- Владимир Васильевич, как известно, общественно-политическая стабильность - одно из ключевых условий динамичного развития экономики Юга России. Отвечают ли сегодня этому требованию субъекты Российской Федерации в пределах Южного федерального округа?

- Да, безусловно. Во всех регионах Южного федерального округа общественно-политическая ситуация стабильная. Во всяком случае, говорить о том, что где-то в округе неспокойно и это негативно скажется на темпах экономического развития, нет оснований.

Конечно, в любом субъекте Российской Федерации и в любом округе есть свои проблемы. Однако если уж мы коснулись взаимосвязи между политикой и экономикой, то правильнее было бы говорить наоборот, а именно - существуют отдельные социально-экономические проблемы, которые вызывают общественный резонанс, в том числе и политический. Я имею в виду ситуацию, когда вопросы социально-экономического развития региона акцентируются, выносятся на широкое обсуждение партиями и общественными организациями в политических целях. Например, для того, чтобы привлечь избирателей в ходе предвыборной кампании, или привлечь внимание зарубежных средств массовой информации, чтобы потом рассчитывать на иностранные гранты.

В то же время нельзя оценивать общественно-политическую ситуацию в регионах только по тому, что публикуют средства массовой информации или по акциям и заявлениям политических партий.

На мой взгляд, основной показатель стабильности - это самоощущение граждан, их доверие к общественным институтам, их социальная активность. В этом плане очень важно, чтобы эффективно взаимодействовали все уровни власти: федеральный, региональный и муниципальный, именно от этого зависит решение конкретных проблем, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни.

Поэтому организации такого взаимодействия мы уделяем особое внимание. Для этого созданы специальные рабочие органы - Совет при полномочном представителе, куда входят главы регионов и руководители территориальных органов федеральных ведомств, и Совет по вопросам местного самоуправления, куда входят не только главы муниципальных образований, но и представители политических партий. В повестке заседаний и решениях обоих советов мы учитываем наиболее острые проблемы, которые поднимаются в обращениях граждан, выявляются в социологических опросах, обсуждаются на интернет-форумах.

Например, в 2013 году мы проработали вопросы безопасности и обеспечения прав граждан; расширения общественной экспертизы региональных и муниципальных нормативных правовых актов; мониторинга межнациональных отношений и конфликтных ситуаций; профилактики резонансных бытовых конфликтов с этнической составляющей и т.п.

В целом, я хотел бы заметить, что общественно-политическая стабильность начинается с внимания органов власти всех уровней к тому, что волнует людей в повседневной жизни. Вот, это, по-моему, и есть, как вы говорите, одно из ключевых условий динамичного развития экономики Юга России.

- Какие проекты территориального развития реализованы в регионах Южного федерального округа в последнее время?

- Прежде всего, это инвестиционная активность на Юге России. За январь-сентябрь нынешнего года в регионах Южного федерального округа привлечено 930 млрд рублей инвестиций в основной капитал. В целом по округу прирост привлечённых инвестиций к аналогичному периоду прошлого года составил 12,7%.

Конечно, мы понимаем, что определенная доля в указанном объеме приходится на инвестиции по проекту олимпийского Сочи, но, уверяю вас, далеко не основная.

Так, в Республике Адыгея организовано производство поролоновых изделий, нетканых материалов и ватного полотна, в проект вложено 4,8 млрд рублей инвестиций. Помимо этого более 8 млрд рублей направлено на реализацию проекта "Реконструкция Кошехабльского газоконденсатного месторождения".

В Астраханской области по итогам прошлого года введены в эксплуатацию четыре скважины в рамках реализации инвестиционного проекта "Освоение месторождения им.Ю.Корчагина". Создается современная комплексная система обращения с отходами (674 млн рублей).

В Ростовской области закончены реконструкция и расширение Шахтинской ГТЭС (объем инвестиций - 2,8 млрд рублей), реконструкция и модернизация птицефабрики с увеличением мощности до 145 млн яиц, 500 тыс. голов кур-несушек и 2 тыс. тонн мяса в год. Введен в эксплуатацию современный высокотехнологичный центр торговли компании SELGROS Cash&Carry (1,3 млрд рублей).

