СССР считалась самой читающей страной в мире. Потаённый смысл этого определения можно было понять, зная самого издаваемого писателя в стране Советов, написавшего три книги воспоминаний – «Малая Земля», «Возрождение» и «Целина». Эти худенькие книги издавались миллионными тиражами, а автор удостоился ленинской премии по литературе.
Советскому читателю предлагались всё новые и новые издания многочисленных членов Союза писателей СССР, от которых ломились книжные магазины. Эта литература называлась серьёзной. Приключенческая, детективная литература и фантастика считались несерьёзной.
Можно было найти подобную литературу в библиотеках, но её было мало, и она зачитывалась до дыр.
Купить произведения Агаты Кристи, Дюма, Майн Рида и Жоржа Сименона рядовому читателю можно было втридорога у книжных спекулянтов.
Мне повезло: моя мама работала в библиотеке в отделе обработки. Все новые книги проходили через мамины руки, а на ночь она приносила самое интересное домой, и мне приходилось буквально проглатывать содержание толстенных книг за ночь.
«Наследник из Калькутты», почти все романы Дюма, изданные в СССР, первая публикация романа «Мастер и Маргарита» в журнале «Новый мир» за 1966 год и многое другое были прочитаны со скоростью, ныне недоступной мне.
Началась перестройка, а с ней ослаб контроль за издаваемой литературой. На книжный рынок хлынул бурный поток романов Чейза и романов о похождениях Анжелики.
Книжные магазины наполнились литературой, популярной среди разных читательских уровней.
Но российского читателя ждала новая беда. Рядовой читатель не всегда мог собраться с силами для приобретения очередного романа любимого писателя. Романы Стивена Кинга и Виктора Пелевина по магазинной цене приближаются к тысяче рублей.
Но самое страшное состоит в том, что обывателю вообще не нужна книжная и любая другая печатная продукция.
Появился интернет, в недрах которого можно узнать всё обо всём.
Самые преданные читатели – пенсионеры, хотя конкурентом чтения является телевидение, предлагающее многочисленные зарубежные и отечественные фильмы и бесконечные сериалы.
Пенсионеры могут бесплатно брать книги в библиотеках, но библиотеки пусты, хотя в их доступных фондах много действительно интересной литературы на любой вкус.
Можно ли обойтись без книг?
Можно. Но это грозит медленным оглуплением с приближением к полной дебилизации.
Речь поклонников Интернета становится похожей на комменты с нецензурной лексикой, применяемой без особой выдумки, а речь любителей телевизионных просмотров - на лексику сериалов, где речь не имеет особого значения, потому что мало понятна: артисты не затрудняют себя четко произносить свои сентенции.
Чтение книг – интеллектуальный процесс, который ничем нельзя заменить.
Книга – друг человека.