Пограничная служба Российской Федерации — государственная военная организация, составляющая основу системы обеспечения безопасности личности, общества и государства в сфере защиты и охраны Государственной границы России, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов.
Одной из основных задач пограничной службы является: осуществление государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов.
На Каспии круглосуточно несут боевое дежурство пограничные войска (СКПВ) государств-участников СНГ.
Почему-то сегодня принято считать, что начало природоохранной деятельности пограничников положил Указ Президента РФ № 950 от 29 августа 1997 г. "О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере". Ошибочное мнение.
История борьбы пограничников с браконьерами насчитывает десятилетия.
Морская пограничная охрана на Каспии начиналась с патрулирования в районах промысла и нереста рыбы, с установления постоянных постов в местах охоты и рыбного промысла. В 60-х годах прошлого века противодействие иранскому браконьерству у советских южных берегов было одной из ключевых задач морских пограничных сил.
В 80-е годы прошлого века некоторые пограничные сторожевые корабли регионального управления, имели на своем счету наложенные на браконьеров штрафы, сумма которых исчислялась миллионом инвалютных рублей.
Но долгое время координирующая роль в охране морских биологических ресурсов принадлежала структурным подразделениям Минрыбхоза СССР, активно действовали и специализированные морские инспекции. Их усилия, дополняемые действиями пограничников в экономзоне и конвенционном районе, вполне обеспечивали эффективный контроль за промыслом во времена Советского Союза. Тогда велся строго регламентированный лов биоресурсов, и контрабанда морепродуктов, незаконный их промысел отечественными производителями существовать не могли принципиально в силу экономических и политических причин. С началом дрейфа нашей страны в сторону рыночных преобразований ситуация в корне изменилась в Каспийском регионе.
К середине 90-х годов незаконный промысел на Каспии, как утверждают многие аналитики, превысил объемы легального производства и продолжал расти, угрожая не только экономической, но и политической безопасности государства. Контроль за промыслом стал во многом носить формальный характер. Теневой бизнес накопил такие средства, что стал возможен подкуп не только отдельных сотрудников, но и целых подразделений ведомств, надзорных органов в лице специализированных прокуратур, которые занимались природоохранной деятельностью.
В этих условиях решение руководства страны о передаче доминирующих функций охраны морских биологических ресурсов Федеральной пограничной службе (ФПС) представлялось единственно верным решением. И если у кого-то в тот период и возникали решительные возражения против Указа президента, то только у рыбоводов, которым приходилось делиться с пограничниками частью сотрудников и материальных средств. Остальные ведомства, правоохранительные органы и предпринимательские структуры молчали, выжидая. Кто-то в надежде, что пограничники со временем наведут порядок в рыбном бизнесе, кто-то, зная реальную ситуацию в ФПС, лелеял мечты о том, что морской промысел окажется полностью выведенным из зоны государственного контроля.
К концу 1997 г. авиация и флот ФПС находились в предколлапсовом состоянии. Средств на ремонт кораблей, катеров, вертолетов, самолетов не выделялось вообще. Морские и воздушные силы, на которых ложилась основная нагрузка по контролю за промыслом биоресурсов, оказались прикованными к причалам баз и стоянкам аэродромов. В те годы средств не хватало даже на денежное содержание. Отсутствовали всякие запасы горюче-смазочных материалов, запасных частей. И можно было перечислять еще долго, чего тогда были лишены пограничники - от кадров, обладающих специальной подготовкой, до надлежащей правовой базы. В тех условиях быстрое, в течение нескольких месяцев, наращивание усилий по контролю за промысловой деятельностью представлялась практически невозможным. Вот этим положением дел и воспользовались браконьеры и их властные покровители. На Волге и её притоках началось массовое истребление осетровых.
Учитывая сколь значительные средства приносит незаконный промысел, а речь по оценкам специалистов в целом по России может идти о 4 млрд. долл., трудно предположить, что криминальные и полукриминальные структуры, контролирующие незаконный рыбный промысел, простятся со своими доходами без ожесточенной борьбы. И в настоящее время эта борьба очевидна. В Астраханских судах против пограничников работают лучшие адвокаты, чьи разовые гонорары превышают годовое жалованье командира пограничного сторожевого корабля или капитана патрульного судна. В адрес сотрудников морской охраны раздаются угрозы. Организуются активные пропагандистские компании по борьбе с "беззаконием" пограничников. Разумеется, что проходят они под флагом борьбы с браконьерством, но на деньги самих браконьеров и лиц, причастных к промышленному браконьерству.
Оперативным подразделениям ФПС Астраханской области и республики Калмыкия известны практически все браконьеры и их покровители, но легализовать свои полномочия не всегда получается. Порой противостояние государственных органов и органов природоохранной прокуратуры - тех, кто должен бороться с браконьерством, на деле превращаются в обратное.
