С 14 по 17 сентября Астрахань на несколько дней станет литературной столицей России. Именно в нашем городе пройдет X Всероссийский литературный фестиваль. В гости в юбилейную губернию приедут десятки писателей, поэтов, драматургов, литературных критиков из Москвы, Санкт-Петербурга, других городов страны.
Сегодня традиционный девиз фестиваля звучит так: «Поехали в Астрахань!».
Заместитель главного редактора «Факта и компромата» Н.В. Иванов взял интервью у одного из организаторов фестиваля, писателя и публициста Ю.А. Никитина.
Н.В. ИВАНОВ: Юрий Анатольевич, это ваша инициатива – «сосватать» к нам в Астрахань крупный литературный фестиваль?
Ю.А. НИКИТИН: Нет. Я помогаю с организацией его проведения, а решение принимали другие люди, и не в последнюю очередь Александр Гриценко, председатель правления Интернационального союза писателей, под чьей эгидой и за чей счёт в основном и проводится фестиваль. Если я скажу для тех, кто этого не знает, что Гриценко – астраханец, то других объяснений не потребуется. Это хороший подарок нашей губернии в год её 300-летнего юбилея.
Н.В. ИВАНОВ: Ожидаются какие-то литературные «звёзды»?
Ю.А. НИКИТИН: Вы знаете, я не люблю это слово вообще применительно к людям, а к писателям – особенно. Это туда – к певунам и плясунам, футболистам, болтунам из телевизора… Будут достаточно известные люди, пишущие в очень нынче популярном жанре «фэнтази». Среди них основательница славянского направления в этом жанре Мария Семенова (роман «Волкодав»), наш земляк Андрей Белянин, один из популярных в стране «фантазеров», а также получивший в последнее время известность питерский прозаик Саша Кругосветов… Наиболее именитый из литературных критиков – Андрей Щербак-Жуков, заведующий литературным приложением к «Независимой газете» под названием «Экслибрис». Да и самого Гриценко следует отметить если не как талантливого писателя и драматурга, то как одного из самых продвинутых и успешных в стране литературных менеджеров. Их, конечно, можно при желании назвать «звездами», но мне они интересны тем, что участвуют в большом и нужном социально ориентированном деле – едут безвозмездно в провинцию, чтобы хотя бы на время снять серую паутину в нашей литературной избе, привлечь к литературе новых молодых авторов из самых дальних уголков губернии.
В определенном смысле литфестивали – это такие мини-съезды молодых писателей, успешно проводившиеся в советский период и открывшие дорогу десяткам талантливых литераторов. Тридцать три года назад я сам был участником одного из таких съездов в Москве, и поэтому могу подтвердить, что Интернациональный союз писателей заимствовал из прошлого опыта всё лучшее, включая главное – издание самых достойных произведений и их распространение по стране. Конечно, будет и кое-что новое, например, поэтические слэмы. Это такой турнир поэтов, когда за три минуты нужно впечатлить публику не только отточенностью рифмы и глубиной содержания собственного сочинения, но и артистизмом.
Н.В. ИВАНОВ: Мы познакомились с программой литературного фестиваля «Поехали в Астрахань!» и среди прочего увидели там ряд мастер-классов и лекций, в том числе и вашу, только без названия. Если не секрет, то о чём будете говорить?
Ю.А. НИКИТИН: О писательском высокомерии.
Н.В. ИВАНОВ: Однако! А вы не боитесь…
Ю.А. НИКИТИН: Нет, не боюсь. Роскомнадзор может отдохнуть, я не стану употреблять непечатных выражений. Там же, где без этого нельзя будет обойтись, я буду говорить «пи-пи-пи-пи»…
Н.В. ИВАНОВ: А вы вообще как относитесь к мату в художественном творчестве?
