Те, кто следил за этой историей, помнят, сколько было в адрес России окриков, угроз, проклятий и безапелляционных заявлений об «агрессии Москвы» против безвинной Грузии.
2 декабря 2008 года Совет министров ЕС принял решение о создании Международной независимой комиссии под руководством швейцарского дипломата Хайди Тельявини для установления фактов о боевых действиях в Грузии. В ЕС и США даже не сомневались, что результатом работы этой комиссии станет объявление России агрессором и виновником гибели тысяч людей.
По официальным данным, с грузинской стороны погибло 170 военнослужащих, 14 полицейских, 228 гражданских лиц и 1 747 человек было ранено. Российские военные потеряли 67 человек убитыми и 283 ранеными. Южная Осетия сообщила о 365 убитых гражданских и военных. Число пропавших без вести, среди которых тоже могли быть погибшие, и беженцев превысило 100 000 человек.
Но к величайшему разочарованию «цивилизаторов», Комиссии Тельявини, несмотря на всевозможные уловки в процессе расследования, не осталось ничего другого, как констатировать главный факт:
«В ночь с 7 на 8 августа 2008 года длительной атакой грузинской артиллерии был нанесён удар по городу Цхинвали. Вооружённые силы Грузии перемещались в направлении Цхинвали и его окрестностей, и вскоре в боевые действия были вовлечены российские, югоосетинские и абхазские войска и вооружённые формирования. Однако через короткое время грузинское наступление в Южной Осетии было остановлено. В результате контрнаступления, российские вооружённые силы, прикрываемые ударами авиации и подразделениями Черноморского флота, проникли далеко вглубь Грузии, перерезав главную дорогу страны, соединяющую восточную и западные её части, достигнув порта Поти и остановившись невдалеке от столицы Грузии Тбилиси» (именно это изложено в тексте доклада, приведённом на скриншоте ниже).
Следом эти выводы была вынуждена опубликовать британская ВВС под заголовком «Georgia started unjustified war» (Грузия начала неоправданную войну). Боевые действия, развязанные внезапным нападением грузинской стороны, не завершили политический конфликт, и ни одна из проблем, лежащих в основе конфликта, не решена до настоящего времени.
Сегодня грузины, которых, несмотря ни на что, большинство русских считают братским народом, отмечают эту скорбную дату. Пришло ли к ним понимание того, кто действительно виновен в трагедии августа 2008 года? Судить об этом не берёмся. Слава Богу, сейчас между нашими странами проблёскивают лучики потепления, и, возможно, в недалёком будущем мы вместе споём «Сулико» за одним столом…
Но если когда-либо некий либеральный пропагандист или «релокант» будет рассказывать вам о «нападении России» на Грузию в ночь с 7 на 8 августа 2008 года, смело адресуйте их к этим материалам.
Сергей Чаплыгин