В Краснодарском крае построен перегрузочный комплекс в Темрюкском районе по перевалке нефти, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов, объем вложений - 28,5 млрд рублей. В прошлом году завершена реконструкция Верхнебаканского цементного завода - здесь открыли новую технологическую линию "сухого" способа производства цемента, мощностью 2,3 млн тонн, общая стоимость проекта оценивается в 19,3 млрд рублей. Введен в эксплуатацию терминал по перевалке нефтепродуктов в Новороссийске мощностью 4 млн тонн в год, объем вложенных средств в реализацию проекта составил 5,5 млрд рублей.

В Волгоградской области введен в строй завод для получения продуктов разделения воздуха (технических газов) с применением современных технологий, позволяющих экономить свыше 30% потребления электроэнергии по сравнению с имеющимися установками аналогичной производительности, создано новое производство - станция по наполнению баллонов водородом повышенной чистоты (объем инвестиций - 2,2 млрд рублей). Организовано производство гладкоокрашенных полиамидных, полиэфирных и смесовых тканей с заданными свойствами: антибактериальной пропиткой, огнезащитными свойствами и т.д. (объем инвестиций - 271 млн рублей).

- На территории ЮФО, как известно, полным ходом идет работа по созданию зон опережающего роста, где предполагается сконцентрировать наиболее масштабные инвестиционные проекты, имеющие межрегиональное и федеральное значение?

- В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением правительства РФ 5 сентября 2011 г., перспективное пространственное развитие округа связано с функционированием существующих и формированием новых центров инновационного экономического роста или, как их ещё называют, зон опережающего роста, что предполагает ускоренное развитие базовых и перспективных отраслей, инфраструктуры федерального уровня и территориально-промышленных кластеров.

Говорить о практических результатах их создания пока ещё преждевременно, ведь эта Стратегия рассчитана на долгосрочную перспективу.

Хочу отметить, что зоны опережающего роста имеются во всех регионах округа. Всего можно выделить 26 таких центров, в том числе 6 - на территории Краснодарского края (Центральная Кубанская, Восточная Кубанская, Северная Кубанская, Южная Черноморская, Юго-Западная Черноморская и Северо-Западная Азовская зоны).

На территории Республики Адыгея - три таких зоны (зона развития туристско-рекреационного комплекса, зона развития строительной индустрии и зона развития агропромышленного комплекса); на территории Ростовской области - 4 (Ростовская агломерация, зона Восточного Донбасса, Волгодонская зона и Юго-Восточная зона).

Волгоградская область располагает четырьмя позициями (Волгоградская агломерация, Котельниковская промышленная зона, Эльтонская зона и Камышинский текстильный кластер), а в Астраханской области подобных зон шесть (рыбохозяйственный, судостроительный, транспортно-логистический, туристско-рекреационный, нефтегазодобывающий и сельскохозяйственный кластеры).

На территории Республики Калмыкия функционируют - три зоны (зона развития нефтегазоперерабатывающей промышленности, развития строительной индустрии и развития мясного животноводства).

Все региональные зоны опережающего роста, в свою очередь, объединены в три крупные зоны. Это - Черноморско-Кубанская зона, включающая территории Краснодарского края и Республики Адыгея; Азово-Донская зона - территории Краснодарского края, Ростовской и Волгоградской областей; Волжско-Каспийская зона - территории Волгоградской и Астраханской областей, а также Республики Калмыкия.

Специализацией Черноморско-Кубанской зоны роста является оказание туристско-рекреационных услуг всех видов, транспортно-логистических услуг, осуществление инновации, финансовая сфера, агропромышленный комплекс и производство продуктов питания, добыча ресурсов, производство строительных материалов, развитие лесопромышленного комплекса. Немаловажным фактором, неоспоримо, является проведение на территории данной зоны XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.