Ю.А. НИКИТИН: Плохо. Мат уродует русский язык так же, как наколки (а по теперешнему – тату) уродуют прекрасное женское тело. Писатель, который использует в художественном произведении мат, расписывается в собственной профессиональной неполноценности, и все эти басни насчет того, что, а вот, мол, Пушкин и что так говорят в жизни, ничего не стоят, потому что литература – это ДРУГАЯ жизнь, куда не обязательно сносить всё дерьмо из этой.
Ю.А. НИКИТИН: …это очень похвальное человеческое качество, которое свидетельствует о том, что вы сами живете по высоким меркам и требуете того же от других.
Думаете, Пушкин, Лермонтов, Бунин, Тургенев, Набоков, Пруст, Фолкнер, Джойс, Хаксли не были высокомерными в своем творчестве? Ещё как были! Беда большинства нынешних писателей в том, что они слишком ориентированы на читательскую потребу и сгибаются перед ней в три погибели вместо того, чтобы тянуть читателя вверх за шиворот.
Н.В. ИВАНОВ: Два месяца назад в московском издательстве ИСП в престижной серии «Современники и классики» вышел ваш новый роман «День, когда мы будем вместе». До Астрахани он ещё, по-моему, не дошёл, но в столице продается, и через Сеть тоже. Первые отклики радуют разнообразием мнений – от сравнения с набоковской «Лолитой», причём не в пользу Набокова, до обвинения в антипатриотизме.
Ю.А. НИКИТИН: C Набоковым, конечно, сравнивать едва ли кого можно, во всяком случае, я такой чести не готов удостоится, но дело в том, что уважаемый критик имел в виду, что в «Лолите» любовь убивается, а в «Дне…» воскрешается. Что же касается патриотической темы, тода, герой романа – не патриот, но только в том смысле, который вкладывают в это понятие записные алалащники на ТВ и мотоциклисты, оседлавшие эту тему с изрядной пользой для собственных карманов. Я уже не раз писал и говорил, что в патриотическом чувстве солидарен с Лермонтовым, которое он гениально выразил в стихотворении «Родина». Помните это: «Люблю отчизну я, но странною любовью!» И ещё это: «Но я люблю – за что, не знаю сам…» Значит, русский гений не знал, а тут кого ни спроси, все знают. Причём, на уровне и в стилистике «Краткого курса ВКП(б)»… А вот для меня, к примеру, самым большим патриотом является моя дочь Елена, которая в 44 года родила второго ребёнка – голубоглазого красавца-блондина Алексюшку. Для нашего мутного времени, когда из года в год жизнь становится всё «лучше и веселее», это сродни подвигу. И я не слышал, чтобы она когда-нибудь говорила о своем патриотизме, также как об этом не разглагольствуют все нормальные люди…
Н.В. ИВАНОВ: Однако вернемся к литературе. Какой вам представляется роль писателя в современном российском обществе?
Ю.А. НИКИТИН: В современном российском обществе писатель, на мой взгляд, проходит по категории МОПса – младшего обслуживающего персонала. Ещё совсем недавно ходила по земле такая замечательная тётенька по фамилии Новодворская. Она не уставала повторять, что главные люди на свете –это бизнесмены, а все остальные должны «делать им красиво», то есть, прислужничать. Тётенька немножко ошибалась: главные люди – это чиновники, а бизнесмены хотя и тоже главные, но всё же чиновники главнее. Я уже давно не смотрю юмористические передачи. Все эти смехачи в подметки не годятся нашим депутатам, спикерам, блогерам, судьям, прокурорам и прочем полезной для страны братии. Вот есть такой блогер Невзоров с берегов Невы. Он не только усердно борется с православием, но и в пух и прах разносит русскую (классическую!) литературу. И делает это с таким воодушевлением, с такой страстью, что начинаешь задумываться: а не пришла ли к Шурику «ответка» от Господа? Ведь если тот кого хочет всерьез наказать, то прежде всего лишает разума…К сожалению, разума лишили не только блогера Шурика, но и тех, кто в школах приравнивает литературу к физкультуре. В литературные издания государство нынче не хочет вкладывать деньги, в результате чего те хиреют и загибаются. Некогда самая популярная, с многомиллионным тиражом «Литературная газета» влачит жалкое существование. Журналы «Новый мир», «Знамя», «Нева» выходят трехтысячными тиражами, и в результате – постепенное и неуклонное омертвение литературной среды, которая во все времена была соавтором выдающихся произведений. Одичание общества – одно из следствий небрежения государством литературой в последние четверть века. Так что высокомерие писателя имеет много причин…
Н.В. ИВАНОВ: Но вернёмся к вашему роману. В одной из рецензий утверждается, что «такого ещё не было в нашей, и не только в нашей литературе». Это правда?
