Продукцию володарского молокозавода покупал, наверное, каждый астраханец. Но только один раз – чтобы выкинуть сразу после вскрытия неприглядной упаковки и дегустации её содержимое. В случае с продукцией володарского молокозавода, на вкус и цвет товарищи были! Практически все астраханцы отмечали ужасные вкусовые качества и внешний вид молока из Володаровки. И ведь именно такое молоко давали многим нашим землякам, кому оно положено по работе – за вредность. Не забота о здоровье, а самое настоящее наказание!
Мы попытались разобраться, что предстояло обвинению директора ООО «Молокозавода Володарский» Есентая Нургалиева в мошенничестве и преднамеренном банкротстве своего предприятия, и кто должен отвечать за прогремевшую в конце минувшего года без пяти минут трагедию с, казалось бы, заметным астраханским предприятием.
«Экономия» была неэкономной
К качеству молока нам ещё предстоит вернуться, а пока раскроем некоторые тайны «Молокозавода Володарский», эдакие скелеты в шкафу Е.Нургалиева и его команды (которая, безусловно, была и есть).
Так, множество вопросов вызывает факт принятия строительным надзором здания нового завода. Ведь, по имеющимся сведениям, строительство шло с немалыми нарушениями.
Так, свай под фундаментом забито в два раза больше требуемого, причём забиты они были с отклонениями в 30-40 см каждая. Причём сваи были не той марки, которая планировалась изначально – «экономили»!
«Экономили» и на бетоне, на ростверке (верхняя часть свайного фундамента): по проекту марка бетона должна была быть выше в два раза, а использовался бетон куда дешевле. Также вовсю «экономили» на бетоне под ленточные фундаменты.
Куда шла немалая «сэкономленная» разница, надо, видимо, интересоваться у Е.Нургалиева.
Мастера филькиных грамот
Как утверждает тот же информированный источник, паспорта на бетон и прочие документы, подтверждающие факты «экономии», переписывались, но их копии остались «в надёжных руках».
Махинации с бетоном не прошли мимо технадзора, который в журналах производства ставил отметки о несоответствии марок бетона проекту. На этом дело, как правило, и заканчивалось.
При строительстве здания завода были совершены и другие нарушения: неверно была сделана анкеровка болтов под несущие фермы и стойки. Отдельная история с потолком в центральном зале завода – по слухам, профлист потолка запросто может даже рухнуть!
Трубы внутренней канализации положены не, как положено, с песком, а без. Причём с контруклоном (что опасно), но по бумагам всё в порядке. Канализационная насосная станция может провалиться под землю: один край бетонного «скелета» просел и «сидит» на канализационном коллекторе. Всё это делалось для «экономии». Между прочим, при всей этой экономии со строителями, работавшими над возведением завода, если и расплачивалась, то с очень большой задержкой…
Есть большие сомнения в качестве проведения сварочных работ: где и кем на самом деле изготавливались заводские металлоконструкции, доподлинно неизвестно – при сдаче документации удостоверения сварщиков, по имеющимся сведениям, собирали всем миром, а журнал сварочных работ переписывался (в него вписывались фамилии сварщиков, которые при строительстве не работали, а их фамилии попросту подделывались).
Секретная формула Есентая
Под вопросом и качество стеклопакетов на заводе – в частности, их соответствия пожарным требованиям.
Плохо сделаны огромные резервуары холодной воды: агрессивная грунтовая вода попадала сначала в резервуары, а затем использовалась в технологическом процессе – то есть при приготовлении молочной продукции (включая детскую!) попадали вредные вещества!
Возможно, именно в этом и крылся секрет «фирменного» вкуса и качества продукции этого несчастного предприятия.
Одним словом, практически вся исполнительная документация для сдачи завода могла быть банально сфальсифицирована, однако черновики уничтожены не были и хранятся в надёжном месте до поры, до времени.
Все вышеизложенные факты можно запросто перепроверить, и лучше сделать это сейчас, чем потом – когда все огрехи, что называется, «выстрелят».
Полы на первом этаже завода полопались практически сразу после открытия. Новая кровля уже в заплатках.
Необходимо проверить и систему вентиляции здания, наверняка и там будет найдено полно нарушений и не соответствий проекту и нормам. А если на большом заводе, не дай Бог, вспыхнет пожар, то вряд ли его удастся быстро потушить своими силами – гидрант-то один (хотя должно быть два).
