По данным министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, общая площадь жилых помещений в регионе составляет 21 миллион 234 тысячи квадратных метров. 10,1 процента из них – это ветхое и аварийное жильё, большая часть которого сосредоточена в областном центре.

128,6 тысячи человек живёт в условиях непригодных для проживания. 67 тысяч живёт в ветхом, но официально не признанном таковым, жилье, 61 тысяча живёт в аварийном фонде. В правильности этих данных я, например, сомневаюсь. Но коль они обнародованы, будем считать их достоверными.

В Астрахани много непригодного для проживания жилья. В этом не приходится сомневаться. А коль много непригодного для проживания жилья, жди различного рода происшествий. И они, эти происшествия, проходят у нас с пугающей периодичностью: падают балконы, стены, целые секции домов.

Год назад местные СМИ писали о доме № 10 по улице 1-ой литейной, что в Советском районе Астрахани. Здесь, по заявлению жильцов, невозможно жить. Они боятся, что здание может в любой момент рухнуть, потому что по стенам ползут трещины, потолок осыпается большими кусками, полы от сырости покоробились. Куда только не обращались жильцы, реальной помощи не получили. И лишь обращение в средства массовой информации заставили чиновников расшевелиться. И начала писать губерния….

Чиновники разных уровней, как могли, открещивались от проблемы. Одни кивали на подвал, который был затоплен грунтовыми водами, другие – на крышу двухэтажки. Она, мол, виновата, так как во время дождя протекает. Нужно, мол, добиваться ремонта. И ремонт проводили. Так сказать, локальный. Течёт над одной крышей – сделали, течёт над другой – сделали. Нет бы, сразу над всем домом сделать. И проблема бы сама собой закрылась. Но все ссылались на нехватку средств. В конце концов, жильцы стали добиваться признания дома аварийным, потому что ремонтировать надо не по частям: подвал, крышу, а целиком весь дом.

Не знаю, признали ли этот злосчастный дом аварийным. Информации по этому поводу не видел и не слышал. Но даже в случае признания его аварийным, вряд ли все городские службы кинутся выполнять предписание, потому что в Астрахани много аварийного жилья, требующего срочного ремонта.

А сколько шума было по поводу обрушения общежития на улице Савушкина? Помнят, думаю, все астраханцы. Немало копий сломано прежде, чем дело довели до логического конца, до судебного решения. А ведь тяжба тянулась долго. Защитники главного фигуранта – предпринимателя Валерия Пряхина всё делали, чтобы вывести его из-под строгого наказания. Расследование чрезвычайного происшествия и все судебные заседания происходили без Пряхина. Он сразу же скрылся «за бугром». Суду первой инстанции пришлось выносить приговор заочно, назначив ему пять лет колонии общего режима. Суд постановил, чтобы всем пострадавшим, у которых родственники погибли под завалами, осужденный обязан выплатить 6,3 миллиона рублей. Что касается остальных пострадавших, то им возмещение материального и морального вреда с осужденных Пряхина и начальника участка Гончара будет произведено в гражданском порядке. Решение обжалованию не подлежит. Приговор по делу об обрушении общежития вступил в законную силу.

Был осужден и третий фигурант этого непростого дела – вице-мэр Виктор Кузнецов, которому присудили отбывать наказание в колонии-поселении. Анатолию Гончару назначено три года лишения свободы условно.

Практически параллельно рассматривались дела об обрушении общежития на улице Савушкина и жилого дома по улице Николая Островского. 27 февраля, когда произошёл взрыв на улице Островского, суд принял решении о признании здания бывшего общежития на улице Савушкина аварийным и подлежащим сносу. В ближайшее время начнут разбирать и дом на ул. Н. Островского, чтобы не было никакого напоминания о страшной трагедии, произошедшей здесь. В общем, одинаковая судьба двух астраханских домов, а вот судьба жильцов этих домов разная. Жильцы дома по улице Н. Островского получили квартиры и компенсации, а жильцы общежития были размещены в коммуналках и даже в больничных палатах. Никаких компенсаций они не получили, кроме одной тысячи рублей на каждого сразу же после произошедшего ЧП. Такие вот парадоксы происходят в Астрахани.

Кстати, третьего октября около семи вечера загорелся тот самый дом № 150 по улице Н. Островского, в котором в феврале этого года рухнул один из подъездов после прогремевшего взрыва. Дом готовили к демонтажным работам, но строители неосторожно обращались с открытым огнём при металлорезке, что и привело к возгоранию.

Примеров обрушений жилья и производственных помещений в Астрахани можно продолжить. Ведь где тонко, там и рвётся, говорят в народе. И одним из тонких мест в областном центре является ветхое и аварийное жильё. Впрочем, не только в Астрахани много непригодных для проживания зданий. И в других городах страны их достаточно. Взять наших соседей. В Волгограде, например, износ половины жилых домов составляет от 30 до 50 процентов. На расселение проживающих в таких домах правительство Волгоградской области рассчитывает до конца 2015 года получить пять миллиардов рублей. Так записано в их региональной программе. Есть аналогичная программа по расселению населения из проблемных домов и в Астраханской области. Естественно, не все «плохие» дома по той или иной причине попали в эту жилищную программу. А переселение из таких домов тоже требуется. Что нужно сделать, чтобы попасть в такую программу? А сделать нужно следующее. Признать жильё непригодным для проживания. Для этого нужно получить заключение специализированной организации. Это, как правило, межведомственная комиссия. А чтобы она пришла к вам необходимо получить технический паспорт на дом, техническое заключение о состоянии основных строительных конструкций, нотариально заверенную копию правоустанавливающего документа на квартиру. Сделать это могут как сами жильцы или председатель ТСЖ, так и обслуживающая организация.

Борис Волжский,

"Факт и компромат" № 39, 2.11.2012 г.