Ю.А. НИКИТИН: Если речь идет о сюжете, то, вероятно, да. Во всяком случае наш оскароносный режиссер Владимир Меньшов ещё до публикации романа посоветовал мне юридически оформить авторское право на сюжетную линию, до которой пока не додумались сценаристы Голливуда.
Н.В. ИВАНОВ: Роман «День, когда мы будем вместе» заявлен как мистический триллер. Вы не могли бы коротко рассказать о сюжете?
Ю.А. НИКИТИН: Это роман о любви. О любви необычной. О любви, питаемой чувством вины за кончину давно покинувшей наш бренный мир юной возлюбленной. О любви, которая способна сотворить чудо – спустя 30 лет вернуть девушку из небытия…Думаю, этого достаточно, потому что надеюсь, что роман все-таки дойдет и до Астрахани.
Н.В. ИВАНОВ: Судя по упоминанию Владимира Меньшова, вы всерьёз думаете об экранизации романа…
Ю.А. НИКИТИН: Мало ли о чём я думаю! Дело не в моих думах, а в серьёзном продюсере. Поживем-увидим…
Н.В. ИВАНОВ: Благодарим, Юрий Анатольевич, за интересный рассказ. А литературному фестивалю «Поехали в Астрахань!» – удачи.
AST-NEWS.ru
Сегодня традиционный девиз фестиваля звучит так: «Поехали в Астрахань!».
Заместитель главного редактора «Факта и компромата» Н.В. Иванов взял интервью у одного из организаторов фестиваля, писателя и публициста Ю.А. Никитина.
Н.В. ИВАНОВ: Юрий Анатольевич, это ваша инициатива – «сосватать» к нам в Астрахань крупный литературный фестиваль?
Ю.А. НИКИТИН: Нет. Я помогаю с организацией его проведения, а решение принимали другие люди, и не в последнюю очередь Александр Гриценко, председатель правления Интернационального союза писателей, под чьей эгидой и за чей счёт в основном и проводится фестиваль. Если я скажу для тех, кто этого не знает, что Гриценко – астраханец, то других объяснений не потребуется. Это хороший подарок нашей губернии в год её 300-летнего юбилея.
Н.В. ИВАНОВ: Ожидаются какие-то литературные «звёзды»?
Ю.А. НИКИТИН: Вы знаете, я не люблю это слово вообще применительно к людям, а к писателям – особенно. Это туда – к певунам и плясунам, футболистам, болтунам из телевизора… Будут достаточно известные люди, пишущие в очень нынче популярном жанре «фэнтази». Среди них основательница славянского направления в этом жанре Мария Семенова (роман «Волкодав»), наш земляк Андрей Белянин, один из популярных в стране «фантазеров», а также получивший в последнее время известность питерский прозаик Саша Кругосветов… Наиболее именитый из литературных критиков – Андрей Щербак-Жуков, заведующий литературным приложением к «Независимой газете» под названием «Экслибрис». Да и самого Гриценко следует отметить если не как талантливого писателя и драматурга, то как одного из самых продвинутых и успешных в стране литературных менеджеров. Их, конечно, можно при желании назвать «звездами», но мне они интересны тем, что участвуют в большом и нужном социально ориентированном деле – едут безвозмездно в провинцию, чтобы хотя бы на время снять серую паутину в нашей литературной избе, привлечь к литературе новых молодых авторов из самых дальних уголков губернии.
