Накануне саммита пятисторонняя Комиссия по водным биоресурсам Каспийского моря согласовала и подготовила к подписанию проект соглашения о сохранении и рациональном использовании водных биологических ресурсов Каспийского моря. О судьбе документа, который готовился 22 года, GUIDE рассказал участник этой комиссии заместитель генерального директора Каспийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства ВАЛЕРИЙ ПАЛЬЦЕВ.

Валерий Николаевич, действительно ли первый проект этого документа был создан в Астрахани еще в 1992 году?

— Не только проект, но и сама комиссия. В конце 1991 года КаспНИРХ подготовил проект соглашения о сохранении водных биоресурсов Каспийского моря. Уже тогда мы видели, что если не будем по общим правилам регулировать рыболовство, то можем потерять рыбохозяйственное значение Каспийского моря.

КаспНИРХ всегда был идеологом тех работ, которые велись на Каспии,— и биологических, и технологических. До 1991 года наш институт был головным, имел филиалы в Азербайджане, Казахстане, Туркмении, тесно сотрудничал с Ираном. Наши специалисты даже вели исследования в водах Ирана, помогали наладить работу местных рыбоводных заводов, созданных по нашим технологиям. В 1992 году, видя ситуацию, которая складывается на Каспии, руководители области, КаспНИРХа и концерна "Каспрыба" инициировали специальное совещание полномочных представителей рыбохозяйственных ведомств Азербайджана, Казахстана, России и Туркмении, на котором была создана Комиссия по водным биоресурсам Каспийского моря. В 2002 году, с началом работы в ней Ирана, комиссия стала пятисторонней.

В первоначальном статусе комиссия существует до сих пор, что создает определенные трудности во взаимодействии с нашими соседями, потому что некоторые из них считают уровень комиссии недостаточным, чтобы выполнять ее решения.

Вероятно, все эти десятилетия было трудно договориться и из-за неопределенности правового статуса Каспия?

— Да, практически до 2011 года мы убеждали наших коллег, что конвенция о правовом статусе Каспийского моря и соглашение о сохранении водных биоресурсов — это два документа, которые идут параллельно, и что соглашение можно и нужно подписывать. За основу были взяты три проекта — туркменский и два российских, в том числе внесенный Россией на рассмотрение в ходе межправительственной экономической конференции, состоявшейся в Астрахани в октябре 2008 года. Было решено подготовить документ к IV Каспийскому саммиту.

Считается, что главным пунктом соглашения будет мораторий на лов осетровых. И в работе комиссии долгие годы все дебаты разворачивались вокруг осетра — какой стране сколько ловить...

— Осетру абсолютно не интересно, какие документы мы обсуждаем. Но действительно именно на этом объекте отрабатываются механизмы взаимодействия наших пяти стран. Если мы прыгнем сейчас с вами в проблему конвенции о правовом статусе Каспийского моря, то там все еще более сложно. Рыбники наших стран работали когда-то вместе, поэтому мы считали, что на нашем уровне — на уровне тогда еще молодых, а сегодня пожилых коллег — можно договориться и подать хороший пример решения более сложных вопросов, которые на Каспии существуют и будут существовать,— транзита, нефтедобычи и т. д. Мы думали, что у нас это получится. Но пока мы дебатировали, осетровые практически потеряли свое промысловое значение. И мы в определенный момент поняли, что если не примем совместные комплексные меры по сохранению осетровых, то их потеряем. И потомки этого не простят. Поэтому в сложном 20-летнем процессе мы наконец-то пришли к консенсусу. В проекте соглашения говорится о целом комплексе мер, выходящих за рамки экологии. И тема осетровых действительно звучит не только как биологическая, но и как политическая и экономическая.

Россия первая прекратила промышленный лов осетровых. Каким был путь к пятистороннему мораторию?

— В 2000 году Россия прекратила специализированный лов осетровых, в 2002-м — промышленный лов белуги, в 2005-м — всех остальных видов осетровых. В 2010 году, приняв специальный закон, промышленный лов осетровых прекратил Казахстан, еще спустя два года — Азербайджан и Иран. Туркмения официально осетровых не добывала.

Если углубиться в осетровую хронологию, то выяснится, что принципиальные решения принимались после визитов в Астраханскую область Владимира Путина?

— 31 августа 2007 года, перед заседанием президиума Госсовета РФ по вопросам рыбного хозяйства, Владимир Путин вместе с губернатором Александром Жилкиным выпускали в реку 300-400-граммовых белужат, выращенных на научно-производственной базе нашего института. Так был дан старт программы воспроизводства осетровых по новой разработанной у нас технологии, при которой ежегодный процесс получения потомства запускают раньше и за сезон выращивают молодь навеской в десять раз больше стандартной, что обеспечивает ее наивысшую выживаемость. С тех пор институтским центром БИОС выпущено в дельту Волги и Северный Каспий порядка 3 млн молоди осетровых крупной навески. Вообще же доля России в выпуске молоди этих особо ценных рыб в Каспий около 70%.

Нынешний год может ознаменоваться принятием специальной государственной программы помощи осетровым. Какая-нибудь другая рыба была удостоена подобного?

— Насколько я знаю — нет. "Осетровые" станут составной частью федеральной целевой программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса России до 2020 года". Предыстория такова: два года назад при контрольном управлении президента России была создана специальная группа, которая изучала проблемы рыбного хозяйства страны и в том числе коснулась вопроса осетровых. Эта комиссия, изучив материалы и предложения правительства Астраханской области, вышла с предложением к президенту дать поручение подготовить такую подпрограмму. В августе 2013 года президент дал правительству соответствующее поручение. КаспНИРХ активно участвовал в ее разработке, в частности готовил разделы по науке, аквакультуре, в том числе товарному осетроводству, а также международной деятельности.

Говоря и об этой программе, и о соглашении по биоресурсам, подготовленном к подписанию, надо иметь в виду, что проблема сохранения биоресурсов в таком сложном бассейне, как каспийский, комплексная. Она включает не только регулирование промысла, естественное и искусственное воспроизводство, но и борьбу с браконьерством, противодействие легализации незаконно добытых биоресурсов, борьбу с загрязнениями, надлежащее водообеспечение, сотрудничество с международными организациями, такими как СИТЕС, ФАО. Страны Прикаспия должны делать все это сообща.

Вопросы задавала Галина Годунова, kommersant.ru