Необходимость контроля за рыбными промыслами возникла ещё при царской династии, в первую очередь, в районах лова «красной» рыбы, и в 1747 году в целях распределения мест лова осетровых и защиты от посягательств сторонних лиц в г. Астрахани была организована «Рыбная контора», просуществовавшая более пятидесяти лет.
Уже в 1803 году в г. Астрахани была создана рыбная инспекция, и впервые в России было введено «Особое положение по организации рыболовства» для Каспийского бассейна. В 1865 году при Министерстве государственных имуществ России было создано Каспийско-Волжское управление рыбных и тюленьих промыслов.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции правительство молодой республики Советов, несмотря на блокаду и интервенцию, разруху и лишения, считало необходимым решать важнейшие проблемы сохранения природных ресурсов страны. Первыми декретами Советской власти природные богатства России были взяты под защиту государства как общенародное достояние. Придавая большое значение охране рыбных запасов, являющихся в период гражданской войны и экономической разрухи важнейшим источником продовольствия, постановлением Высшего Совета народного хозяйства и Народного Комиссариата продовольствия от 9 декабря 1918 года было организовано при Народном Комиссариате Главное управление по рыболовству и рыбной промышленности (Главрыба). Созданному для управления делами по организации промыслов и руководству деятельностью рыбной промышленности органу были даны права «разработки соответствующих мер охраны водных пространств в интересах сбережения рыбных запасов; установление запретных для лова пространств и сроков; общее руководство по регулированию рыболовства, практическое осуществление государственного массового искусственного рыборазведения». В феврале 1919 года ВЦИК принял постановление «Об охране природных богатств», Декретом Совета Народных Комиссаров от 26 февраля 1920 года Главрыба была реорганизована с учреждением своих местных органов на рыбохозяйственных бассейнах, имеющих общегосударственное значение. Особое внимание уделялось Волго-Каспийскому, Аральскому и Беломорско-Мурманскому направлению. Декретом Совета Народных Комиссаров от 31 мая 1921 года «Об охране рыбных и звериных угодий в Северном Ледовитом океане и Белом море» на Главрыбу возложено «повсеместное регулирование рыбного промысла путем издания технических правил, устанавливающих заповедные для рыболовства места, запретные орудия лова, и контроля за выполнением этих правил». Огромное значение охране и использованию природных ресурсов придавал В.И. Ленин. При нем было издано 234 декрета и других распоряжений природоохранительного содержания, из них 90 подписаны лично. Ленин был нетерпим к людям, нарушавшим советские декреты об охране лесов, рек, рыбных запасов и промыслов. Узнав в 1922 году о незаконном лове и хищническом использовании рыбных запасов в низовьях Волги и Дона, он потребовал тщательно проверить факты злоупотреблений и строго наказать виновных. В январе 1927 года утверждена «Инструкция об обустройстве и порядке деятельности рыбопромыслового надзора», определившая права и обязанности рыбопромыслового надзора, порядок комплектования штата должностных лиц (инспектор рыболовства, старшие и младшие досмотрщики), привлечение рыбацкого населения к охране рыболовных угодий (общественная рыбопромысловая охрана). В последующий период был издан еще ряд законодательных актов, направленных на укрепление юридического статуса рыбопромыслового надзора.
Начало формированию современной системы государственных органов рыбоохраны было положено в начале тридцатых годов и связано с выходом приказов Наркомснаба СССР N 967 от 7 апреля 1934 года и N 1855 от 8 мая 1934 года. В целях охраны рыбных запасов и контроля за рациональным использованием сырьевых рыбных ресурсов из состава Главрыбы было выделено Главное управление регулирования рыболовства, рыбоводства и рыбохозяйственной мелиорации (Главрыбвод) со штатом 15 человек. Подчинялся Главрыбвод непосредственно Наркомснабу СССР. Для осуществления возложенных на Главрыбвод задач были созданы первые 16 районных управлений и отделений, непосредственно подчиненных Главрыбводу. В их числе было и Северо-Каспийское управление (Севкаспрыбвод) в г. Астрахани.
До перестроечного периода количество бассейновых управлений по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулирования рыболовства достигло 43-х. После распада Союза и выделения независимых государств система органов рыбоохраны России претерпела серьезные структурные изменения, сохранив незыблемо бассейновый принцип формирования.