В определенном смысле литфестивали – это такие мини-съезды молодых писателей, успешно проводившиеся в советский период и открывшие дорогу десяткам талантливых литераторов. Тридцать три года назад я сам был участником одного из таких съездов в Москве, и поэтому могу подтвердить, что Интернациональный союз писателей заимствовал из прошлого опыта всё лучшее, включая главное – издание самых достойных произведений и их распространение по стране. Конечно, будет и кое-что новое, например, поэтические слэмы. Это такой турнир поэтов, когда за три минуты нужно впечатлить публику не только отточенностью рифмы и глубиной содержания собственного сочинения, но и артистизмом.
Н.В. ИВАНОВ: Мы познакомились с программой литературного фестиваля «Поехали в Астрахань!» и среди прочего увидели там ряд мастер-классов и лекций, в том числе и вашу, только без названия. Если не секрет, то о чём будете говорить?
Ю.А. НИКИТИН: О писательском высокомерии.
Н.В. ИВАНОВ: Однако! А вы не боитесь…
Ю.А. НИКИТИН: Нет, не боюсь. Роскомнадзор может отдохнуть, я не стану употреблять непечатных выражений. Там же, где без этого нельзя будет обойтись, я буду говорить «пи-пи-пи-пи»…
Н.В. ИВАНОВ: А вы вообще как относитесь к мату в художественном творчестве?
Ю.А. НИКИТИН: Плохо. Мат уродует русский язык так же, как наколки (а по теперешнему – тату) уродуют прекрасное женское тело. Писатель, который использует в художественном произведении мат, расписывается в собственной профессиональной неполноценности, и все эти басни насчет того, что, а вот, мол, Пушкин и что так говорят в жизни, ничего не стоят, потому что литература – это ДРУГАЯ жизнь, куда не обязательно сносить всё дерьмо из этой.
Хочешь поматериться – иди в пивную или включи телевизор. Вообще эта тема настолько убогая и не достойная внимания, что давайте на этом с ней и расстанемся, пока я тоже не заматерился.Н.В. ИВАНОВ: И всё-таки высокомерие…
Ю.А. НИКИТИН: …это очень похвальное человеческое качество, которое свидетельствует о том, что вы сами живете по высоким меркам и требуете того же от других.
Думаете, Пушкин, Лермонтов, Бунин, Тургенев, Набоков, Пруст, Фолкнер, Джойс, Хаксли не были высокомерными в своем творчестве? Ещё как были! Беда большинства нынешних писателей в том, что они слишком ориентированы на читательскую потребу и сгибаются перед ней в три погибели вместо того, чтобы тянуть читателя вверх за шиворот.
Н.В. ИВАНОВ: Два месяца назад в московском издательстве ИСП в престижной серии «Современники и классики» вышел ваш новый роман «День, когда мы будем вместе». До Астрахани он ещё, по-моему, не дошёл, но в столице продается, и через Сеть тоже. Первые отклики радуют разнообразием мнений – от сравнения с набоковской «Лолитой», причём не в пользу Набокова, до обвинения в антипатриотизме.
