В редакцию позвонил читатель и рассказал грустную историю, как он хотел искупаться в реке Ахтуба рядом с селом Ясын-Сокан (Красноярский район) и его оштрафовали на три тысячи рублей за то, что машина находилась ближе чем 50 метров от реки. Что это за закон? - спрашивает пострадавший. С этим вопросом мы обратились в Волга-Каспийское территориальное управление Росрыболовства. Борис Вилисов, начальник отдела контроля, надзора и охраны водных биоресурсов Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства, подтвердил, что такая норма существует, и посоветовал прочитать статью 8.42 КоАП РФ, что мы и сделали.

ЧТО ГОВОРЯТ ЗАКОНЫ

Статья 8.42, пункт 1 (вступил в силу с 31.03.2010 г.)."Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до четырех тысяч пятьсот рублей, на должностных лиц - от восьми до двенадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от двухсот до четырехсот тысяч рублей".

Понятно сколько, непонятно за что.

Статья 65, пункт 15 Водного кодекса Российской Федерации отвечает на этот вопрос.

В границах водоохранных зон запрещается, кроме всего прочего (пункт 4.): "Движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие". В пункте 17 оговаривается режим в прибрежных защитных полосах, в которых, помимо указанного в п.15, в частности запрещается: "1. Распашка земель (сразу на ум приходит традиционное выращивание картофеля в астраханских деревнях); 2. Размещение отвалов размываемых грунтов; 3. Выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн".

По этому пункту, если он начнет реализовываться,- можно смело пускать под нож все поголовье крупного и мелкого рогатого скота, приходящего на водопой к рекам.

Теперь стоит разобраться, что такое водоохранная зона и прибрежная защитная полоса. Статья 65 Водного кодекса РФ, пункт 1 гласит: "Водоохранными зонами являются территории, которые прилегают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ, на которых устанавливается специальный режим хозяйственной и иной деятельности...". Пункт 2. "В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территории которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. В статье 65.4 того же кодекса оговаривается ширина водо-охраной зоны в зависимости от протяженности реки:

1. До десяти километров - в размере 50 м;

2. От десяти до пятидесяти км - в размере 100 м;

3. От пятидесяти км и более - в размере 200 м.

То есть на матушке Волге и реке Ахтубе свой автомобиль вы должны оставлять за 200 м от реки. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега (ст. 65.11) и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров - для уклона до трех градусов и пятьдесят метров - для уклона три и более градусов.

Если же озеро или водохранилище имеет особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб), - у нас практически каждое озеро такое (кроме Баскунчака), - то ширина прибрежной защитной, полосы устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона берега (ст. 65.13).

К ВОДЕ ДОСТУП ОГРАНИЧИЛИ, ДЕЛО ЗА ВОЗДУХОМ

Когда внимательно прочитаешь вышеперечисленные пункты, становится понятно, что теперь на реке не отдохнешь, рыбу не половишь, так как ставить машину за 200 м от берега и нести вещи к воде что летом, что зимой мало кому по плечу. Возникает сразу куча вопросов: чем стоящая на берегу машина вредней лодочного мотора, выхлоп которого идет в воду? Почему борьбу за экологию начали с простых граждан, а не с тех, чьи особняки стоят по берегам рек и озер, особенно в Подмосковье? Как теперь спускать катера и лодки на воду? Где поить и пасти домашний скот, особенно жителям дельты и поймы? Как будут работать механизированные тони, где невод тянут трактором? И так далее. В прошлое воскресенье я был в деревне у родителей в Володарском районе и решил свозить сына на реку искупаться. Там встретил компанию молодых людей, намывающих своих железных коней. Разговорились, я им поведал о новых ограничениях (мыть машины на реке, кстати, и раньше было запрещено).

Один из компании, незнакомый мне молодой да ранний, очень заинтересовался, спросил, где это написано, и радостно сообщил друганам:

- Ништяк, завтра выхожу на работу, начну с пляжей.

Оказалось, что это сотрудник МВД. В общем-то, это есть ответ на вопрос, что теперь будет. А будет статистика и наличные в кармане у контролеров. Особенно когда к нам потянутся "дикари", в отличие от астраханцев они с легкостью заплатят штраф или взятку, не ехать же домой назад. А вот что касается юридических лиц, штрафы для которых составляют от 200 тысяч до 400 тысяч рублей, тут самый настоящий клондайк, вытрясти "полтинник" с неугодного хозяина турбазы, председателя колхоза или фермера - вообще не вопрос. Не знаю, как в Оренбургской или Челябинской областях, где воды кот наплакал, у нас этот запрет коснется практически каждого, ибо жизнь в Астрахани без рыбалки, охоты или просто отдыха на воде представить себе трудно. А значит, каждый из нас рано или поздно попадет в неловкую ситуацию.

"Огромное спасибо" нашей Государственной Думе, и "Единой России" в частности, за заботу о своих подданных. Именно они, депутаты, ответственны за подобные законодательные акты, получающие одобрямс большинства в законодательном собрании. Но когда речь идет об интересах элиты, в частности налоге на роскошь, законопроект с успехом "хоронится" тем же самым большинством. Налицо пробел в историческом образовании власть предержащих, раз они наступают на те же грабли, что и в семнадцатом году.

Олег САРАНА,

"Комсомолец Каспия" №53, 07.07.10.