Поиски хазарской столицы

С середины VII в. до конца Х в. н.э. огромные пространства Нижнего Поволжья, современного Дагестана, междуречья Волги и Дона, побережий Азовского и Черного морей населяли хазары – тюркоязычный народ, исповедовавший иудаизм, мусульманство и христианство. Первые две столицы могущественного тогда хазарского государства (каганата) Семендер и Беленджер располагались на Северном Кавказе.

Одну из них – Семендер – нашел и описал в 70-е годы кандидат исторических наук (ныне доктор) М.Г. Магомедов. В течение многих полевых сезонов он проводил комплексные исследования останков города, сделал ценные археологические открытия. Он показал, что Семендер был большим торговым центром, окруженным садами и виноградниками. Город охраняли многочисленные воины.

Однако в первой половине VIII в. н.э. хазары перенесли свою столицу далеко на север. Причиной послужило упорное стремление сильного соседа – Персидского государства – завоевать Кавказ и Нижнее Поволжье. Длительная и кровопролитная борьба за господство в Западном Прикаспии шла с переменным успехом, но, в конце концов хазары убрали столицу подальше от границ в безопасное место. Дельта Волги (ее древнее название – Итиль) наилучшим образом подходила для этого: с запада город защищал крупный рукав реки, с севера и востока его окружали непроходимые болота, а с юга к городу подступало Каспийское море. Вскоре город Итиль (получивший своё название от реки) стал крупным центром, ведущим торговлю со странами Европы, Азии и Африки. И все же к концу первого тысячелетия новой эры хазарское государство пришло в упадок: набеги кочевников и войны с персами, междоусобицы и отсутствие единой веры подточили силы могущественного каганата. В 965 году на Итиль напали славянские дружины под предводительством князя Святослава. Богатый город был предан огню и мечу, и ему уже не суждено было оправиться. Итиль и само хазарское государство канули во мраке веков.

Более двух веков ищут ученые многих стран хазарскую столицу. Ищут ее на берегу реки Кигач, ищут в районе Сарпинских озер, но всегда, как правило, на суше, не подозревая, что в VIII–X веках река Сарпа, тогда ее называли Бузан, впадала в реку Итиль в районе нынешнего Лимана. Искали столицу и в районе Енотаевки, вопреки сведениям древних авторов, утверждающих, что город Итиль находится в дельте реки. Однако известно, что Енотаевка, даже сегодня, удалена от дельты на 180 км, в те же времена уровень Каспия был значительно ниже современного, поэтому дельта находилась от местоположения нынешней Енотаевки не в 180 км, а примерно в 300 км к югу.

Одним из первых гипотезу о гибели хазарской столицы под волнами Каспийского моря выдвинул наш соотечественник, известный историк Л.Н. Гумилев (1912–1992). Попытку проверить предположение Гумилева впервые предпринял в начале 60-х годов человек, на первый взгляд, весьма далекий от археологии, – Борис Николаевич Голубов, геолог по образованию, который занимался в то время геофизическими исследованиями на Северном Каспии.

Одним из возможных способов дистанционного поиска погребенных под слоем наносов развалин является магниторазведка. Зафиксированные чувствительным магнитометром неоднородности магнитного поля в районе поиска могли бы, по мнению Б.Н. Голубова, косвенно свидетельствовать о наличии кирпичных развалин под слоем донных осадков: в обожженных кирпичах повышенное содержание окислов железа по сравнению с многометровым слоем осадков из песка, битой ракуши и ила. Известно, что дворцы царя и царицы были сложены именно из обожженного кирпича – плинфы.

К сожалению, поиск осуществлялся попутно и на очень большой площади. Применявшиеся тогда магнитометры, установленные на судне, не могли обеспечить требуемой точности измерений, поэтому чаще всего обнаруженные Б.Н. Голубовым магнитные аномалии на поверку оказывались либо лежащим на дне утерянным якорем, либо другим металлическим ломом. Поиски были прекращены.

Но вот в 1981 г. в газете «Комсомолец Каспия» появилась небольшая статья астраханского историка Константина Николаевича Василькова, в которой сообщалось о том, что автору удалось определить координаты третьей столицы Хазарии. Были изучены многие источники, касающиеся местоположения Итиля, использованы результаты исследований геоморфологов, восстановлена береговая линия северной части Каспийского моря и дельты реки Итиль в IX–X вв. н.э. Результат для многих оказался неожиданным. Вычисленные координаты (48° в.д. и 45°14°с.ш.) указывали на район острова Чистая Банка в северозападной части Каспия. Следовательно, искать столицу Хазарии нужно не на суше, а в море?

В лоции Каспийского моря об этом острове написано всего несколько слов: «Остров Чистая Банка находится в 14 милях к юго-востоку от острова Искусственный. Размеры острова постоянно увеличиваются. Берега его отмелы». Негусто и устарело. Дело в том, что падение уровня Каспия внезапно прекратилось в 1977 году, и в дальнейшем начался его непрерывный подъем. К настоящему времени общее повышение уровня моря составляет примерно два метра. Сказывался подъем Каспия и на облике острова Чистая Банка. Площадь его уменьшилась, а во время штормовых нагонов он затапливается полностью.

