5 декабря исполнилось 220 лет со дня рождения Фёдора Ивановича Тютчева – великого русского дипломата, поэта, философа. Проведя большую часть жизни в немецкой среде, он первым сбросил гипноз русского европеизма и неутомимо обличал русских западников, презирающих свой народ и ставших «не слугами просвещения, а холопами» у Европы. Тютчев едва ли не первым в XIX веке провозгласил принципы России как континентальной евразийской империи, наследницы Рима и Византии, по статусу равной всей объединенной Европе.
На место сентиментальной и классицистической поэзии он поставил песни метафизических бурь и хаоса, явив в своих стихотворениях тьму и бездну, кроющиеся под оболочкой привычного мира. При этом Тютчев – поэт-энциклопедист: по его стихам можно изучать все ключевые события русской и зарубежной истории за всё время его жизни. Его геополитическая проницательность – в отношении Польши ли, Турции ли или христиан Востока – много раз оправдывалась после смерти поэта, даже до наших дней, когда, как и в 1863 году, «в крови до пят мы бьемся с мертвецами, / воскресшими для новых похорон».
Статья Тютчева «Россия и Революция» стала пророческой. Написанная в 1848 г., она определила парадигму противостояния двух начал: России как оплота Традиции и революционного Запада как оплота индивидуализма и либерализма. С тех пор они неоднократно меняли маски, но сегодня, как и тогда, Запад привержен парадигме революционной «эмансипации» (теперь уже от гендерной, религиозной и этнической идентичности), а Россия возвышается как утес, о который разбиваются эти волны революции. «В мире есть две силы: Россия и Революция», – пишет Тютчев. Пять лет спустя его цитирует и отвечает с противной стороны Энгельс: «На европейском континенте существуют фактически только две силы: с одной стороны, Россия и абсолютизм, с другой – революция и демократия». 170 лет спустя геополитическая ситуация снова точно такая же. А значит, творчество пламенного Тютчева снова востребовано как никогда.
Максим Медоваров, Zаписки традиционалиста