Один мой знакомый автолюбитель, как законопослушный гражданин, поспешил запастись полисом ОСАГО сразу, как только закончились новогодние праздники: где-то числа 12-15 января. Сделал он это по простой причине.

В это же время он получил полис обязательного страхования в прошлом году. А так как он знал, что гаишники очень придирчивы в отношении страховых полисов, решил со временем страхования не затягивать, чтобы избежать каких-либо проблем. Зная, что в прошлые годы порядок техосмотра не был привязан к полису ОСАГО, он не стал с техосмотром торопиться и не погнал машину в пункт обслуживания, потому что срок техосмотра у него истекает только в июле.

Так бы, наверное, всё и осталось, если бы кто-то не подсказал ему, что теперь сначала надо пройти техосмотр, а потом только ехать за полисом ОСАГО, чтобы там сделали соответствующую отметку. Решил он снова поехать туда, где получил полис ОСАГО, чтобы узнать, как ему быть? А там ему говорят: пока ещё никаких конкретных документов по разъяснению связи техосмотра с покупкой полиса ОСАГО нет. Поэтому ему, мол, не надо очень беспокоиться. Как будет этот вопрос решён «наверху», тогда они, мол, перестроят свою работу.

Такой разговор проходил у моего знакомого там, где он оформлял полис ОСАГО. Сейчас он так и ездит с одним полисом. Прошёл январь. За ним февраль. Пертурбации с переходом техосмотра от ГИБДД к гражданским операторам породили целый ряд проблем. И не удивительно, что не только мой знакомый автолюбитель ездит сейчас без талона техосмотра, но таких бедолаг, говорят, довольно много. Предполагаемое приближение инструментального контроля к страховщикам не обошлось без различного рода эксцессов, хотя Российский союз автостраховщиков выдал необходимые лицензии операторам, готовым к проведению технического осмотра. На начало февраля было в стране открыто более 2500 пунктов техосмотра. Страховщики обещали, что всячески будут способствовать автолюбителям в прохождении техосмотра. Часть пунктов, как и прежде, осталась в ведении Госавтоинспекции. Но те пункты, которые перешли под юрисдикцию гражданских операторов, должны, по крайней мере так предполагается, тесно сотрудничать со страховыми компаниями, которые обязались без прохождения ТО страховых полисов автовладельцам не выдавать. Но на первом этапе нововведения, видимо, было немало накладок. О чём говорит и случай с моим знакомым автолюбителем.

Время монополизации проведения технического освидетельствования автомобильного парка прошло. Новая процедура прохождения ТО – это, по мнению экспертов, шаг в правильном направлении. У новых правил прохождения техосмотра есть очень важная социально-экономическая составляющая, которая выражается в цене техосмотра.

Минэкономразвития страны опубликовало данные, согласно которым в Астраханской области цены на технический осмотр автомобилей ниже, чем в других регионах. У нас в городе на начало февраля ТО легкового автомобиля (категория транспортных средств № 1) обходится в 265 рублей. Дороже всего осмотр обходится автовладельцам в Приморском крае – 983 рубля. Техосмотр автомобилей категории № 1 (грузовики с максимальной массой нагрузки на оси 3,5 тонны) в Астрахани равен 301 рублю, а в Магадане, например, 1516 рублей.

Сравнение можно продолжить. По экспертным данным, средний размер предельной платы за проведение техосмотра легковых автомобилей в Российской Федерации составляет 472 рубля, грузовиков до 3,5 тонны – 527 рублей. По новому законодательству можно пройти техосмотр в любом городе страны.

Кстати, как сообщили в областном ГИБДД, в Астрахани на начало февраля не было зафиксировано ни одного коммерческого пункта технического осмотра. Может быть, с этим связаны мытарства моего знакомого автолюбителя? А ведь ещё первого июля 2011 года президент России подписал закон о передаче техосмотра из ведения МВД коммерческим техцентрам.

Согласно этому закону, изменяется формат технического талона. Он становится более защищённым. Министерство транспорта Российской Федерации утвердило новый внешний вид талона технического осмотра транспортных средств. Он содержит сведения, которых раньше на нём не было. Однако внешне он такой же, как прежний. Установлен цвет и размеры нового техталона. Он выполнен на карточке зелёного цвета размером 10 на 74 миллиметра. От подделок талон защищён водяными знаками и фигурной цветопеременной нитью и двумя видами защитных волокон.

Кроме этого, талон будет защищён голограммой с элементами наногравюры. Имеются и другие защитные элементы. Короче говоря, подделать талон очень трудно.

Согласно законодательству о техосмотре, с 1 января новые автомобили будут получать талон на три года (с момента выпуска) сразу при регистрации автотранспорта в ГИБДД. Машины, возраст которых от трёх до семи лет, придётся проходить техосмотр один раз в два года. А потом ежегодно. Два раза в год обязаны проходить техосмотр автобусы, маршрутки, такси. Грузовики более трёх тонн, спецтранспорт – один раз в год. Не обязательно теперь выставлять на техосмотр прицепы с разрешенной массой до 3,5 тонны.

Законодательство о техосмотре исключило из перечня предоставление медицинской аптечки и справки о здоровье водителя, состояние спидометра и некоторых других приборов, не влияющих на безопасность движения.

В данный момент стоимость технического осмотра в стране в целом устраивает автолюбителей. Однако с первого апреля стоимость предполагается увеличить, потому что, мол, при нынешних ценах операторы работают в убыток.

Так что радоваться низкой стоимости ещё рано. К тому же не стоит исключать и фактов злоупотреблений со стороны операторских компаний. Как известно, раньше при повторном техосмотре плата не взималась. Теперь придётся раскошелиться и на повторный осмотр. Не секрет, что в прежние времена оператор не всегда взыскательно относился к качеству обслуживания, предполагая, что за состояние автомобиля, прежде всего, в ответе владелец. То теперь за выполнение по техрегламенту работы отвечает пункт инструментального контроля. И не надо быть большим провидцем, чтобы предположить, что пройти техосмотр будет не так-то просто. Особенно на допотопных автомобилях. В общем, расходы увеличатся. И значительно. Это уже кое-где и наблюдается. Что не может не раздражать водителей.

Недавно прочитал, что в Волгоградской области, в частности, в городе Волжский, техосмотр совсем не обременительный для автовладельцев. К ним, якобы, страховой агент наведывается прямо в дом и по установленному тарифу выписывает полис ОСАГО и талон техосмотра. Вот бы и у нас так сделать.

Борис Волжский,

"Факт и компромат" № 7, 10.03.12.