Ю.А. НИКИТИН: C Набоковым, конечно, сравнивать едва ли кого можно, во всяком случае, я такой чести не готов удостоится, но дело в том, что уважаемый критик имел в виду, что в «Лолите» любовь убивается, а в «Дне…» воскрешается. Что же касается патриотической темы, тода, герой романа – не патриот, но только в том смысле, который вкладывают в это понятие записные алалащники на ТВ и мотоциклисты, оседлавшие эту тему с изрядной пользой для собственных карманов. Я уже не раз писал и говорил, что в патриотическом чувстве солидарен с Лермонтовым, которое он гениально выразил в стихотворении «Родина». Помните это: «Люблю отчизну я, но странною любовью!» И ещё это: «Но я люблю – за что, не знаю сам…» Значит, русский гений не знал, а тут кого ни спроси, все знают. Причём, на уровне и в стилистике «Краткого курса ВКП(б)»… А вот для меня, к примеру, самым большим патриотом является моя дочь Елена, которая в 44 года родила второго ребёнка – голубоглазого красавца-блондина Алексюшку. Для нашего мутного времени, когда из года в год жизнь становится всё «лучше и веселее», это сродни подвигу. И я не слышал, чтобы она когда-нибудь говорила о своем патриотизме, также как об этом не разглагольствуют все нормальные люди…
Н.В. ИВАНОВ: Однако вернемся к литературе. Какой вам представляется роль писателя в современном российском обществе?
Ю.А. НИКИТИН: В современном российском обществе писатель, на мой взгляд, проходит по категории МОПса – младшего обслуживающего персонала. Ещё совсем недавно ходила по земле такая замечательная тётенька по фамилии Новодворская. Она не уставала повторять, что главные люди на свете –это бизнесмены, а все остальные должны «делать им красиво», то есть, прислужничать. Тётенька немножко ошибалась: главные люди – это чиновники, а бизнесмены хотя и тоже главные, но всё же чиновники главнее. Я уже давно не смотрю юмористические передачи. Все эти смехачи в подметки не годятся нашим депутатам, спикерам, блогерам, судьям, прокурорам и прочем полезной для страны братии. Вот есть такой блогер Невзоров с берегов Невы. Он не только усердно борется с православием, но и в пух и прах разносит русскую (классическую!) литературу. И делает это с таким воодушевлением, с такой страстью, что начинаешь задумываться: а не пришла ли к Шурику «ответка» от Господа? Ведь если тот кого хочет всерьез наказать, то прежде всего лишает разума…К сожалению, разума лишили не только блогера Шурика, но и тех, кто в школах приравнивает литературу к физкультуре. В литературные издания государство нынче не хочет вкладывать деньги, в результате чего те хиреют и загибаются. Некогда самая популярная, с многомиллионным тиражом «Литературная газета» влачит жалкое существование. Журналы «Новый мир», «Знамя», «Нева» выходят трехтысячными тиражами, и в результате – постепенное и неуклонное омертвение литературной среды, которая во все времена была соавтором выдающихся произведений. Одичание общества – одно из следствий небрежения государством литературой в последние четверть века. Так что высокомерие писателя имеет много причин…
Н.В. ИВАНОВ: Но вернёмся к вашему роману. В одной из рецензий утверждается, что «такого ещё не было в нашей, и не только в нашей литературе». Это правда?
Ю.А. НИКИТИН: Если речь идет о сюжете, то, вероятно, да. Во всяком случае наш оскароносный режиссер Владимир Меньшов ещё до публикации романа посоветовал мне юридически оформить авторское право на сюжетную линию, до которой пока не додумались сценаристы Голливуда.
Н.В. ИВАНОВ: Роман «День, когда мы будем вместе» заявлен как мистический триллер. Вы не могли бы коротко рассказать о сюжете?
Ю.А. НИКИТИН: Это роман о любви. О любви необычной. О любви, питаемой чувством вины за кончину давно покинувшей наш бренный мир юной возлюбленной. О любви, которая способна сотворить чудо – спустя 30 лет вернуть девушку из небытия…Думаю, этого достаточно, потому что надеюсь, что роман все-таки дойдет и до Астрахани.
Н.В. ИВАНОВ: Судя по упоминанию Владимира Меньшова, вы всерьёз думаете об экранизации романа…
Ю.А. НИКИТИН: Мало ли о чём я думаю! Дело не в моих думах, а в серьёзном продюсере. Поживем-увидим…
Н.В. ИВАНОВ: Благодарим, Юрий Анатольевич, за интересный рассказ. А литературному фестивалю «Поехали в Астрахань!» – удачи.
Астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 35 (745), 2017 г.