Поездные порядки. Кафе, бар и ресторан на железной дороге

Самолётов я, как и многие наши земляки, боюсь, поэтому когда надо куда-то уехать по делам или на отдых, то предпочитаю старые добрые поезда. Вот и на этот раз я поехал на «пятёрке», поезде «Астрахань-Москва». Чистенький вагон, вежливый проводник – всё было хорошо до тех пор, пока я, проголодавшись, решил посетить вагон-ресторан.


Попросил меню, открыл и чуть не упал! Нет, виной внезапной потери равновесия был не резкий поворот состава, а цены, по которым предлагались салаты, закуски, горячие и первые блюда. Понятно, что это – ресторан и цены в нём должны быть соответствующие. Но, признаться честно, столь высоких цен нет, пожалуй, ни в одном астраханском ресторане. Стоимость некоторых блюд превышала даже 700 рублей, а за обычную яичницу на завтрак надо было выложить под двести «деревянных»!


Понятно, что насильно в ресторан никто никого не тащит; как говорится, не хочешь – не ешь. Но поездной вагон-ресторан выполняет во многом социальную функцию: ехать до Москвы полторы суток и если по каким-то причинам пассажир не озаботился тем, чтобы взять провиант с собой в дорогу, он хочет – не хочет, но посетит вагон-ресторан, который и создан для того, чтобы кормить оголодавших пассажиров, следующих из пункта «А» в пункт «Б».


А в нашем случае задача не накормить, а обогатиться, причём с огромной выгодой.


Ведь кроме еды там предлагается и алкоголь (который, впрочем, в меню не указывается, что наводит на некоторые мысли). К примеру, пиво, которое в рознице стоит 60 рублей, здесь предлагается за 150 рублей – накрутка 250%. Шампанское, стоящее 600 рублей, в вагоне-ресторане «пятёрки» предлагается за 3000 руб. – накрутка уже 500%! А мой попутчик, посетив вагон-ресторан, пришёл в купе со стаканом… водки, которой нет не только в меню, но и на прилавке. Получается, из-под прилавка налили?


Продавались там и электронные сигареты, которыми можно было дымить прямо в вагоне-ресторане. Справедливости ради надо уточнить, что вагон-ресторан отдан железнодорожным начальством какому-то частному ООО, поэтому номинально РЖД и её структуры к культивирующемуся в нём культу наживы отношения не имеют.


И ещё о курении. Другой мой попутчик, сидя всё в том же вагоне-ресторане, пил и пиво, и водку, и вино, и в какой-то момент куда-то отлучился. Как выяснилось потом – покурить в тамбуре соседнего вагона (обычную сигарету, не электронную). Вернулся, прошло несколько минут, как за его столиком оказалась целая делегация: паренёк с рацией (выполняющий функции охраны, три проводника и сама госпожа начальник поезда.


Все они начали угрожать пассажиру тем, что его высадят на ближайшей станции за то, что он покурил. Потом они начали указывать, что он уже нетрезв и требовать обещания, что пить он больше не будет. Позвольте, но зачем тогда предлагать пассажирам выпивку в вагоне-ресторане? Вводите в поездах сухой закон, и будет в них тишь да гладь, спокойствие и порядок. Но нет – одной рукой наливают (втридорога), а другой грозятся вышвырнуть из поезда, словно нашкодившего котёнка…


А.Так, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 26 (636)