Отвечать за это, видимо, должен всё-таки не один директор, но и другие должностные лица – приёмщики работ, подписанты объёмов, бухгалтеры, сдатчики отчётов в строительный надзор?..
Как образовались долги
Конечно, на заводе не просто воровали. Здесь ещё и гнались за показухой, чтобы сделать добрую мину при хорошей игре. Выгадывали побольше времени, авось, получится ещё пару-тройку сотен миллиончиков «прихватизировать»!
Конечно, заводская «кухня» была далека от якобы идеальной картинки, которую самозабвенно рисовали официозные СМИ, получившие задание хвалить «великого» Е.Нургалиева.
По словам знающих людей, на заводе практиковалась выплата двойной зарплаты – первая была официальной, а вторую выдавало руководство. Получается, на предприятии чёрная бухгалтерия была поставлена на поток и даже не скрывалась от немалого коллектива!
Интересная история с сырьём: вместо покупки качественного сырья молочную продукцию делали из порошков (опять преступная «экономия»!). В итоге качество упало «ниже плинтуса», а вместе с ним и спрос – астраханцы поняли, что они не настолько богаты, чтобы покупать дешёвый (во всех смыслах) товар.
Но после получения громадных субсидий (которые надо «освоить», то есть положить себе в карман) не комильфо показать снижение темпов производства и продаж. Оттого продукция стала производиться в больших количествах. Порошок покупали и не расплачивались за него.
Со временем производители сухого молока перестали его отпускать заводу в долг, и «талантливый менеджер» перешёл на дилеров, у которых то же самое сухое молоко стоило уже в разы дороже.
Долги росли, как снежный ком, а вокруг ООО «Молокозавод Володарский» расплодилось множество каких-то странных фирмочек вроде ООО «Торговый дом Молокозавод Володарский» - спрашивается, зачем? Чтобы «пилить» проще было?
Чьи головы полетят ещё?
Видимо, Е.Нургалиев опрометчиво надеялся, что, авось, пронесёт! Не пронесло. А ведь вместе с «делом Нургалиева» брошена тень и на «Единую Россию», где этот обвиняемый в мошенничестве гражданин играл заметную роль. Стыдно должно быть и ректору Астраханского государственного университета Александру Лунёву, который пригрел у себя Е.Нургалиева в качестве доцента кафедры экономики –чему же такой доцент мог научить студентов, как бюджетные гранты в особо крупных размерах растаскивать?
Краснеть придётся и бизнес-сообществу «Опора России», где Нургалиев числится аж председателем астраханского регионального отделения.
Но нас интересует не это, а то, чьи ещё имена могут всплыть в контексте «дела Нургалиева». Понятно ведь, что в сложившейся ситуации, которая привела к мошенничеству на многие миллионы долларов, виновен не один «молодой, да ранний» «управленец».
Известно, что вокруг завода – а именно, вокруг вбухивания в нургалиевский прожект многомиллионных сумм – крутились достаточно скандально известные деятели регионального правительства, а именно Олег Полумордвинов и Аскар Кабикеев. Последний незадолго до разразившегося скандала, как известно, ушёл на «вольные хлеба», а вот первый ещё продолжает активно трудиться на благо народа астраханского, хоть и на уже другой должности, но всё равно в облправительстве…
Эта «сладкая парочка» министров даже проводила «выездные рабочие планёрки» прямо в Володаровке! Причина столь невиданной прыти была, конечно, не из-за «доли» (которую ещё предстоит доказать, будь на то воля сильных мира сего), а в «социальной значимости проекта»!
Выгодна ситуация была и министерству сельского хозяйства Астраханской области во главе с Иваном Нестеренко. Уж где-где, а в минсельхозе о плачевном положении дел вокруг володарского молокозавода прекрасно знали, но, дабы не портить благостную картинку и не навлекать на себя лишних проблем, выдавали на-гора лживые отчёты с завышенными показателями.
Поэтому понести наказание должен не один Е.Нургалиев, но и, выражаясь привычным ему, как, вероятно, будущему квалифицированному мошеннику, языком, его «крыша».
В самом деле, не одному же только Волгограду славится «посадками» астраханских нерадивых чиновников. В случае же с Полумордвиновым и Нестеренко это может быть как минимум отставка. Возможно, не помешало бы и публичное порицание «кабикеевского наследства». Максимум же вольны определять правоохранительные органы…
Где деньги, Нургалиев?
Нельзя забывать и о том, что копеечное молоко из Володаровки носило важную функцию – оно входило в пресловутую «продовольственную корзину», основанную на прожиточном минимуме, получая который можно якобы жить припеваючи целый месяц. Но зачем ради сухих отчётов травить собственное население – это, конечно, вопрос.
