У верховных властей страны руки наконец-то дошли до местного самоуправления. А ведь местное самоуправление – это самое близкое к народу, к населению, проживающему в малых городах, сёлах и деревнях.

В этом году чтобы повысить значимость местного самоуправления был даже учреждён специальный праздник. Причём, на федеральном уровне. Указом президента Российской Федерации Владимира Путина.

Весной прошлого года проблемы местного самоуправления были обсуждены в Астрахани на заседании «круглого стола» в городской администрации с привлечением областных структур.

Местная власть, как известно, самая доступная. Именно она способна сделать повседневную жизнь людей, отвечающую современным требованиям. Искать выходы из возникающих проблем участники «круглого стола» решили, координировав действия всех уровней власти.

Одной из инициатив, высказанных на «круглом столе», слияние районных центров области непосредственно с районами. Начавшийся год показал, что эта идея, как когда-то говорили, живёт и побеждает. И слияние уже началось: администрации райцентров и администрации райцентров и администрации районов стали сливаться. Одновременно с этим началось укрупнение сельских советов. Предполагается, что к 2015 году схема слияния администраций в районах и укрупнение сельских советов будет полностью воплощена в жизнь. Одним из первых под «передел» властных и территориальных полномочий попал Камызякский район. 24 апреля городской совет Камызяка практически единогласно принял поправки в устав города, которые позволяли ликвидировать горадминистрацию. Согласно этим поправкам все задачи, стоявшие перед мэрией, вязла на себя районная администрация. Формальностью для такого «передела», по мнению местных депутатов, стало плачевное состояние жилищно-коммунального хозяйства. Долги по этой сфере достигли 30 миллионов рублей при доходах всего в 18 миллионов. Практически единогласно о слиянии принял и районный совет.

Вопрос слияния административных органов в нашем регионе довольно актуален. Не мне говорить, о такой проблеме, как разбалансированность системы исполнения полномочий муниципалитетами разных уровней. Они частенько переваливают свои полномочия. Взять, к примеру, Ахтубинск, где ввиду разного рода разногласий населению приходилось по нескольку раз решать один и тот же вопрос. Дело в том, что здесь всеми делами занимаются одновременно сразу и город Ахтубинск, и Ахтубинский район. Каждый, естественно, тянет одеяло на себя. И никто не хочет уступать. Вот и приходится людям в решении тех или иных вопросов ходить по кругу: от одной администрации к другой.

Как это ни печально, но больше всего от «безвластия» страдают в сёлах. Чаще всего все властные полномочия здесь выполняют не сельсоветы, а районные администрации. Поэтому по всем большим и малым вопросам людям приходится ехать в районные центры. А это довольно накладно и неудобно, потому что, как правило, в райцентр ехать – не ближний свет. Такое вот получается местное самоуправление по-нашенски, по-астрахански. Впрочем, и в других регионах аналогичная ситуация, хотя о решении проблем местного самоуправления говорят уже не первый год и на самых разных уровнях.

А каким образом осуществлялось самоуправление в царской России? В этом году исполнилось ровно 150 лет земской реформе, которая начала осуществляться с 1 января 1864 года, согласно «Положению и губерниях и уездных земских учреждениях», подписанных царём – реформатором Александром II.

Земское самоуправление России на первых порах стало работать в 34 губерниях европейской части страны по непривычным тогда меркам. Каждые три года жители уезда разных сословий избирали местную исполнительную власть – от 14 до 100 депутатов, так называемых «гласных», из уездных собраний. Выборы проводились по куриям – особым разрядам, на которые делились жители. В первую курию входили земледельцы, имевшие от 200 до 800 десятин земли. По некоторым губерниям вместо земельного имущества должно было иметься другое имущество стоимостью 15 тысяч рублей или годовой доход в шесть тысяч рублей. Во вторую курию входили горожане, имеющие имущество стоимостью от 500 рублей в малых и две тысячи рублей в крупных городах, или деловые люди с годовым доходом не менее шести тысяч рублей.

Третью курию составляли представители сельских обществ. Для этих обществ никакая цена не требовалась. Общества самостоятельно направляли своих представителей на волостной сход, на котором избирали выборщиков. А выборщики, в свою очередь, уже на другом съезде выбирали из своей среды «гласных» уездного земского собрания. Такая вот довольно сложная схема существовала в земском самоуправлении России.

Но вернёмся к России современной. Проблем с самоуправлением у нас ещё много. Особенно в работе нижнего звена самоуправления – в муниципалитетах и сельских советах. И не удивительно, что власти обязывают федеральные и региональные органы внимательно относиться к вопросам местного существования во многом определяющие качество жизни и гражданской позиции людей.

В Конституции Российской Федерации местному самоуправлению посвящена целая глава. В ней коренному переустройству на местах отводится первостепенное значение. И работа в муниципальных органах не только первостепенный опыт современного администрирования, но и школа демократии. Но вместе с этим острейшей проблемой остаётся разрыв между передаваемой местным властным органам ответственности за жизнедеятельность населённых пунктов и оказанием коммунальных услуг, содержание жилого фонда, дорог, целого ряда социальных учреждений и их реальной способностью эти объекты содержать. Это, скорее всего, и не позволяет местному самоуправлению на местах стать настоящей движущей силой в провинции.

Борис Касаткин,

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 6 (567), 14.02.2014 г.