Покатаемся на трамвайчике, астраханцы?
Среди множества больших и малых событий, которые должны были произойти первого июня текущего года, отмечу два: отмену внутрисетевого роуминга и первый выход на линию речных трамвайчиков. Председатель правительства страны Дмитрий Медведев подписал постановление, которое закрепило отмену внутрисетевого роуминга с первого июня. Об этом он заявил на встрече с вице-премьерами. Когда он объявил об этом, сотовые операторы уже фактически перешли на новые стандарты. Законодательством также закреплялись бесплатные входящие вызовы на всей территории России, включая Крым.

С этого дня операторы начали отменять внутрисетевой и национальный роуминг, начиная с 2017 года. Инициатором тут выступила Федеральная антимонопольная служба, которая с одной стороны выдала операторам предупреждения с требованием отменить внутрисетевой роуминг, с другой – возбудила дела в отношении всех операторов «большой четвёрки» за национальный роуминг.

Так или иначе, постановление об отмене внутрисетевого роуминга вступило в силу с первого июня.

А как насчёт курсирования речных трамвайчиков в Астрахани – городе, который иногда называют южной Венецией за обилие водоёмов больших и малых? А тут с обещаниями не получилось. А проще говоря, трамвайчики не тронулись. Как сообщили представители Минтранса, в этот период как раз проходили торги по определению перевозчиков на пригородных маршрутах «Астрахань-Пионерлагеря-Астрахань» и «Астрахань-Яманцуг-Астрахань». И именно тогда определились с новой датой выхода на линию – 23 июля.

Напомню, что в минувшем году лишь один трамвайчик стал обслуживать пассажиров «Москва-169». Цена проезда составляла 50 рублей.

Но вернусь к нынешним проблемам. Трамвайчики, как и было обещано, пошли 23 июля. Правда, 23 июля компания «Астрахань Пассажир Сервис» начала обслуживание пассажиров с большим опозданием. И в первый рейс отправился лишь один трамвайчик «Москва-169».

Опоздание по срокам выхода на линию в Минтрансе объяснили отсутствием лицензии у «Астрахань Пассажир Сервиса». Получается для того, чтобы решить все организационные вопросы, связанные с обслуживанием пассажиров водным транспортом, необходимо вмешательство исполняющего обязанности губернатора.

Всё правильно. Чтобы решить вопросы общероссийского значения народ просит Президента. Ну а чтобы регионального значения – достаточно и губернатора…

В этом году открыты традиционные маршруты. По маршруту «Астрахань-Яманцуг-Астрахань» трамвайчик будет ходить три раза в неделю: по вторникам, четвергам, субботам. По маршруту «Астрахань-Пионерлагеря-Астрахань»» трамвайчик будет курсировать также три раза в неделю: среда, пятница, воскресенье.

Как и всё, подорожал и билет на трамвайчик. В этом году он стоит 55 рублей.

И грустно, и смешно. В южном городе на Волге, где основным транспортом в пригородных сёлах, казалось бы, должен быть речной трамвайчик, навигацию с горем пополам открыли 23 июля. А когда открывалась навигация в прошлые годы? В основном, в апреле-мае. Так писали газеты, которые я просмотрел. В 2017 году, к примеру, первые трамвайчики пошли где-то в середине апреля. И это правильно. Трамвайчик не только прогулочный транспорт, но и деловой, если можно так сказать. Ведь люди ездят на трамвайчиках не только отдыхать, но и на работу, на деловые встречи. А для дачников трамвайчики самый любимый транспорт. Правда, не очень торопливый, зато вместительный.

В навигацию 2017 года к традиционной «Москве» прибавилось три новых речных судна проекта «Астраханец», построенных в столице нашей Родины специально для нашей области.

Если не ошибаюсь, «Астраханцы» у нас появились еще в 2016 году. Прибыли они к нам поочерёдно. Сначала два, потом к ним присоединился ещё один. К сожалению, он так и не вышел на линию ввиду недоделок. И уже здесь, в Астрахани, его доводили «до ума». В конце концов, его оставили «в покое», а на линию входили только два. Они делали в основном прогулочные рейсы вокруг областного центра. Хорошо известно, что перед началом навигации чиновники много обещают. А как приходит навигация, начинают кивать друг на друга. Вспоминаю, какими обещаниями почивали они нас каждый раз. И что судов на линии будет много, и что билеты будет дешёвыми, и что курсировать ни будут часто. А на деле всё получалось не так. И рейсов было мало. И трамвайчик ходил один. И тогда чиновники начинали ссылаться на низкую рентабельность. А откуда быть рентабельности, если трамвайчик делал всего два рейса в день: утром да вечером. А теперь вот и вовсе три раза в неделю. Много ли заработаешь при такой интенсивности движения?

Сколько было радости у астраханцев, когда в 2017 году на линии появились трамвайчики проекта «Астраханец». Где они сейчас? Что-то о них нигде не упоминается. Неужели пошли «под нож»? И не удивительно, что «отдувается» одна «Москва» - старенькое доброе судёнышко. Латают её, перелатывают и с горем пополам выпускают на линию. Но сколько она может ещё продержаться на плаву?

Не открою секрета, если скажу, что из-за поломок, а трамвайчики часто ломаются, не всегда соблюдают график движения. А ведь раньше речные трамвайчики славились своей пунктуальностью и надёжностью. Поэтому доверяли им астраханцы и гости города.

Не только надежностью, но и низкими ценами славились речные трамвайчики. Это теперь цена билетов на суда растёт, как на дрожжах. Связано это, как считают, чиновники с низкой рентабельностью. А коль это действительно так, тогда заранее всё это предусмотреть и добиваться дотаций. Такая возможность есть... Но всё идёт по накатанной дорожке. И дорожка эта только одна – удорожание проезда.

Борис Касаткин, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 27 (837), 2019 г.

КСТАТИ

В одном из астраханских пабликов в социальных сетях очевидцы опубликовали видео с очередью на речной трамвайчик. Судя по кадрам, на набережной собралось более ста человек, желающих прокатиться на судне. Горожане устроили на причале настоящую давку. Так что речной транспорт в нашем городе обладает большим спросом.