Вопросы вызывают и контакты Е.Нургалиева с Казахстаном – он, как известно, является Уполномоченным Торгового представительства Республики Казахстан в РФ по Астраханской области! А отец Есентая, Ризек Нурглиев, по слухам, имеет отношение к построенному лечебному центру в Казахстане.
Если это так, то возникает закономерный вопрос – откуда деньги? Может, там же и немалые деньги, украденные из бюджета под соусом поддержки социально важного проекта?
В самом деле, куда Е.Нургалиев мог деть 240 миллионов рублей? Вряд ли он их вкладывал в Астраханской области, скорее уж выводил за рубеж. И Казахстан здесь представляется наиболее логичным вариантом.
«Под ударом» могли оказаться и дети!
Вообще, такое ощущение, что Е.Нургалиев в детстве обчитался «Вредных советов» незабвенного Григория Остера и стал делать всё не так, как надо. Для производства продукции он начал закупать сухое молоко за пределами области – в других российских регионах, а то и в Белоруссии. И это вместо работы с местными производителями! У последних он практически перестал приобретать молоко еще за несколько лет (!) до громкого уголовного дела, покупая его разве что в совсем малых количествах, да и то лишь летом. На бумаге, разумеется, всё было иначе.
На детской молочной кухне Е.Нургалиева, что на Красной Набережной, царил бардак. Молоко туда поставлялось в условиях полной антисанитарии: оно подавалось в производственный цех по шлангу прямо из цистерны грузового ГАЗа. В других случаях ящики с молочной продукцией ставились буквально в метре от находившихся здесь же мусорных контейнеров.
Вряд ли в таких условиях молоко должным образом проходило проверку на всякую гадость! Скорее, просто не глядя подмахивались заключения о том, что «всё хорошо, прекрасная маркиза».
Там же, по активно циркулирующим слухам, сдаваемые покупателями на обмен бутылки из-под молока попросту… не мылись!
Тараканы в молоке
Конечно, в Астрахани и за её пределами немало оказалось тех, кто скандалу с молокозаводом обрадовался – и в первую очередь торговые сети, куда чуть ли не насильно поставлялась эта низкокачественная продукция.
Да, о «качестве» производимой Е.Нургалиевым продукции и впрямь ходили легенды! Кефир, превращающийся в липкообразную жижу уже на утро, молоко с отвратительным вкусом и запахом… Да что говорить, если в самом Володарском районе нургалиевскую продукцию не брали ни магазины, ни кафе – уж больно хорошо там знают, как и из чего она изготавливается.
А вот весьма характерный комментарий из Живого Журнала, автор которого на момент написания являлся ответственным сотрудником «Ленты» в Астрахани:
«Я по линии Ленты знаю. Просто там пару раз в упаковках тараканов находили, и у директора Ленты (астраханской) эти фотографии есть. Но попросили их придержать.
С ними проблем много. Мало того, что вся их продукция из сухого молока, так ещё там и растительный порошок присутствует, что противоречит ГОСТам, гордо стоящим на упаковках».
Враньё и преступные вольности
«Шустрили» и с датой изготовления продукции: покупая володарское молоко в «Магните», к примеру, в 14 часов, можно было с удивлением прочитать на пакете, что изготовлено оно было в тот же день в 14:15! Ясно, что ни о какой свежести и качестве речь идти уже не могла.
И если Е.Нургалиев мог таким вот образом врать своим клиентам, то уж соврать журналистам для него и вовсе не составляло никакого труда. В интервью одной из местных официозных газет этот горе-директор врал, не краснея, и про «укрепление контактов со сдатчиками молока», и про то, что расчёты с поставщиками он, дескать, в течение месяца производит. Ясно, что в заказных статьях можно врать напропалую, но не так ведь бесстыдно!
Наглого вранья и откровенной лжи вокруг Володарского молокозавода было, конечно, много: это и вхождение «в группу самых динамично развивающихся предприятий региона», и преуспевающие фермерские хозяйства – надёжные и верные друзья талантливейшего бизнесмена, ценители и почитатели его уникального, редчайшего предпринимательского дара, истинно деловой жилки! А многие тысячи володарских коров, сломя рога, лично в надёжные руки товарища Есентая неслись ежегодно сдавать десятки миллионов литров доброго молока.
