23 мая было объявлено, что во взрывах у зданий МВД в Волгограде подозревают исламистов, задержанных в Астрахани. Предполагается, что члены той же группировки в 2010 году нападали в Астрахани на милиционеров, а 9 мая 2011 года хотели взорвать ночной клуб. Точно определить круг подозреваемых сложно, потому что речь идет не о единой банде, а о разрозненном подполье. Его члены объединены лишь приверженностью радикальному исламу, личными знакомствами и специфическими взглядами на политику.

Астраханская и Волгоградская области, хотя и находятся на юге России, до недавних пор считались такими же спокойными, как любой из центральных регионов. Эти области не граничат ни с одним из регионов Северо-Кавказского федерального округа, который был выделен из состава Южного округа в январе 2010 года. Однако в течение последнего года новости из Астрахани все чаще становятся похожими на новости из Чечни или Дагестана. Исламисты, теракты, ликвидация боевиков... Теперь такие же новости пришли и из Волгоградской области, которая, если взглянуть на карту, находится как бы на один шаг ближе к центру страны. Но обо всем по порядку.

В июле 2010 года в Астрахани был застрелен милиционер Николай Лиджиев и ранена его напарница Альбина Айшуакова. Стрельбу по милиционерам открыли трое подозрительных мужчин, у которых патрульные попытались проверить документы. Один из нападавших был кавказцем, второй - азиатом, а третий - славянином. Выглядели они непрезентабельно - небритые, неряшливо одетые; особой приметой азиата были гнилые зубы. На следующий день после убийства Лиджиева похожую троицу увидел другой милицейский патруль. Вновь завязалась перестрелка, в ходе которой был убит милиционер Санур Ажбаев и ранены двое его коллег.

В конце июля были задержаны двое подозреваемых в нападении. По версии следствия, оставшийся на свободе убийца, 20-летний Реваль Ибрагимов, после этого нашел себе двух других подельников - братьев Гайни и Максута Жумагазиевых. В августе банда, состав которой на две трети обновился, совершила еще одно нападение на милиционеров. На этот раз обошлось без погибших, но трое милиционеров получили ранения.

Почти сразу следователи пришли к выводу, что убийцы являются приверженцами радикального ислама. Постепенно стало ясно также, что назвать банду единой и автономной нельзя. Скорее она похожа на вооруженное подполье, члены которого могут поначалу не совершать преступлений, и лишь со временем соглашаются передержать дома оружие, предоставить укрытие скрывающемуся от милиции "брату по вере"... А потом взять в руки это оружие и отомстить "неверным" за гибель этого "брата". Определить границы подполья очень трудно. Кому из знакомых уже выявленного боевика достаточно будет доверительной беседы с участковым, за кем надо организовать слежку, кого следует немедленно арестовать, а кого даже пытаться брать живым опасно?

В октябре в Астрахани при задержании оказал сопротивление и был убит Гайни Жумагазиев, а также были пойманы двое его сообщников - Сайпула Бадрутдинов и Наиль Кафаров. Также была выявлена мечеть, в которой собирались исламисты. Их заподозрили в новых преступлениях - нападении на имама и убийстве некоей женщины. В апреле 2011 года в ходе боестолкновения в Дагестане был ликвидирован Реваль Ибрагимов. Так стало известно о прямых связях астраханского подполья с кавказским.

26 апреля в Волгограде было совершено преступление, которое сначала никак не связывали со всеми вышеописанными событиями. У здания ГИБДД сработало взрывное устройство мощностью 400 граммов тротила. Пакет с бомбой подкинул к зданию мужчина в камуфляжных штанах. В результате взрыва никто не пострадал. Практически одновременно у здания волгоградской Академии МВД была найдена сумка с гораздо более мощной бомбой, эквивалентной 13-14 килограммам тротила. Бомбу на месте подорвали взрывотехники.

В Астрахани тем временем продолжали ловить исламистов. 7-9 мая в городе провели масштабную спецоперацию, в ходе которой был убит предполагаемый лидер боевиков - 30-летний Андрей Антонов, после принятия ислама называвший себя Умаром. Также в ходе спецоперации было изъято большое количество оружия и задержаны около 20 человек, так или иначе связанных с Антоновым, Ибрагимовым, Жумагазиевыми и другими боевиками. Из них в итоге только четверым смогли предъявить что-то серьезное (известны имена лишь двоих обвиняемых - Руслан Яблуков и Мусса Ясулов; еще один обвиняемый - двоюродный брат Антонова; о четвертом неизвестно ничего). Как результат, в источниках наблюдается путаница - кто-то сообщает о "банде из 20 человек", кто-то - о "банде из четырех человек". Встречаются и промежуточные варианты, такие как "15 человек". Точную информацию следователи пока не разглашают.

