Волге напротив казанского кремля, впоследствии получившем название Маркиз (позднее, в связи с созданием водохранилища, был затоплен). Кроме того, целый ряд ремёсел в Казанском ханстве также сильно зависел от наличия большого числа рабов.

Дошло до того, что 14 августа 1551 года в семи верстах от Казани состоялось народное собрание (Курултай), на котором по инициативе русской стороны обсуждался Проект присоединения Казанского ханства к России (какие, однако, мероприятия организовывала «кровавая деспотия» Ивана IV Грозного?!).

Одним из центральных вопросов того Курултая стало требование русского царя отменить христианское рабство, чтобы все русские пленники, находившиеся в пределах Казанского ханства, получили освобождение. В первую очередь, немедленно, должны были быть освобождены пленники, которыми владели в Казани князья, об остальных же невольниках казанцы дали обязательство, что они будут освобождены все до одного.

Проблема стояла настолько серьёзно, что в случае неполного освобождения казанцами пленных, русское правительство немедленно объявляет войну. Таким образом, под страхом смертной казни, казанцам было запрещено владеть русскими невольниками. Отмена рабства составила крупнейшую реформу в экономической жизни Казанского ханства, и эта реформа была обусловлена не внутренними потребностями, а давлением соседнего государства.

И в качестве заключительного штриха к портрету первого русского царя, характеризующего его человеческие качества и его истинное отношение к людям иных национальностей и вероисповеданий, приводим фотокопии страниц второй части Степенной книги, писаной трудами митрополитов Киприана и Макария.

 

 

А теперь, уважаемые читатели, сами ответьте себе на вопросы:

Были ли у Ивана IV (Грозного) веские основания для завоевания Казанского ханства?

Было ли это завоевание актом геноцида по национальному или религиозному признаку?

P.S. При подготовке статьи, использованы фрагменты Никоновской летописи и обеих частей Степенной книги.

 

Сергей Чаплыгин, специально для AST-NEWS.ru