Наступил сентябрь - первый месяц учёбы у большей части молодёжи. А, значит, самое время рассказать о том, что ждёт учащихся в период кризиса и какое в данный момент качество образования в нашей области. Собственно, о том, как у нас поддерживают молодёжь, сказано много – но лишь ситуация в образовании позволяет показать, как всё обстоит на самом деле.
Сейчас принято практически во всех проблемах образования винить мировой экономический кризис. И на этом фоне как-то забывается, что многое существовало и в то время, когда кризис не появился ещё даже в США, а в нашей стране вообще, если верить многим СМИ, существовал даже стабильный рост уровня жизни населения. Какие же это проблемы? В данный момент, в основном, две – трудоустройство выпускников и отставание образования от реальной жизни.
Трудоустройство специалистов является головной болью практически с момента развала СССР. Причём, по принципу “спасение утопающих – дело рук самих утопающих”, головной болью самих выпускников. Если до того времени каждый, поступивший в учебное заведение, был обеспечен работой по специальности, то потом образование ушло в свободное плавание от работодателей по всем понятным причинам. Частные работодатели, естественно, не могли чётко планировать, сколько им нужно специалистов, а устремившиеся к коммерции учебные заведения пошли по схеме “платите и поступайте куда хотите”. И тут, естественно, захотели все сразу на такую специальность, где не надо работать, а надо только получать. И развелось у нас юристов да экономистов – пруд пруди, только вот ни права, ни экономики почему-то больше не стало. Такова официальная версия, которая права лишь в общих чертах. Здесь самое время перейти к нашему родному региону.
По словам губернатора Астраханской области Александра Александровича Жилкина: “Регион остро нуждается в технических специалистах, которые всегда могут найти работу, причем достойно оплачиваемую. И речь не столько о высокообразованных инженерах, сколько о представителях рабочих специальностей”. Естественно, во многом такая ситуация сложилась именно потому, что у абитуриентов рабочие специальности очень непопулярны. Даже закончившие 9 классов, часто идут на разнообразных экономистов, не говоря уж о поступающих в ВУЗы. Из них вообще технических специалистов в городе готовят только три-четыре, причём в двух из них технических специальностей всё равно намного меньше, чем остальных. А если учесть, что кроме этих ВУЗов в городе масса различных филиалов – картина специальностей выпускников как минимум в ближайшие годы предстаёт во всей красе. У нас принято, в том числе и властью, говорить, что виноваты во всём сами абитуриенты, что просто спрос рождает предложение и ничего больше. Но это самый лёгкий путь – всё свалить на других. Так ли это на самом деле? Только ли в “гипертрофированных запросах”, как сказал губернатор, дело?
А ведь выпускники не идут на рабочие специальности не только потому, что не хотят работать. Просто работать-то негде. Реальный сектор экономики в регионе не развивается практически никак – пересчитать действующие предприятия можно по пальцам, чтобы найти новые – нужно постараться, зато вот список закрывшихся в последние годы огромен. Хотя, по сути – без производства ничего хорошего не выйдет, ведь специальности, которые у нас готовят - в основном сфера обслуживания. Но они не могут обслуживать сами себя, а туристов в Астрахани до сих пор особо и нет… Но и производства тоже. И куда идти людям с дипломами технических специалистов? Так ли востребованы их специальности, как об этом говорится? Или, может, тут всё-таки пригодится та самая помощь государства? А вот о ней разговор отдельный.
Помните, несколько лет назад активно рекламировалась строительная отрасль. Люди пошли поступать по таким специальностям, а в итоге – кризис, строители стали не нужны. И ни в чём выпускников не обвинишь – они искренне хотели работать. Вроде бы – ладно, кризис же всё-таки не местные власти придумали, он во всём мире… А что было до кризиса? Попробуем вспомнить.
Для начала цитата с сайта губернатора, датированная 15 декабря 2005 года: “На первом этапе необходимо выявить те специальности, в которых существует потребность, далее - сориентировать учебные учреждения на подготовку людей по конкретным профессиям, которые необходимы региону. Данная программа предполагает подписание … соглашений… - государство, учебное заведение и студент. «Конечно, в один год мы не сможем решить проблему нехватки кадров, - сказал Александр Жилкин, - но однозначно заложим фундамент по решению проблемы подготовки собственных специалистов».” На словах всё просто отлично, но прошло время – и что в итоге? Соглашений, которые до сих пор требуются студентам – нет. Выпускники так и остались сами со своими проблемами, гарантировать трудоустройство никто не собирается даже учащимся на бюджете и на “нужных” технических специальностях. И собственные специалисты в итоге оказались не так уж нужны – тут опять вернёмся к строительной сфере. Ещё продолжаются работы по объектам, которые начались перед 450-летием Астрахани. И кто их ведёт? Большей частью фирмы из Санкт-Петербурга, Саратова – откуда угодно, только, в основном, не из Астрахани. Вот вам и поддержка собственных специалистов. К чему их тогда было готовить, когда рабочие места отдаются другим регионам, а наши сидят без дела. Может, всё дело в качестве собственных кадров? Тут мы как раз и перейдём к уже упомянутой второй проблеме.