Благодарные рабочие, счастливые володарские семьи, трещащий по швам бюджет… Само молоко обещают разливать в пластиковых ПЭТ-бутылках! Ещё немного, ещё чуть-чуть!..
А на деле заводом нарушался технический регламент на молочную продукцию, его закрывала санэпидемстанция, а то и вовсе гибли люди.
Смерть на заводе
В 2010 году было возбуждено уголовное дело по факту гибели 55-летнего мастера сервисной службы ООО “Молокозавод “Володарский”. Вот что об этом сообщалось:
«По данным Камызякского межрайонного следственного отдела СУ СКП России по Астраханской области, на территории предприятия, когда автокран “МАЗ” перемещал металлические контейнеры, его стрела приблизилась на недопустимое расстояние к проводам ЛЭП, из-за чего произошел пробой воздушного пространства, образовавший электрическую дугу. В это время мастер сервисной службы выравнивал подвешенный контейнер, держа в руках металлический брус. При касании бруса и контейнера мужчину смертельно поразило электрическим током. Сейчас следствие устанавливает все обстоятельства трагического происшествия.
Ростехнадзор и трудовая инспекция проводят на предприятии проверку соблюдения правил техники безопасности. По ее результатам будет решен вопрос об ответственности крановщика, а также руководящих должностных лиц ООО “Молокозавод “Володарский”».
Конечно, раздувать этот скандал никто не стал. Интересно, молоком расплачивались за молчание с официозными журналистами?..
Когда одной дисциплинарной ответственности мало
Попадал Е.Нургалиев со своим заводом и под пристальное внимание прокуратуры Астраханской области – она проводила проверку исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства на ООО «Молокозавод Володарский» и ООО «Астраханское детское питаниe», которое также принадлежит Е.Нургалиеву.
Факты, выявленные в ходе проверки, были отражены в официальном сообщении прокурорского ведомства: «На момент проверки в производственном помещении ООО «Молокозавод Володарский» обнаружены тараканы, летали птицы. На складе готовой продукции надлежащая уборка не проводилась, не осуществлялась необходимая обработка тары для хранения готовой продукции». Не лучше оказалась ситуация на «Астрадетпитании». Здесь также выявлены нарушения, выразившиеся «в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии помещений розлива продукции, холодильных камер, бесконтрольном хранении моющих синтетических средств».
По данным фактам прокуратурой возбуждены дела об административных правонарушениях по ст. 6.3 КоАП РФ в отношении главного технолога Володарского молокозавода и директора «Астрадетпитания». По результатам их рассмотрения 3 июня Управлением Роспотребнадзора по АО на указанных лиц наложены штрафные санкции. Кроме того, прокуратура направила в адрес руководителей предприятий представления об устранении нарушений СЭЗа и привлечении к дисциплинарной ответственности конкретных виновных.
Конец верёвочки подкрался незаметно
А вот что сообщало информационное агентство «Астраханские новости» (AST-NEWS.ru) в марте 2012 года:
«В отношении гендиректора ООО «Астраханское детское питание» Есентая Нургалиева (по совместительству - председателя совета директоров ООО «Молокозавод «Володарский»), сына председателя комиссии Общественной палаты по здравоохранению Ризека Нургалиева прокуратурой возбуждены административные производства по ст. 6.3. («Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения», штраф от от 10 до 20 тыс. руб. или приостановление деятельности на 3 мес.), ч. 3 ст. 20.4 («3. Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений», штраф от 150 до 200 тыс. руб.) ч.4 ст. 20.4 («Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений», штраф от 150 до 200 тыс. руб.) КоАП РФ».
Продолжение следует!
Достоверно известно, что первые иски в арбитраж о взыскании многомиллионных задолженностей с «Молокозавода Володарский» пошли примерно за год до объявления о возбуждении на него уголовного дела, а удовлетворён из множества таких исков был только один, почти на 7 млн руб. Поэтому говорить о какой-то якобы имеющейся политической или иной корыстной подоплёке в уголовном расследовании преднамеренного банкротства молокозавода и мошенничестве его гендиректора – как минимум, смешно. Ситуация возникла не на пустом месте, и не сразу. Просто ниточка вилась долго…
Что бы ждало завод, если не усилия губернатора по привлечению местных инвесторов? Его бы поглотил или иногородний игрок, либо международная корпорация вроде PepsiCo. А так оно останется астраханским, люди сохранят места, и все астраханцы наконец-то получат много действительно качественного и недорогого молока.
Виктор Зоркий,
"Факт и компромат" № 1, 10.01.2013 г.