Почему МВФ верит в экономику России больше Центробанка?

Экономист Константин Двинский комментирует парадокс, когда глобалистский МВФ дал экономике нашей страны прогноз лучше, чем предположения Центрального банка России. В чём же дело?

«В начале 2024 года возникла удивительная ситуация. Международный валютный фонд (МВФ) верит в российскую экономику больше, чем "отечественный" Центробанк. Сегодня глобалистское агентство обновило прогноз на 2024 год, значительно улучшив данные по России. Если ранее МВФ предполагал, что наша экономика покажет рост в 1,1%, то теперь увеличил эту цифру аж до 2,6%! Столь резкий за короткое время пересмотр прогноза я, честно говоря, не припомню.

Интересно, что значение по Еврозоне снижено с 1,2% до 0,9%. А в целом мировой экономике МВФ прогнозирует плюс 3,1% против 2,9% ранее.

Впрочем, если даже ВВП России и вырастет на 2,6% (что более чем вероятно), то это все равно будет не самый вдохновляющий результат. Наши темпы должны быть как минимум не ниже среднемировых. А, по-хорошему, выше. Потенциал для этого имеется, что продемонстрировал предыдущий год. И абсолютно неразумно заявлять о неком "перегреве". Когда у вас идет активное импортозамещение, даже теоретическая вероятность "перегрева" исключена.

При этом Банк России настроен по отношению к экономическим перспективам России пессимистично. Ведомство Набиуллиной полагает, что ВВП покажет рост в 0,5-1,5% (вот такой широкий диапазон). И не более. Если брать по нижней границе, то прогноз ЦБ отличается от прогноза МВФ более, чем в пять раз. Возможно ли такое, если анализировать ситуацию в экономике объективно? Разумеется, нет.

Здесь же дополню, что правительство предполагает рост ВВП в 2024 году на уровне в 2,3%. Однако это, скорее, не прогноз, а задача-минимум. Получается, что оценка Банка России совсем отрывается от реальности. Разумеется, это не просто так.

Логика регулятора следующая. Если он видит (или хочет видеть) некий "перегрев" экономики, то проводит жесткую денежно-кредитную политику. Обоснование - при "перегреве" ускоряется инфляция, в то время, как цель ЦБ по инфляции - это 4%. А что же такое "перегрев"? Здесь Банк России, опять, самостоятельно определяет его значение. И его я уже привел выше: 0,5-1,5%. То есть, если рост экономики выходит за этот диапазон и составляет, допустим, 2%, то ведомство Набиуллиной определяет "перегрев" и ужесточает ДКП. Ну а если ВВП выходит на 2,5% или, не дай Бог, 3%, то ситуация, по мнению регулятора, и вовсе становится критической.

Сегодня Эльвира Набиуллина в интервью заявила, что Центробанк в лучшем случае перейдет к снижению ключевой ставки во второй половине 2024 года. Однако необходимо понимать, что формальное снижение ставки не означает нормализацию денежно-кредитной политики. Ведь особой разницы между 16% и 13% нет. Да, это будет чуть лучше, но стратегически ситуацию не изменит.

В первой половине прошлого года ключевая ставка составляла 7,5%. И если проанализировать итоговый результат, то можно сделать вывод, что это значение является еще более-менее допустимым. Во всяком случае, оно позволяет правительству эффективно распоряжаться бюджетным ресурсом для поддержки приоритетных отраслей экономики и, как следствие, получения соответствующего результата.

Ведь главное на текущем этапе – не довольствоваться 3,5-4% роста ВВП по итогам 2023 года, а добиться ежегодного выхода хотя бы на такие показатели. Повторю, это вполне реально. Потенциал колоссальный. Это можно прекрасно увидеть при анализе большинства отраслей экономики, начиная от авиапрома, заканчивая IT-сектором.

Последний, к слову, растет в России на 10-15% в год (в зависимости от направления). Рынок занимают в основном наши компании (западные ушли, азиатские по цене/качеству нам не конкуренты). Правительство, надо отдать должное, обеспечивает IT-сектор необходимым объемом финансовых ресурсов. Но при нынешней ДКП полная поддержка IT означает отрыв средств от других отраслей.

В завершении отмечу, что оптимизма политика ЦБ до сих пор не вызывает. Те риски, о которых я предупреждал еще летом, увы, сбываются. Например, обрабатывающая промышленность резко замедлила темпы роста, а по ряду позиций началась стагнация. Правительство, конечно, ситуацию вытащить в состоянии и по итогам года выйти на >3% ВВП вполне реально. Но из-за политики ведомства Набиуллиной мы вновь имеем упущенные возможности. И их накопленный за 10 лет объем продолжает расти».