В Ахтубинске поймали северную рыбу сиг

Более двадцати лет Волга не радовала собственным экологическим здоровьем жителей своих низовий, а о верховьях и говорить не приходится. Долго описывать по годам и месяцам все катаклизмы, происходившие с нашей рекой из-за нашей жестокости и бесхозяйственности. Осетровые уже не взлетают над водой по фарватеру каждые пять минут – их нет вовсе, судак не вылетает за мальком на берег, знаменитая астраханская селёдочка, часто воспеваемая русским шансоном, уже появляется не каждый год и не в том виде, и не в таком количестве. Сельдь, что всё же доходит до Ахтубинска, имеет какую-то иную фактуру, промежуточной мутации. Традиционный залом почти не попадается, а та сельдь, которая приходит вместо него, непонятна и не так вкусна в традиционных рецептах приготовления. Не льётся ручьём ароматный жир, не приготовишь из неё нежнейшую пятиминутку.

Много лет наш человек и созданные им предприятия убивали жемчужину России, не прекращают это делать и сейчас. Сегодня, допустим, все берега, затоны, ерики, протоки, притоки Волги и основное русло чрезмерно забито ордой приезжих рыбаков, выросли целые палаточные города; с рыбой, Волгой и её берегами никто не церемонится. Браконьерством увлечено столько народу, что никакой рыбы на них не напасёшься. Бьют электроудочками, ловят ставными и плавными сетями, перемёт уже ни для кого не в диковинку и браконьерской снастью не считается. За спинами этих рыбаков карательным заградотрядом стоят сотни предприятий и вредных производств, которые добивают выживших – я о рыбе, и делают перспективы главной водной артерии России не очень-то радужными. Ещё не так давно на рыбалку, в лодку питьевую воду не брали вовсе и черпали кружкой забортную, теперь не каждый на это решится…

Но я хочу рассказать об уникальном событии в такой не радостной жизни нашей реки. Буквально на днях мои товарищи разрешёнными орудиями лова поймали трёх сигов! Этой северной рыбы в Волге не было никогда. Мы о ней слышали, знали, что рыба деликатесная и очень вкусная, но никогда не пробовали и, вот, она сама нас нашла.

В том, что это именно сиг, сомнений нет никаких. Долго описывать всю цепочку идентификации улова, но ошибка исключена полностью. К тому же нашёлся и настоящий сиговый знаток, не раз ловивший эту рыбу в местах её традиционного обитания. Её завялили, но высушить не получалось, ибо избыток жира не отдавал воду до сухих рёбер, а от его томления лишь аппетитным глянцем наливались толстые бока.

Все три рыбы почему-то подарили мне. Мы их съели дома молниеносно, в два дня. Структура мяса неповторимо уникальная: красная, вернее, бардовая говядина, пропитанная ароматным жирком, который не ржавеет, как у чехони, буквально на глазах и держит продукт долго на пике изысканного вкуса. Почему так утверждаю, если съедена рыба была за два дня? Потому, что долго пытались её вывялить до привычной нам структуры рыбьего тела. За это время чехонь трижды превратилась бы в ржавую саблю.

Мы просто в восторге от сига, будем пытаться его поймать ещё – если не получится, то купить на торговых базах. Хорошо, если сиг освоит нашу Волгу и, если он появился, значит, не всё для неё потеряно, и она будет жить. Несколько лет назад появился пескарь в большом количестве, а он не терпит ядовитой воды и является лучшей наживкой для ловли хищника.

Возвращусь к сигам. Не буду передирать текст википедии, кому нужно – сами о нём почитают, но до нашей с ним встречи я считал подуста самой вкусной волжской рыбой и ценил его выше воблы. Теперь подуст переходит на вторую строчку рейтинга, лидирует СИГ, хотя волжской рыбой его ещё не назовёшь, но очень на это надеемся. Сиг – это подуст, но более изысканного вкуса и более благородных кровей, если образно.

Илья Симачевский