О тех временах, когда над островом Чистая Банка гуляли волны, напоминают найденные в разные годы весьма интересные артефакты.

Так, например, в 60-е годы прошлого века в непроходимых тростниковых крепях острова был найден старинный адмиралтейский якорь весьма внушительных размеров с читаемой на лапе надписью «Петр».

По этому поводу известно, что именно такими якорями был оснащен первый парусный военный корабль, построенный в России «Орел».

Это был трехмачтовый галиот, заложенный в 1667 году на верфи вс.Дединове, Коломенского уезда, на р. Оке. И хотя, согласно официальной версии (Морской энциклопедический справочник. Изд-во «Судостроение», Л., 1987, с.34.), «Орел» так и не дошел до Каспийского моря, как знать… Может быть именно этот якорь с надписью «Петр» и есть тот ключик, который открывает тайну последней стоянки знаменитого русского корабля. Колхозники также вспоминают, что где-то в камышах, в южной части острова, лежат еще два огромных адмиралтейских якоря, один из них с якорной цепью длиной около 200 м.

В 1964 году рыбаки с. Оля, возвращавшиеся с моря в лодках на шестах, к северу от острова, на глубине одного метра обнаружили на дне груды медных монет (порядка 10 тонн). Это были медные русские деньги конца XVIII – начала XIX вв. Зюзьгами они наполнили свои лодки монетами, а место обозначили буем. По возвращении с моря они сообщили о своей находке в Астраханский краеведческий музей.

Выехавший на место сотрудник музея Филипченко отобрал для музея 100 монет (на 99% достоинством 5 копеек), датируемые с 1758 по 1810 гг., остальные монеты остались у колхозников. К сожалению, точное местоположение этого клада не известно, так как выставленный рыбаками буй был сорван первым же штормом.

В северной части острова колхозниками с. Кряжевое был найден клад шведских монет XVII в. грубой чеканки, треугольной и прямоугольной формы, с изображением скрещенных стрел. Монеты находились в большом количестве в деревянных ящиках, а так же рассыпанные веером вдоль юго-западного побережья острова. Тот же Филипченко отобрал монеты разных лет, интервал крайних дат составлял всего 10 лет. В последующие годы находящийся на острове клад был окончательно разворован. Вероятно, и тот и другой клады монет – не что иное, как останки кораблекрушений. Но как попало шведское судно на Каспий в XVII веке?

Впервые К.Н. Васильков оказался на этом острове летом 1981 г. Производить раскопки здесь оказалось очень сложно: грунтовые воды располагались почти на поверхности, вырытые метровые шурфы сразу же заполнялись водой и песком – плывуном. А по самым скромным подсчетам за прошедшую тысячу лет над руинами Итиля должен был накопиться слой наносов толщиной не менее 4–6 метров.

По роду своей океанологической деятельности я часто выполнял авиа обследования районов затоплений на Северном Каспии. Не раз мне приходилось бывать и на этом острове с председателем колхоза им. Фрунзе Лиманского района А.П. Константиновым, поскольку в связи с устойчивым повышением уровня моря содержание на острове колхозной животноводческой фермы, насчитывающей 1500 коров, становилось все более опасным. В связи с этим было принято решение восстановить защитный вал вокруг фермы на случай катастрофического нагона. Во время очередного полета с беспокойством оглядываю горизонт. По расчетному времени должен быть остров, но кругом море.

И вдруг внизу среди воды вижу маленький многоугольник суши. Это обвалованная и потому не затопленная животноводческая ферма. И тут на мгновение представляю себе, что не ферма это, а крепостные стены древнего города Итиль. Еще немного – и море поглотит их.

С Борисом Николаевичем Голубовым мы познакомились в 1983 г. в Москве на совещании, посвященном проблемам колебаний уровня Каспийского моря. А спустя год, в августе 1984 г., председатель колхоза А.П. Константинов, которому принадлежали земли острова, любезно согласился на проведение наших исследований и наша маленькая самодеятельная экспедиция в составе Голубова, Василькова и автора этих строк на попутном научно-исследовательском судне КаспНИРХ «Профессор Баранов» отправилась на остров Чистая Банка.

Сразу оговоримся, что раскапывать город мы не собирались. Перед нами стояла более скромная задача: выполнить маршрутную и площадную магнитную съемку, сравнить значения магнитного поля в аномалиях с фоновыми значениями и составить подробную карту острова.