Но при любой власти первая роль в борьбе с нарушителями рыболовного законодательства отводится, конечно, инспектору. Именно он – рядовой сотрудник рыбоохраны – несет круглосуточную вахту на водоемах России, лицом к лицу сталкивается с браконьерами. Такая работа сложна и опасна, а заработная плата инспекторов не превышает на сегодняшний день 12 тысяч рублей в месяц.
***
В Астраханской области за последнее время были зафиксированы десятки случаев нападения нарушителей правил рыболовства на государственных инспекторов территориального управления Росрыболовства. Грамотный инспектор рыбоохраны сегодня на вес золота. Но таких становится все меньше и меньше. И тому подтверждением является факт задержания 13 октября 2011 года с поличным инспекторов Филипчука А.Н. и Вишлина И.В., которые незаконно приобрели рыбу осетровых пород и продали её гражданину Кирсанову М.Ю. По данному факту возбуждено уголовное дело № 850536 и находится на контроле у транспортного прокурора по Астраханской области. Но самое интересное было 2 ноября 2011 года, когда следователь следственного отдела в рамках расследуемого уголовного дела неожиданно для всех провел обыск в помещениях и на прилегающей территории поста рыбоохраны «15-я огневка», расположенная на 117 км. Волго-Каспийского канала Икрянинского района Астраханской области. В ходе обыска у государственных инспекторов было изъято пять фрагментов рыб осетровых пород в замороженном виде, вещество растительного происхождения со специфическим запахом марихуаны, девять самоловных крючковых снастей, нож кустарного производства с признаками холодного оружия, две металлические лодки с подвесными руль-моторами, четыре сигнальные ракетницы, три бронежилета, денежные средства в сумме 60 000 рублей и гладкоствольное ружьё МЦ-211212х70. И это всё на государственном посту рыбоохраны после того, как самих сотрудников поймали на продаже рыбы осетровых пород 13 октября сего года. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий были установлены и их руководители, причастные к незаконному промыслу. Посмотрим, чем закончится расследование уголовного дела для одного из фигурантов телефонных разговоров, которые он вел с одним из обвиняемых длительное время, давая указания по добыче осетровых.
Сегодня все посты работают под крышами правоохранительных структур, которые настолько сплетены друг с другом, что порой трудно разобраться, где свой, а где чужой. Органам следствия ещё предстоит разобраться, кто является покровителем поста 15-я огневка, но вина отвечающего за охрану рыбных ресурсов очевидна. Как его накажут, покажет время.
Существование организованной группы лиц, занимающихся браконьерством на государственном посту, явно выходит за рамки полномочий государственных инспекторов и общественных помощников. Органы следствия и прокуратуры в отношении государственных инспекторов, дважды нарушивших закон, применили меру пресечения, не связанную с лишением свободы. В Астраханской области стало очевидным явление того, что если работаешь «под крышей» правоохранительных органов, то мерой пресечения будет избрана подписка о невыезде, а наказанием в суде окажется всего лишь штраф, как правило, очень смешной и наивный. Воруют «на миллионы», а отвечают «на копейки», и потом ещё умудряются работать в государственных рыбоохранных структурах на глазах у надзирающей Природоохранной прокуратуры.
Вот как нужны ценные работники рыбной отрасли в нашем крае. Также, в ходе проводимых мероприятий в рамках Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», сотрудниками ОМВД России по Наримановскому району Астраханской области 07.10.2011 задержана автомашина УАЗ, в которой находились принадлежащие ОРЗ «Лебяжий» ФГБУ «Севкаспрыбовод» 4 особи русского осетра.
В ходе преследования работников охранного агентства, которые совершили кражу, последние бросили автомашину УАЗ, с находящейся в ней рыбой, и скрылись с места преступления. По данному факту 12.10.2011 СО ОМВД России по Наримановскому району возбудили уголовное дело в отношении неустановленных лиц по признакам преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ, т.е. кража, совершенная группой лиц. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий лица, совершившие преступления, установлены.
Органы следствия предложили директору ФГУ сделать совместную с сотрудниками ОРЗ «Лебяжий» ФГБУ «Севкаспрыбовод» инвентаризацию осетровых и установить фактические остатки ремонтно-маточного стада рыбы. В ходе проверки была установлена недостача ещё 164 особи рыбы осетровых пород. Ущерб по данным ФГУ составил около 8,5 млн. рублей. По данному факту 29.10.2011 СО ОМВД России по Наримановскому району Астраханской области возбуждено уголовное дело в отношении неустановленных лиц по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч. 4 ст. 158 УК РФ, т.е. кража в особо крупном размере.