Сразу хочется сказать очевидную вещь. Ведь если у нас, допустим, такие плохие специалисты – то кто в этом виноват, кроме самого региона? Правильно – никто. Люди-то везде одинаковые, просто готовят их по-разному. А может, и готовят также как везде – просто дело в чём-то другом… Но это что-то другое не входит в тему статьи, потому всё-таки поговорим о качестве образования.
Гуманитарное направление огромного количества различных мелких филиалов учебных заведений в нашем городе объясняется не только указанными выше причинами спроса и предложения. Гуманитариев учить достаточно просто – взял в аренду помещение, поставил столы со стульями, нанял специалистов – и готово. Не надо никаких лабораторий, никакого оборудования – филиал можно открыть на ровном месте за пару лет. В сотрудниках проблемы тоже не возникнет – ведь филиал не первый, до этого таких специалистов уже готовили, соответственно – часть выпускников могут спокойно заняться преподаванием. Тут и свои плюсы есть – процент трудоустройства хоть как-то повысится.
Но какое качество образования может быть в таком случае? Ведь получается просто потоковый метод, в котором нет места качеству. Может, в крупных ВУЗах города ситуация лучше? И да и нет.
Возьмём, к примеру, один астраханский ВУЗ. Его технические факультеты, в данный момент, не сильно отличаются по вложениям от гуманитарных – эксплуатируется то, что осталось от советских времён, а новое оборудование толком и не закупается. В итоге – образование сильно отстаёт от жизни. На производстве внедряются новые технологии, а учат студентов на оборудовании 20-летней давности. А потом приходится вновь их переучивать по приходу на работу, что и заставляет работодателей писать в объявлениях всем надоевшую фразу “требуются сотрудники со стажем работы…”. Эта фраза как нельзя лучше характеризует качество образования.
Но и в гуманитарных специальностях ситуация, зачастую, не лучше. По этому поводу мы попросили дать комментарий одного преподавателя того самого ВУЗа, и вот что она ответила: “Вообще, надо сказать, эта система образования давно устарела. Учебники все очень старые, а вообще ведь каждый преподаватель обязан через какое-то время писать свою учебную литературу. Только вот сказали, что обязан – а доплачивать за работу никто не хочет , в итоге преподаватели просто копируют старые книжки один в один. Это можно по нашей библиотеке заметить, там много таких: лежит какая-нибудь старая книга в твёрдой обложке и рядом такая же, только в мягкой и как бы другого автора. Но внутри – слово в слово. Вот вам и все хвалёные инновации”. Добавить тут нечего.
Нет, есть, конечно, и положительные стороны, не без них. Вот один ВУЗ, который очень стремительно развивается – ещё недавно был достаточно узкоспециализированным, а сегодня ведущий в городе по количеству поступающих туда студентов. Причём, обогнал он конкурентов буквально года три назад. Что уж сказать, если большая часть нашей власти именно его и заканчивала – поддержка оттуда же, наверное. Там уж инноваций хватает и вообще удивляют его налаженные связи со многими предприятиями и иногородними учебными заведениями. Но – проблемы между тем остаются, и это не вина конкретно ВУЗов. Вот, допустим, много говорится о том, что надо специалистов по такой-то отрасли. Так почему, если государству надо, то государство не делает ничего, чтобы их привлечь? “Нам надо, а вы деньги платите” – вот она, позиция на сегодняшний день. Ведь никто же не станет спорить, что бюджетных мест катастрофически не хватает. Но, тем не менее – забота о молодых специалистах остаётся лишь только на словах, а на деле… На деле заботы отраслей о своем будущем очень мало, разве что, компании, связанные с природными ресурсами вносят свой вклад. Но в них, в принципе, и звать не надо – туда и так желающих полно.
Но, надо отметить, что всё-таки наша власть не бездействует, глядя на проблемы образовательных учреждений и студентов. Так, в нашей области введён мораторий на повышение платы за обучение. Впервые за много лет цены останутся прежними, что очень поможет в период кризиса.
Не стоит забывать и о средних специальных учебных заведениях, которые гораздо более оперативно реагируют на изменения обстановки с занятостью населения в регионе за счёт коротких сроков обучения. Только вот, к сожалению, многие работодатели требуют у сотрудников высшее образование, не обращая внимания на все заверения правительства о преимуществах среднего. Что ж – в условиях безработицы выбор есть, и работодатели начинают задирать планку. Хотя, что лучше – непрофильный диплом института или профильный колледжа – это ещё большой вопрос. Но, тем не менее, тенденции на рынке труда определяют работодатели, а они, в настоящий момент, очень часто требуют высшее.
Ну и, наконец, интересный факт о нашем министерстве образования и науки. В поисках информации о его деятельности я пошёл искать сайт, о котором часто упоминает Виталий Александрович Гутман, и был неприятно удивлён выскочившим сообщением “Сайт может угрожать безопасности вашего компьютера”. Неужели, в нашем образовании и правда всё так плохо, что даже сайт министерства опасен?
Артём Хорьков,
"Факт и компромат" №27, сентябрь 2009 г.