Историю родного города хотя бы в общих чертах надо знать? Можно не отвечать на риторический вопрос. Почему же её многие астраханцы не знают?
16 февраля корреспондентка АГТРК «Лотос» ведёт репортаж. С напором. Кому-то что-то доказывает. Говорит о том, каким хорошим был Варваций, что канал у нас оказывается варвациевский, что это начали строить при Петре первом. Вся история города вывернута наизнанку. Всё верно до наоборот.
Во-первых, нашу внутригородскую речку, то бишь канал (Астраханский, Екатерининский, Канава, имени 1 мая) начали строить в 1744 году. А Пётр первый умер в 1725 году. Каким же образом, через 19 лет после своей смерти император всея Руси вдруг стал капать канаву в Астрахани?
Деньги на строительство выделила Елизавета Петровна уже на втором году своего царствования. Возводили канал 25 лет. Последние семь лет (1762-1769 г.г.) его достраивали при Екатерине второй. Итак, 18 лет (1744-1762) из 25 канал возводила Елизавета Петровна. По праву он и должен носить её имя.
Теперь о Варвации. Родился он в Греции в 1745 г. До 25 лет разбойничал в прибрежных морях – контрабандит, корсар. В 1770 после Чесменского боя, когда русская эскадра сожгла турецкий флот, Варваций попросился на службу России. Был принят. Коммерсант из него выпирал по полной программе. В Таганроге и занялся перепродажей рыбы. Да размах не тот. В 1777 году он добился разрешения вести дела в Астрахани. Итак, Варваций объявился в нашем городе ровно через 8 лет после того, как судоходный канал был выстроен. Следовательно, никакого отношения к этому искусственному водотоку он иметь не мог.
Следующий капитальный ремонт был сделан уже через 22 года, в 1839 году. Всего за 272-летнюю историю нашего канала проведено восемь серьёзных ремонтов. Так кто и почему из пишущих в Астрахани зациклился на Варвации? Всего 8 лет кураторства на одном из восьми ремонтов – и всё. С какого же бока канал может быть варвациевским?
Только Елизавета Петровна, которая с нуля организовала и вела долгих 18 лет тяжёлую стройку, единственная имеет право на присвоение её имени нашей городской речке.
А ведь был факт, когда после завершения ремонта (1809-1817гг.) раболепствующие перед первым богачом астраханские чиновники предложили назвать канал Варвациевским. Да только ничего из этого не получилось. Стройка-то велась на глазах астраханцев, многие местные уродовались на земляных работах, семьи потеряли кормильцев, не многим удалось выжить. Потому все знали, каким чудовищным эксплуататором был Варваций, сколько тысяч жизней (осуждённые, разного рода штрафники, бездомные, колодники, неблагонадёжные и т.д.) было загублено при его непосредственном руководстве. Люди, буквально, как мухи гибли от непосильной работы, скудного питания, полочной дисциплины. (Кстати так же на костях построены уже в советское время Беломоро-Балтийский и Волго-Донской каналы). Пытавшихся бежать заковывали в кандалы и снова гнали вычерпывать грязную жижу, гнали на неминуемую смерть. Охрана Варвация надёжно стерегла границы каторжной зоны. Не могло прижиться имя деспота. Канава осталась Канавой. Выражение «Смерть в канаве» надолго прижилось в народе.
Благие дела Варвация на чаше весов ничтожно легки, малы. Хотите знать историю Астрахани, историю жизни Варвация – читайте мою книгу «Кремль- сердце Астрахани. Мир вокруг кремля». И отпадёт желание увековечивать имя жестокого эксплуататора простого люда.
AST-NEWS.ru
16 февраля корреспондентка АГТРК «Лотос» ведёт репортаж. С напором. Кому-то что-то доказывает. Говорит о том, каким хорошим был Варваций, что канал у нас оказывается варвациевский, что это начали строить при Петре первом. Вся история города вывернута наизнанку. Всё верно до наоборот.