***
Кто совершил массовое уничтожение осетровых, предстоит выяснить органам следствия. Наша газета предлагает одну из основных версий хищения осетровых с завода ОРЗ «Лебяжий» ФГБУ «Севкаспрыбовод». На протяжении нескольких лет мы пишем, что в Астраханской области существует организованная преступная группа, которая занимается браконьерством, хищение государственных денежных средств путём приписок и незаконного списания федеральных субсидий, направленных на воспроизводство, незаконным производством икры и последующей её реализацией за рубежом. В организованную группу входят крупные действующие и бывшие чиновники Астраханской области, директора ряда рыбоводных заводов региона.
Схема хищения осетровых существует почти на всех рыбоводных заводах области, и если сейчас провести инвентаризацию всех ОРЗ, то картина будет подобная ОРЗ «Лебяжий» ФГБУ «Севкаспрыбовод».
Особенное и пристальное внимание стоит уделить предприятию «Биос». Дело в том, что единственным законным способом уничтожения и добычи икры стала научная деятельность. Вот и пристроились и перестроились те, кто не может оторваться от золотой жилы. Первыми под удар попали ОРЗ, где есть осетровые. Основной сезон продаж это осень-зима, цена за один килограмм превышает 30 тысяч рублей. Хороший бизнес и кормушка для оборотней в погонах и дельцов науки. Поэтому уничтожают все поголовье на ОРЗ, не думая о редких видах и о том, что эти рыбы относятся к ремонтно-маточному стаду. В ходе проверок и ревизий, как правило, всё сходится, хотя самих осетров нет в зимовниках. Вместо них на дно бросают обыкновенные чипы, которые якобы находятся у рыб в том количестве, в каком необходимо. Эти чипы легко приобрести на рынках Китая, что и делают дельцы теневой экономики, постоянно выезжая по туристическим путевкам на отдых в указанную страну. Приходит весенний и летний периоды, и на рыбозаводы завозят новое пойманное поголовье осетровых. Перевозят их в научных целях, восполняя численность и приводя её в соответствие с документами. Вот почему все государственные ОРЗ области убыточны.
В последнее время осетровые не в полной мере способны к размножению, т.к. вновь отловленные рыбы проходят длительный процесс дозревания. На них списываются сотни миллионов рублей, которые, в конечном счете, похищаются ежегодно одним и тем же способом. При этом стоит заметить, что программа воспроизводства выполняется ежегодно. Но тогда откуда такие объёмы молодого осетра выпускаются на 145 км. Волго-Каспийского канала? Это явные приписки и явное хищение государственных денежных средств в особо крупных размерах. Всё законно только на бумаге и в бухгалтерии ОРЗ и самого ФГБУ «Севкаспрыбовод».
Между тем, в последнее время стали процветать частные заводы, выращивающие осетровых. Такие как «Раскат», «Белуга», «Дельта+» и многие другие. Возможно ли такое, что осетровые с ОРЗ «Лебяжий» ФГБУ «Севкаспрыбовод» и других подобных ОРЗ незаметно перекочевали за определённую плату к частникам, с целью последующего дозревания и выращивания нового стада для продажи государству по Федеральной программе? Официальных данных пока нет. Но есть факты того, что в государственных тендерах стали принимать участие именно частные ОРЗ. Указанные вопросы стоит проверить как первоочередные. Какое расследование проведут государственные органы предварительного следствия, покажет время.
***
Особая роль в совершенствовании государственного контроля и надзора за водными биологическими ресурсами должна отводиться целенаправленным и организованным формам взаимодействия всех контролирующих органов, чего нет в Астраханской области. Неоднократные мероприятия, утверждение на региональном уровне планов взаимодействия между территориальными управлениями и подразделениями МВД России, пограничной службой ФСБ России, прокуратурой области и природоохранной прокуратурой и другими силовыми структурами по вопросам государственного контроля и надзора за рыболовством и сохранением водных биоресурсов на протяжении 10 лет ни чего не даёт, а напротив усугубило наличие осетровых, поставив их на грань исчезновения. Кто ответит за массовое уничтожение осетровых?