Значимость Азово-Донской зоны опережающего роста, прежде всего, обусловлена расположением здесь крупнейшего в ЮФО города - Ростова-на-Дону; наличием важных транспортных и энергетических инфраструктурных узлов; значительным потенциалом развития перспективных отраслей экономики. В качестве отраслей специализации данной зоны выделяются электроэнергетика, транспорт, машиностроение, химическое производство, финансовые услуги, добыча ресурсов, туризм.

Волго-Каспийской зона славится уникальными запасами углеводородного сырья, благоприятными условиями для ведения сельского хозяйства и рыболовства, выгодным транспортным положением, высокой внешнеэкономической значимостью прикаспийского региона. Отраслями специализации этой зоны являются туристско-рекреационные и транспортно-логистические услуги, отдельные направления агропромышленного комплекса (овощеводство, бахчеводство, мясное и шерстяное животноводство), рыболовство и рыбоводство, судостроение, добыча и переработка нефтегазового сырья.

- На протяжении ряда лет, чтобы попасть, например, из Ростова в Астрахань, либо в Махачкалу или Элисту, приходилось летать через Москву. Как известно, в нынешнем году Вы обратили внимание на эту проблему в рамках развития межрегиональной инфраструктуры, в т.ч. расширению возможностей аэропортов на юге России. Удалось ли сдвинуть транспортную проблему с "мертвой" точки?

- Вы знаете, все идет не так быстро, как нам хотелось бы. Но определенные позитивные сдвиги в этом направлении есть.

Отрадно, что сегодня выполняются региональные авиаперевозки по маршрутам: Ростов - Волгоград, Волгоград - Минеральные Воды, Краснодар - Сочи. Хотелось бы напомнить, что в летне-осенний сезон на юге были открыты такие маршруты, как Минеральные Воды - Сочи, Ростов - Сочи, Минеральные Воды - Астрахань, Минеральные Воды - Элиста, Ростов - Астрахань, Ростов - Элиста, Ростов-Грозный.

Дело в том, что таких пассажирских перевозок на межрегиональном уровне не было уже многие годы. И я рад, что мы придали определенный импульс решению данной проблемы. Трудности, конечно же, имеются. Прежде всего - достаточно высокая стоимость билетов, отсутствие необходимого авиапарка и пр. Но главное - начало положено, у частных авиакомпаний появился интерес к этому виду перевозок. И наша задача - им помогать.

- Глава государства В.В.Путин в своем послании Федеральному собранию РФ обратил внимание на то, что реализация мер по исполнению майских указов президента страны, которые направлены на проведение преобразований в социально-экономической сфере, "недопустимо затянулась" и это не может не сказываться на развитии регионов, повышении качества жизни людей. Насколько качественно и в срок исполняются президентские указы в субъектах РФ в пределах ЮФО?

- В целом, реализация программных указов президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года в регионах округа осуществляется в плановом режиме. Хотя, конечно, есть и проблемы, и недостатки в работе.

Аппаратом полномочного представителя президента РФ в ЮФО ведется контроль за реализацией мероприятий указов, исполнителями которых определены региональные органы власти. Соответствующие доклады о его результатах направляются главе государства.

В рамках реализации указов создаются условия по формированию здорового образа жизни граждан, реализуются меры по противодействию употреблению наркотиков, сокращению потребления алкоголя и табака, по модернизации наркологической службы.

Нелишне напомнить, что в ЮФО создано 57 центров здоровья, в том числе 17 центров здоровья для детей. В первом полугодии 2013 года в центры здоровья обратилось более 270 тыс. человек (в том числе более 65 тыс. детей). В 2012 году в центрах здоровья начали работать офтальмологические кабинеты, а также функционируют "Школы здоровья" и кабинеты лечебной физкультуры, в учреждениях здравоохранения регионов округа проводится обучение граждан основам здорового образа.

В региональных и местных печатных средствах массовой информации регулярно публикуются материалы о пропаганде здорового образа жизни, развитии объектов спорта, организации физкультурного движения, а также по другим темам, направленным на пропаганду здорового образа жизни.

К сожалению, в регионах округа сохраняется дефицит врачей основных специальностей, врачей-специалистов узкого профиля, что негативно сказывается на объемах и качестве оказываемых населению медицинских услуг. Проблема усугубляется в сельской местности.