Во-первых, нашу внутригородскую речку, то бишь канал (Астраханский, Екатерининский, Канава, имени 1 мая) начали строить в 1744 году. А Пётр первый умер в 1725 году. Каким же образом, через 19 лет после своей смерти император всея Руси вдруг стал капать канаву в Астрахани?
Деньги на строительство выделила Елизавета Петровна уже на втором году своего царствования. Возводили канал 25 лет. Последние семь лет (1762-1769 г.г.) его достраивали при Екатерине второй. Итак, 18 лет (1744-1762) из 25 канал возводила Елизавета Петровна. По праву он и должен носить её имя.
Теперь о Варвации. Родился он в Греции в 1745 г. До 25 лет разбойничал в прибрежных морях – контрабандит, корсар. В 1770 после Чесменского боя, когда русская эскадра сожгла турецкий флот, Варваций попросился на службу России. Был принят. Коммерсант из него выпирал по полной программе. В Таганроге и занялся перепродажей рыбы. Да размах не тот. В 1777 году он добился разрешения вести дела в Астрахани. Итак, Варваций объявился в нашем городе ровно через 8 лет после того, как судоходный канал был выстроен. Следовательно, никакого отношения к этому искусственному водотоку он иметь не мог.
Канал жил, работал, хирея – земляной же. Требовался ремонт. В 1785 году Екатерина вторая выделила небольшую сумму на капитальный ремонт. Увы, денег хватило только на долгое косметическое обустройство. Ни Варваций, ни другие богатеи Астрахани не откликнулись на призыв царицы помочь благому делу для самих же себя. Никто – ни копейки.Настал 1809 год. Вот когда царь Александр первый подошёл к делу по-государственному, проект капитального ремонта городского водотока был просчитан, утверждён. Царь выделил 600 тысяч золотых рублей. Вот тогда куратором и финансовым распорядителем был назначен Варваций, а руководил работами инженер – майор Чулков. Ремонт продолжался 8 лет. Полностью за государственный счёт. Вот и всё. Велик вклад грека?
Следующий капитальный ремонт был сделан уже через 22 года, в 1839 году. Всего за 272-летнюю историю нашего канала проведено восемь серьёзных ремонтов. Так кто и почему из пишущих в Астрахани зациклился на Варвации? Всего 8 лет кураторства на одном из восьми ремонтов – и всё. С какого же бока канал может быть варвациевским?
Только Елизавета Петровна, которая с нуля организовала и вела долгих 18 лет тяжёлую стройку, единственная имеет право на присвоение её имени нашей городской речке.
А ведь был факт, когда после завершения ремонта (1809-1817гг.) раболепствующие перед первым богачом астраханские чиновники предложили назвать канал Варвациевским. Да только ничего из этого не получилось. Стройка-то велась на глазах астраханцев, многие местные уродовались на земляных работах, семьи потеряли кормильцев, не многим удалось выжить. Потому все знали, каким чудовищным эксплуататором был Варваций, сколько тысяч жизней (осуждённые, разного рода штрафники, бездомные, колодники, неблагонадёжные и т.д.) было загублено при его непосредственном руководстве. Люди, буквально, как мухи гибли от непосильной работы, скудного питания, полочной дисциплины. (Кстати так же на костях построены уже в советское время Беломоро-Балтийский и Волго-Донской каналы). Пытавшихся бежать заковывали в кандалы и снова гнали вычерпывать грязную жижу, гнали на неминуемую смерть. Охрана Варвация надёжно стерегла границы каторжной зоны. Не могло прижиться имя деспота. Канава осталась Канавой. Выражение «Смерть в канаве» надолго прижилось в народе.
Благие дела Варвация на чаше весов ничтожно легки, малы. Хотите знать историю Астрахани, историю жизни Варвация – читайте мою книгу «Кремль- сердце Астрахани. Мир вокруг кремля». И отпадёт желание увековечивать имя жестокого эксплуататора простого люда.
Геннадий Гладченко, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», №9 (719), 2017 г.