А 23 мая было объявлено, что в Волгограде нашлась свидетельница, которая с балкона своего дома рассмотрела процесс закладки бомбы перед Академией МВД. Оказалось, что сумку с бомбой привезли к вузу на автомобиле с астраханскими номерами. Вскоре выяснилось, что машина была арендована в одном из астраханских автосалонов, владелец которого смог описать внешность клиентов. Когда следователи рассказали обо всем этом задержанным исламистам, те под грузом доказательств решили признаться в своей причастности к взрывам.

По предварительным данным, двое астраханских исламистов получили откуда-то (источник средств еще не выявлен) 100 тысяч рублей на теракт в Волгограде. На эти деньги они приобрели компоненты взрывчатки в аптеке и на астраханском Птичьем рынке, а также арендовали автомобиль. Исламисты утверждают, что специально рассчитали все так, чтобы никто не пострадал. Однако следователи им не верят - бомбы были начинены поражающими элементами, и отсутствие пострадавших скорее можно назвать случайностью.

По словам арестованных, они устроили взрывы в Волгограде, чтобы запугать "неверных" в целом и милиционеров в частности. А у взрыва возле Академии МВД есть и более тонкие причины. По словам исламистов, им не нравится, что в этом вузе учится большое количество уроженцев Кавказа. Причины своей нелюбви арестованные объясняют двояко. Во-первых, они утверждают, что им вообще претит стремление уроженцев традиционно мусульманского региона охранять законы светского государства, а не законы радикального ислама. Во-вторых, исламисты обвиняют кавказцев-милиционеров в преступной деятельности на родине. Якобы выпускники Академии МВД возвращаются в свои республики, похищают мирных жителей, держат их в подвалах, чтобы у них отросла борода, а потом отвозят в лес и убивают под видом боевиков. По словам арестованных, они узнали об этом из неких видеороликов (вероятно, речь идет о пропагандистских роликах, снятых теми самыми боевиками).

Была у взрывов в Волгограде и другая цель - тренировка перед терактом в Астрахани. Арестованные признались, что 9 мая хотели устроить взрыв в популярнейшем ночном клубе "Даир". Многие аналитики связывают несостоявшийся теракт с Днем Победы, однако похоже, что выбор даты может объясняться и более прозаическими причинами. 9 мая - понедельник. По сведениям официального сайта, по понедельникам в "Даире" бесплатный вход. А если учесть, что 9 мая, в отличие от других понедельников, являлся выходным днем, - можно предположить, что в клубе ожидался беспрецедентный наплыв народа. Заведение расположено в центре города, в нем порой выступают знаменитости уровня Dj Грува, "Би-2" или "Арии".

Исламисты утверждают, что решили устроить взрыв в "Даире", поскольку сочли этот клуб "гнездом порока". Предварительно они сходили в заведение на разведку и были шокированы видом пьяных гостей и целующихся гомосексуалистов.

Вполне возможно, что исламисты ожидали от этого клуба более строгого стиля, так как владеющий заведением одноименный холдинг определенным образом связан с арабской культурой. Холдинг "Даир" был создан в Астрахани в 1993 году семьей Пряхиных (официально глава холдинга - Ирина Пряхина, успевшая побывать депутатом Представительного собрания Астраханской области). Сферы деятельности холдинга, название которого переводится с арабского языка примерно как "составное", самые разнообразные - от содержания кофеен до охранной деятельности, от торговли продуктами до строительства. По сведениям открытых источников, с некоторых пор Пряхины проживают в Объединенных Арабских Эмиратах, а в Астрахани появляются лишь с инспекционными поездками.

Рассказывая о своих планах, исламисты, как и в случае с волгоградскими взрывами, не забывают подчеркивать, что не хотели никого убивать. Якобы взрыв в переполненном помещении достаточно мощной бомбы, начиненной поражающими элементами, должен был лишь испугать "неверных", но не причинить никому зла. Возможно, таким неуклюжим способом арестованные пытаются согласовать свою внутреннюю позицию с внешними обстоятельствами. Ведь если отталкиваться от позиций радикального ислама - смерть нескольких "неверных" не является таким уж серьезным злом. А если бы эта смерть запугала хотя бы нескольких людей и заставила их обратиться в "истинную веру" - то исламисты с полной уверенностью назвали бы свой поступок добрым. Только объяснить это следователям прямыми словами они вряд ли смогли бы - вот и пришлось придумывать сказки о "безопасном взрыве"...

Так или иначе, но планам исламистов не суждено было сбыться. Из-за своевременно проведенной спецоперации теракт в "Даире" не состоялся. Теперь если не всем, то многим членам подполья предстоит отправиться в места лишения свободы... В которых они, по некоторым данным, уже успели побывать и освоиться. Правоохранительным органам стало известно, что многие члены астраханского подполья приняли радикальный ислам именно во время отбытия сроков за те или иные преступления. Оказывается, исламисты ведут в колониях активную пропаганду, призывая "сбившихся с пути" россиян принять "правильную веру". Порой заключенные, потерявшие жизненные ориентиры и обиженные на современное общество, воспринимают радикальные идеи как настоящее откровение.

Татьяна Ефременко,

LENTA.RU