В этой связи в рамках исполнения указа президента России № 598 в регионах округа для обеспечения здравоохранения квалифицированными кадрами приняты и в настоящее время реализуются соответствующие региональные целевые программы. Принимаются меры по усилению материальной поддержки медработников и социальной защиты работников здравоохранения, в том числе молодых специалистов.

Вопрос ликвидации очередей в детские сады в регионах округа планируется решить в 2015 году. Для этого разработаны и реализуются программы, в соответствии с которыми предполагается создать к этому времени порядка 94 тыс. новых мест в дошкольных учреждениях. За период реализации этого указа в дошкольных учреждениях регионов округа уже создано более 11 тыс. новых мест.

Решаются проблемы, связанные с ликвидацией аварийного жилищного фонда. В настоящее время общая площадь аварийного жилищного фонда в округе, признанного таковым до 1 января 2012 г., составляет более 1,3 млн кв. метров (при этом только в Астраханской области - более 960 тыс. кв. м). Число жителей, проживающих в домах аварийного жилищного фонда, составляет около 83 тыс. человек. Переселение граждан, как известно, производится за счет средств региональных бюджетов и Фонда содействия реформированию ЖКХ, и за период реализации программ Фонда (с 2008 года) в регионах округа переселено 23 тыс. человек. Всего же на эти цели выделено 12,8 млрд рублей, в т.ч. за счет средств Фонда - 8,8 млрд рублей.

Создаются специальные условия и различные механизмы ипотечного кредитования для обеспечения жильем молодых семей и работников бюджетной сферы, а также сеть общественных организаций для оказания содействия уполномоченным органам в осуществлении контроля за выполнением организациями коммунального комплекса своих обязательств.

Немаловажно, что в регионах округа принимаются меры по поэтапному повышению заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы. В частности, приняты и реализуются региональные "дорожные карты" изменений в отраслях бюджетной сферы (культура; здравоохранение; образование и наука; социальное обслуживание), в соответствии с которыми ведется поэтапное повышение средней заработной платы работников бюджетной сферы в размере и сроки, установленные в указе президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597.

Безусловно, основная проблема - нехватка денег в региональных и местных бюджетах. Но моя позиция такова - не получается у того, кто ничего не делает, а только жалуется на дефицит средств. Я уверен, что на Юге страны есть необходимые резервы для безусловного выполнения майских указов главы государства. Нужно работать, искать и предлагать пути решения проблем. Именно такие задачи я ставлю перед губернаторами регионов Южного федерального округа.

- По поручению президента РФ Вы регулярно проводите прием граждан, в субъектах ЮФО работают мобильные приемные президента РФ. С какими наиболее актуальными вопросами обращается в высшие государственные инстанции гражданин, следует ли из этого обращения, что на местах он исчерпал возможности решения той или иной проблемы, с которой ему пришлось столкнуться?

- К сожалению, количество обращений, поступающих в приемные президента России в Южном федеральном округе, не снижается. За 11 месяцев нынешнего года поступило 11,5 тыс. обращений

По-прежнему актуальными для жителей наших регионов остаются вопросы жилищно-коммунальной сферы. И среди них на одно из первых мест выходят жалобы на работу управляющих компаний, качество предоставляемых коммунальных услуг и несоответствие этому качеству стоимости, которая нередко необоснованно завышена. Почти каждая из таких жалоб свидетельствует о бесконтрольности деятельности управляющих организаций как со стороны государственных органов, так и органов местного самоуправления.

Большое количество заявлений поступает по проблемам признания жилых домов аварийными, несоответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, а также длительной реализации мероприятий по переселению их таких домов. Нередки также вопросы проведения капитального ремонта многоквартирных жилых домов.

Категории граждан, имеющих льготы по предоставлению жилья (инвалиды, молодые семьи, чернобыльцы, выехавшие из районов Крайнего Севера и др.) жалуются на незначительное выделение денежных средств для реализации соответствующих жилищных программ.