Способ уничтожения биоресурсов и хищения государственной собственности в Астраханской области можно легко установить на основании приказа от 13.01.2009 года №1 в редакции приказа Росрыболовства от 16.04.2009 года №316; приказа минрыбхоза СССР от 06.04.1984 года №179 «Об утверждении правил рыболовства в Каспийском море с впадающими реками» топографическими отметками системы «Google».
В целях научного обоснования нами рассмотрен только один рыбопромысловый Володарский район Астраханской области между координатами поворотных точек №15 и №16 северной части Каспийского моря.
Согласно правил рыболовства Волжского-Каспийского рыбохозяйственного бассейна от 16.04.2009 года №316 запретным пространством является прямая линия между точками №15 «северо-восточная оконечность острова Верхний Осередок» и точка №16 «тоня «7-я Огневка» Белинского банка». Любой промысел, находящийся за пределами линии между точками №15 и №16 является браконьерским. На «7-й огневке» Белинского банка после введенных правил на рыболовство от 16.04.2009 года №316 осуществляется незаконный промысел. Разрешение на него выдавалось на основании старых правил, где верхней береговой границей запретного предустьевого пространства реки Волга являлось устье реки Буяновская протока, на восток до точки на правом основном берегу Белинского банка, отсюда вниз до точки на восточном берегу Тишковской косы против 7 огневки Белинского банка и от этой точки в восточном направлении на 7 огневку Белинского банка. Примерное расхождение в расстоянии по законному вылову и по осуществляемому составило более одного километра. То есть, тоня на 7 огневке расположена в запретной зоне. Лов предприятием осуществлялся с 2009 года по настоящее время в природоохранной запретной промысловой зоне. С 2009 года по настоящее время предприятие, которое осуществляет вылов, причинило государству ущерб. Уничтожено многомиллионное достояние рыбных запасов Российской Федерации из-за преступного попустительства и халатности должностных лиц государственных органов.
Кроме того, за пределами прямой линии между точками №15 и №16 любой промысел анадромных видов рыб запрещен на основании указанных выше правил. Однако, в природоохранной зоне Володарского района Астраханской области установлены рыболовецкие секреты предприятия, которые являются браконьерскими, и варварским способом уничтожают биоресурсы Волго-Каспийского региона. В выдаваемых разрешениях указаны орудия, способы добычи (вылова) водных биоресурсов, таких как неводной лов – невод обкидной, с помощью которого в природоохранной зоне уничтожаются все виды анадромных рыб.
Летом по данному факту Волжской природоохранной прокуратурой проведена проверка, но никаких мер не принято, и государство несет многомиллионные убытки. Хотя в материалах проверки установлено, что 80% территории тоневого участка частного предприятия, а именно та часть участка, где происходит вылов анадромных видов рыб, находится в Волжском предустьевом пространстве, где любой лов рыбы запрещен всеми орудиями лова. О том, что используется невод обкидной, вообще ни чего не сказано. Получается, что были выданы правильные разрешения на лом, но почему-то противоречащие Федеральному закону РФ. Должностные лица, выдавшие разрешение, до сих пор не понесли никакой ответственности и наказания. Представитель Волжской природоохранной прокуратуры явно превысил свои полномочия, разрешив продолжать лов рыбы в запретном для рыболовства месте. Определить точное расположение точек поворота без специальной аппаратуры не возможно, а скорее всего просто не нужно. При Советской власти существовали государственные репера и точки отсчетов, по которым давались границы лова. Сейчас это просто не действует и, естественно, на руку промышленным браконьерам.
Точно такие же преступные схемы действуют во всей Астраханской области на любом направлении рек и их притоков в рыбодобывающей и перерабатывающей отрасли, о чем свидетельствуют выданные разрешения, начиная с 2009 года по настоящее время.
Для наведения порядка необходимо вмешательство президента России, Правительства Российской Федерации с привлечением работников Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета России, работников Счетной палаты РФ и средств массовой информации, т.к. местные органы власти погрязли в коррупции и не в состоянии навести порядок в рыбной отрасли региона. В противном случае Россия потеряет рыбные запасы на Каспии и свой многовековой бренд – «русского осетра».
С.О. Свердлова,
"Факт и компромат" № 35, 11.11.2011 г.