Покупатель всегда прав? Как обстоят дела с соблюдением прав потребителей в Астрахани
Множество астраханцев регулярно обращаются за помощью в государственные и общественные организации. И чаще всего по вопросам защиты прав потребителей. По всем жалобам принимаются те или иные решения, на них, так или иначе, реагируют.

По 2016 году данных ещё нет, а вот в 2015 году только за июль, да и то не полный, в Астрахани была проведена 51 проверка в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Выявлено 31 нарушение, наложено 14 административных наказаний. Сухие сводки протокола. К ним бы добавить или приложить аудио и видеозаписи всех этих отступлений от нормативов – и тогда хоть сразу в суд. Во всяком случае, так советует делать Роспотребнадзор.

Кстати, в это ведомство жалобы поступают как по телефону, так и в письменном виде. Чаще, естественно, в письменном, потому что эпистолярный жанр у нас ещё не очень приживается по целому ряду причин.

Если обратиться к правилам проверок, то их Роспотребнадзор, отвечающий за безопасность и благополучие населения, обязан проводить один раз в три года. А вот внеплановые могут проводиться только по жалобам граждан или по инициативе органов власти. К тому же, они не должны быть внезапными. О проведении проверки проверяющий должен быть уведомлён заранее. Причём, не позднее, чем за сутки. В общем, профанации, а не проверки. Какая же эта внезапность, если проверяемый оповещается за несколько дней? За это время можно даже в самом плохоньком магазине навести такой порядок, после которого хоть на выставку выставляй!

С нового года порядок проверок радикально изменился. Теперь внеплановые проверки торговых заведений по жалобам граждан станут иными, потому что Роспотребнадзор начинает работать по-новому. Если раньше инициировать внеплановые проверки можно было довольно просто: настрочил жалобу письменно или в электронном виде, и нате вам – санитарный инспектор к вашим услугам. Правда, через сколько дней он приедет, это уже другой вопрос. Оповещать проверяемую торговую точку было не обязательно. Формальность строго соблюдалась. Хотя и не всегда, но внезапность проверок старались соблюдать. Причём, неукоснительно.

Теперь всё будет иначе. Если вам, к примеру, подсунули просроченный товар, отравили залежалыми или некачественными продуктами, путь к санитарному врачу (если вы захотите обратиться с жалобой), будет долгим и нудным, потому что вы просто не сможете обратиться к нему напрямую. Прежде чем это сделать, придётся предъявить претензии к продавцу, скажем, нахамившему вам, или повару, накормившего вас плохим борщам. И лишь после того, когда вы не добьётесь от него решения возникшей претензии, вы сможете получить разрешение обратиться с жалобой к чиновнику.

Это одно из нововведений. Другое обесценивает внезапность проверок. Теперь чиновник начнёт защищать потребителя лишь после того, как убедится, что тот уже пытался отстоять права самостоятельно, но не добился желаемого результата. Для того чтобы сделать всё как положено, обиженный покупатель должен был написать письменно свои претензии продавцу, тот обязан был ознакомиться с ним и как-то отреагировать. Причём, сделать это в течение десяти дней. И вот лишь после того, как обиженный ответит отказом или вообще не удосужиться ответить, тогда можно будет пожаловаться в Роспотребнадзор, прихватив с собой все доказательства своей правоты.

В общем, заколдованный круг получается. Теперь свои законные права потребителю защищать ещё труднее, чем раньше. А с нарушениями прав мы, астраханцы, сталкиваемся всё чаще. Но, не смотря на это, не многие из нас пытаются добиться правды, защищать свои права.

Приняв поправки в закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля», Госдума сделала право граждан на качественное обслуживание призрачным.

Отечественному законодательству в области защиты прав потребителей в текущем году исполнится 25 лет. Вопросы правового регулирования по проблемам, связанным с правами потребителей, имеют давнюю историю. В новой России первый закон в этой сфере был принят 7 февраля 1992 года. С тех тор он выдержал несколько поправок и изменений. К сожалению, не все они были восприняты обществом однозначно. Неоднозначными можно считать и поправки, которые вступили в силу с первого января текущего года.

Борис Волжский,
«Факт и компромат» (№3 (713), 2017 г.)