В социальной сфере наиболее волнуют граждан вопросы дополнительной социальной поддержки льготников и малообеспеченных граждан, размера пенсий, оказания медицинской помощи, предоставление санаторно-курортного лечения.

Проблемы в экономической сфере, отмеченные в обращениях, касаются газификации, водоснабжения и улучшения электроснабжения поселений, ремонта и реконструкции дорог, объектов социальной сферы (школ, больниц, детских садов), благоустройства улиц и в целом населенных пунктов, завершения строительства многоквартирных домов и соблюдения строительных норм и правил.

Значительную долю в общем количестве обращений в нашем округе, составляют вопросы законности и правопорядка. Это жалобы на производство следствия и дознания, отказ в возбуждении уголовных дел, обжалование судебных решений и их неисполнение.

Конечно, в большинстве случаев, причиной обращения в приемные президента России является либо отказ в оперативном решении тех или иных вопросов, либо затянувшиеся сроки их решения, невыполнение обещаний, которые даются органами власти или органами местного самоуправления, нежелание вести постоянный диалог со своими жителями. Именно отсутствие доверия к власти на местах вынуждает граждан обращаться в приемные главы государства.

- Есть категория населения, требующая особого подхода и государственной поддержки, речь идет о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. Как в субъектах РФ в пределах ЮФО исполняется указ президента РФ "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"? Соответствуют ли детские социальные учреждения в регионах Юга России необходимым стандартам качества и безопасности?

- Указ, безусловно, выполняется. Приведу пример по нашему округу, в январе-октябре 2013 г. на семейные формы устройства передано 4 тыс. 260 детей. Для сравнения в январе-октябре прошлого года. было передано всего 3 тыс. 437 детей. Передано на усыновление 582 ребенка российским гражданам, в прошлом году - 427 детей.

Как видите, цифры говорят сами за себя. Что касается второго вопроса. По состоянию на 1 ноября 2013 г. в округе проживает 50 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. 8,3 тыс. детей-сирот.

Из общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на усыновлении 9,3 тыс. детей, под опекой (попечительством) - 24,9 тыс. детей, в приемной семье - 8,8 тыс. юных россиян, в социальных (образовательных) учреждениях - 7,1 тыс. человек.

По состоянию на 1 ноября 2013 г. в регионах округа функционирует 403 стационарных учреждения различных видов, в которых воспитываются дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. В целом, они соответствуют установленным стандартам.

Но на то и "щука в реке, чтобы карась не дремал". Конечно, в их работе выявляются, в том числе и аппаратом полпреда, определенные недостатки.

В июне нынешнего года я провел заседание Совета при полномочном представителе президента РФ в ЮФО, на котором с участием представителей Минобрнауки России и Генеральной прокуратуры России рассмотрен вопрос: "О реализации указа президента РФ от 28 декабря 2012 г. № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в регионах Южного федерального округа".

На заседании обращено внимание высших должностных лиц субъектов на выявленные соответствующими контрольными (надзорными) органами нарушения в работе органов опеки и попечительства, факты неудовлетворительной организации питания детей, оздоровительного лечения, несоблюдения санитарных норм и норм пожарной безопасности в отдельных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также случаи неэффективного использования бюджетных средств, выделяемых на обеспечение жилыми помещениями детей указанной категории.

Руководителям субъектов поручено принять исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений и недостатков. Реализация этих поручений находится на контроле.

- Как решается вопрос обеспечения жильем детей-сирот в регионах Южного федерального округа?

- В регионах округа принимаются меры по обеспечению гарантий права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение.

Так, в январе-октябре 2013 г. в округе 902 чел. из числа нуждающихся обеспечены жилыми помещениями (в январе-октябре 2012 г. - 682 чел.). Вместе с тем, по оперативной информации, по состоянию на 1 ноября 2013 г. в округе проживает порядка 11,4 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, у которых возникло и не реализовано право на обеспечение жилыми помещениями.

Завершая нашу беседу, от всей души поздравляю жителей округа с наступающим Новым Годом! Семейного благополучия, удачи, здоровья и активной жизненной позиции. Вместе мы можем многое!

interfax-russia.ru