Двое суток бушевал шторм и не давал нам возможности высадиться на остров. Лишь на третьи сутки ветер стих, и мы с большими трудностями подошли к берегу по единственному в непроходимых тростниковых джунглях проходу. Наутро приступили к делу: настроили магнитометр, сделали разбивку профиля с юга на север. Выбранный нами возвышенный участок обещал быть интересным, но возникли затруднения. Дело в том, что к началу 40-х годов текущего столетия, когда большая отмель в связи с резким падением уровня Каспия вышла на поверхность и превратилась в остров, здесь был создан рыбозавод, просуществовавший несколько лет. Остатки завода, особенно металлический лом, весьма существенно усложняли нашу задачу по обнаружению магнитных аномалий, связанных с погребенными на дне моря развалинами Итиля. Ведь магнитометр показывает суммарное значение магнитного поля в данной точке, включая и влияние металлического лома, лежащего в верхнем слое.

Постепенно накапливался материал, который предстояло впоследствии обработать и проанализировать. Мы понимали, что метод магнитной съемки не может дать однозначного ответа на вопрос, есть под нами город или нет, но были уверены, что магнитные аномалии на острове связаны не только с останками рыбозавода. Была выполнена также визуальная съемка острова. Результаты экспедиции показали перспективность выбранного нами пути дистанционных измерений.

И вот новая экспедиция – в 1985 году. На этот раз до острова добрались быстро – на вертолете. В результате продолжающегося повышения уровня моря площадь острова сильно уменьшилась. Теперь даже при умеренном юго-восточном ветре вода подходила к защитному валу животноводческой фермы.

Сложное чувство испытываешь, находясь на Чистой Банке. Невольно начинаешь волноваться, когда осознаешь, что всего в нескольких метрах под нами, возможно, покоятся развалины древнего города, вот уже тысячу лет скрытые от людских глаз.

Эта экспедиция была экипирована современной аппаратурой – высокоточными протонными магнитометрами и прибором для электроразведки. Наш новый член группы – геофизик А. Л. Анискин сам участвовал в создании этого прибора и даже был награжден за него бронзовой медалью ВДНХ СССР.

Работу развернули быстро. Но пока мы производили съемку возвышенной части острова, подул юго-восточный ветер – моряна и нагнал к острову воду. Большую часть полигона пришлось прошагать по колено в воде. Затем мы занялись так называемой электроразведкой методом переменного магнитного поля. К сожалению, по техническим причинам качественных измерений сделать не удалось.

Спустя два месяца мы получили обработанные материалы полевых работ. Выяснилось, что интерес представляют магнитные аномалии, расположенные в западной части исследованного нами полигона. Глубина до верхней кромки аномалообразующих объектов составляет здесь несколько метров, их площадь составляет многие десятки квадратных метров и есть основания предполагать ограниченность распространения этих объектов в глубину. Выделенные аномалии вызваны, по-видимому, не техногенными помехами последних десятилетий.

Полученные во время экспедиций 1984 и 1985 гг. материалы наблюдений укрепили нашу уверенность в том, что мы выбрали правильный путь поисков древней столицы хазар. А окончательный ответ на вопрос, находятся ли останки Итиля на острове, дадут, разумеется, лишь непосредственные раскопки. На наш взгляд, их следует начинать с выборочного бурения (с учетом наших данных о магнитных аномалиях) до глубины 10–12 м с отбором проб. Обнаружение на этих глубинах следов человеческой деятельности, безусловно, послужит серьезным аргументом в пользу нашей гипотезы.

К сожалению, технические и финансовые сложности остановили наши поиски. Но главное – средний уровень Каспийского моря к 1996 году поднялся до небывалой отметки минус 26,62 м. абс. Общее же его повышение с 1977 года (года самого низкого стояния уровня моря за весь период инструментальных наблюдений) составило 2,5 метра! В последующие годы он лишь слегка (примерно на 0,5 м) понизился. По данным последних авиационных наблюдений, остров Чистая Банка сейчас находится почти полностью под водой, вновь надолго спрятав от любопытных глаз свои тайны.

Но наша гипотеза, надеюсь, не будет забыта, и археологическая наука к ней еще вернется.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

В 1991 г. на острове Чистая Банка побывала экспедиция, возглавляемая заведующим кафедрой Дагестанского государственного университета, профессором М.Г. Магомедовым. Финансировала эту экспедицию, как ни странно это звучит, японская компания Хирокава. На острове были проведены раскопки, а ее результаты были доложены на состоявшейся в сентябре 1993 г. в Махачкале конференции по проблемам инженерной защиты побережья Каспийского моря.

К сожалению, недостаток знаний о геоморфологических особенностях формирования острова Чистая Банка, истории его появления, заселения и освоения привели Магомедова к неверным выводам. В частности, для раскопок был выбран наиболее техногенно измененный участок. В результате сделанный колхозниками вал был интерпретирован Магомедовым как древний оборонительный рубеж хазар. Магомедов, кроме того, сделал попытку присвоить первенство в поисках Итиля на Чистой Банке, хотя опровергнуть это заявление не составило труда, так как существует целый ряд публикаций в печати о наших исследованиях на острове в период 1981–85 гг.

П.И. Бухарицин, «Астраханский краеведческий вестник»

© Астраханское отделение РГО

© Издатель: Сорокин Роман Васильевич