На главном банке Икрянинского района Астраханской области в непосредственной близости к 10 огневки расположены несколько добывающих подразделений «Севкаспрыбвод», которые осуществляют вылов осетровых исключительно в научных целях. Пограничным службам доступ к обороту добытых осетров запрещен, т.к. надзор и контроль осуществляет межрайонная природоохранная прокуратура Астраханской области. Наблюдая за добычей в научных целях и ведя статистику, пограничники пришли к весьма интересному выводу, что именно одним из способов незаконной добычи осетровых и нелегальному обороту черной икры после введенного моратория имеют непосредственное отношение подразделения Волго-Каспийского территориального управления и «Севкаспрыбвод». В противовес промышленному браконьерству пограничниками в непосредственной близости к плаву установлен так называемый «Роджер» - пост пограничного контроля. С начала его работы вылов осетровых возрос в разы, упорядочилась приемка осетровых, стали соблюдаться нормы вылова.
Так называемых «браконьеров в законе» вполне устраивали те времена, когда пограничники были способны выслать на службу один-два корабля. Сегодня у регионального управления есть возможность действовать одновременно на нескольких направлениях, перекрывая браконьерские пути в выходы, изобличая все новые и новые пути и лазейки.
Кроме перечисленных случаев, пограничники нашего региона одержали еще несколько побед в борьбе с рыбной мафией. Передача ФПС доминирующих функций в сфере охраны биологических ресурсов позволила приостановить стремительное оскудение российских промысловых угодий, в том числе и на Каспии. Сегодня в каспийских раскатах вряд ли встретишь браконьерскую байду из Дагестана или Калмыкии, а астраханские браконьеры уже давно не выходят в Каспий, т.к. пройти пограничные посты с сегодняшним техническим прогрессом практически не возможно. Остается только одно - договариваться с самими пограничниками, что весьма проблематично. Ведь сегодня многие откровенно говорят, что знай они наперед, как развернутся пограничники в зонах промысла, ни за что не допустили бы в 1998 г. реализации президентского указа № 950. Может быть, они считают, что сегодня пришло время взять реванш.
На Нижней Волге за первую неделю проведения пограничной операции по борьбе с браконьерством в период «Путины-2013» на недобросовестных рыбодобытчиков наложено штрафов на весьма внушительную сумму. Но полномочия пограничников ограничены. Например, проверить нормы вылова у колхоза или у обычного частника и соответствия их разрешению просто не возможно. Даже если и есть такая информация, то пограничники обязаны направить материалы в природоохранную прокуратуру, но а там воля прокурора.
Федеральное агентство по рыболовству РФ (Росрыболовство) уже давно готовит изменения в правила заготовки и воспроизводства осетровых, которые предполагают отказ от вылова осетровых в Каспийском море даже в научных целях. Об этом ни раз журналистам сообщил руководитель Росрыболовства Андрей Крайний.
Он назвал такие изменения революционными. По его словам, сейчас вылов данного исчезающего вида рыбы производится в ограниченных количествах для научных целей и целей воспроизводства. "В 2010г. не будем ловить для науки вообще в принципе. Рыба будет вылавливаться, измеряться и тут же выпускаться назад. Это будет делать одна бригада на одном участке местности", - описал план действий в отношении сохранения каспийских осетровых А.Крайний. Реализация этих задач предусматривает, что действия бригады будут в онлайн-режиме транслироваться с двух видеокамер, при этом глава Росрыболовства пообещал лично со своего компьютера следить за этой трансляцией. Предусмотрено и особое оборудование специализированной комнаты-лаборатории на дебаркадере, также оснащенной видеокамерами и постоянно работающими диктофонами. "Мы добьемся того, чтобы все разговоры в этой спецкомнате были гласными. Эту информацию в любой момент мы сможем предъявить каждому полицейскому, прокурору и прочим проверяющим органам", - подчеркивал глава Росрыболовства. Но на деле ни чего не происходит. Государство выделило миллионы рублей налогоплательщиков на закуп и установку оборудования, но оно не работает, контроль не ведется, промышленное браконьерство процветает.
Западные эксперты считают, что экономия ресурсов от введения моратория была бы равнозначной затратам стран на воспроизводство осетровых. В отношении каспийской проблемы, существует и аспект неопределенности статуса Каспийского моря в контексте международного права. С этим явлением постоянно сталкиваются и пограничники. На это указывает и Министерство иностранных дел России. Хотя Россия, активнее всех занимаясь воспроизводством осетровых, но при этом не имеет суверенных прав на стада осетровых. Между тем именно такое положение должно быть закреплено в обсуждаемом уже несколько лет в РФ законе об осетровых.
Закон "О сохранении, воспроизводстве, рациональном использовании осетровых видов рыб и регулировании оборота продукции из них" обсуждается на протяжении почти десяти лет. И пока имеются существенные пробелы в законодательстве, то ими активно пользуются не чистые на руку лица, в том числе и надзорные органы, а пограничникам приходится противостоять массовому промышленному браконьерству на Каспии, уповая только на возложенные государством задачи.
С.О. Свердлова,
Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 26 (535), 12.07.2013 г.