На газе всегда зарабатывали хорошо. Нет ничего удивительного, что к газовой трубе всегда было много желающих присосаться. Поэтому возникает довольно интересная ситуация, когда помимо газодобытчиков, газопереработчиков и газотранспортников на голубом золоте хорошо греют руки многочисленные газопосредники, газораспределители и газоконтролеры с газокрышевателями.
В советские времена в ведении горисполкома находились все внутренние сети - теплотрассы, водопроводы, канализация, электросети и газ. Но все это раздербанили и растащили еще в девяностых. Пионером в этом деле стал Александр Жидовинов, приватизировавший городские газораспределительные сети, которые с 1993 г. находятся в собственности ОАО «Астраханьгазсервис», отколовшемся от производственного управления «Астрахань облгаз».
В одно мгновение наемный работник превратился в капиталиста и важную персону. Вскоре он выхлопотал себе орден «За заслуги перед Отечеством» и звание Почетного гражданина Астрахани.
Поначалу в ситуации всеобщей неразберихи на появление мелкой структуры, перепродающей газ населению, никто не обращал особого внимания. При Вяхиреве в «Газпроме» была создана специализированная структура «Межрегионгаз», занимающаяся поставками топлива конечному потребителю. Газпромовские боссы были очень удивлены тем, что более половины всех сетей они, оказывается, уже не контролируют, и более 70% населения области получают газ от непонятных посредников.
С тех пор между «Межрегионгазом» в лице его дочернего предприятия «Астраханьрегионгаз» и «Астраханьгазсервисом» идет постоянная грызня. Главным вопросом был такой: кто будет взимать плату с населения, устанавливать тарифы - поставщик газа или владелец газотраспортных сетей? По логике вещей население должно платить «Межрегионгазу». Ведь мы платим за шкаф в мебельном магазине, а не водителю грузовика, который доставляет покупку к нашему подъезду и не грузчикам, которые затаскивают его к нам на этаж. И уж тем более, никому не придет в голову, что последние имеют право устанавливать стоимость мебели.
Но долгое время ситуация в Астрахани была абсурдной - тарифы устанавливал посредник Жидовинов, он же собирал с населения деньги и потом перечислял «Межрегионгазу». Но мог и не перечислить, а задержать на пару-тройку месяцев, объясняя это тем, что население, дескать, совсем оборзело - не платит за газ. Учитывая, что речь шла об очень больших деньгах, за эти два-три месяца их можно было хорошо прокрутить, или даже просто положить на депозит и получить, ничего не делая, неплохие барыши. Разумеется, наш герой пользовался этой возможностью без всякого стеснения.
Неудивительно, что законные требования «Межрегионгаза» прекратить произвол, Жидовинов воспринял в штыки - кому же охота выпускать из рук золотую жилу?
В результате долгой судебной тяжбы была доказана правота «Межрегионгаза», и «Астраханьгазсервис» стал получать от поставщика только плату за транспортировку газа и обслуживание сетей. А орденоносец Жидовинов был осужден по ч. 1 ст. 330 УК РФ «Самоуправство» за то, что вопреки постановлению правительства, незаконно осуществлял сбор денежных средств с населения.
Поэтому Жидовинов, потеряв возможность доить непосредственно население, начал вымогать деньги с «Газпрома», пытаясь завысить свои затраты на содержание и ремонт сетей. Хотя для потребителя особой разницы нет - неважно, на каком этапе возрастает стоимость - повышает ли цену топлива «Газпром», увеличивается тариф на транспортировку или стоимость содержания сетей - все это оплачивается в результате из нашего кармана.
Вызывают возмущение методы, которыми почетный гражданин Жидовинов пытается содрать со своих непочетных сограждан лишнюю копейку. Например, потребителю прекращается под предлогом аварий поставка газа. Претензии в данном случае предъявляются «Астраханьрегионгазу», а когда тот спрашивает с Жидовинова, он лишь разводит руками: мол, сети изношены, надо увеличить тариф на транспортировку, тогда все будет о'кей. Последнее время Жидовинов угрожает «Газпрому» тем, что если ему не будет повышена дань, неминуемо произойдут взрывы бытового газа из-за износа сетей.
Очень, знаете ли, неуютно чувствовать себя пешкой, которую большие дяди, взорвут, пытаясь перекроить денежный пирог.
Виктор Зоркий,
"Факт и компромат" №13, 14.05.10.