Бешеный ажиотаж на рыбалку в дельте Волги в этом году превысил прошлогодний результат на 17%.

Поскольку большинство так называемых туристических баз ведёт свою деятельность таким специфическим способом, что посчитать количество клиентов — а вместе с ними и выручку — сегодня физически нереально, остаётся полагаться на мнения независимых экспертов, постоянно отслеживающих рынок туристических услуг и источников из транспортных кругов.

И первые, и вторые в один голос говорят: в этом году клиентская база расширилась от 5% в малых, до 30% в крупных фирмах, занимающих основные места в негласном рейтинге лучших кусков земли (и воды), переделанных в источники всё возрастающей прибыли. Туристов с каждым годом становится всё больше, однако положительных эффектов от ежегодного увеличения населения области в 3 (!) раза до трёх миллионов человек всё никак не видно.

Ну да, канализация не справляется, вонь в городе стоит, грязь. Не рассчитаны наши коммунальные службы на такие усилия: по документам на «n» человек приходится определённое количество ресурсов: технических, материальных, человеческих. Люди живу плотно, снимая на тридцать человек трёхкомнатные квартиры и ни о чём не заботясь.

Основная же часть приезжих устремляется в дельту за рыбой и сопутствующими приключениями. Каждый год происходит примерно одно и то же, это несколько опечалило настоящих астраханских рыбаков из других регионов, стран, поэтому они как-то резко начали рыбацкий сезон, не без огонька провели его середину и перед самым отъездом, до мошки, снова отличились по полной программе.

Одно из самых любимых мест для палаточных городков на реке Бузан запомнится местным жителям не на одну жизнь. Первыми апрельскими рыбаками оказались отставные не то полковники, не то подполковники. Крики у села взбудоражили пастуха. Тот наткнулся на пьяную до совершенно рыбьего состояния компанию. Решив покататься на его коне, горе-рыбаки стали по-хамски требовать прокатиться на коне и непременно втроём! Тогда пастух принял решение ускакать подальше. Издалека он видел, как трое пьяных бугаев сорвали дохленькую цепь, обмотанную об дерево и державшую лодку. Завели старенький «ветерок» и стали кататься. Через час пришли обратно, пастух ждал их с лодкой. Опухшие лица приезжих рыбаков не выражали ничего, кроме тупого осклабленного залитого алкоголем сознания. Как выяснилось после стопки — пастуху буквально насильно влили пойло, пригрозив в случае отказа не рассказать о том месте, где они оставили лодку якобы специально, чтобы рыбоохрана их не поймала. Пришлось выпить, всё сразу выяснилось: мотор они утопили, пытаясь завести в камышах — не найти. Лодку тащить обратно было тяжело, и они её там решили бросить. Где-то там, в камышах. Поняв, что получать компенсацию такого вреда сегодня вряд ли получится, пастух забрал с собой их ключи от джипа.

В пять утра пришёл к ним, напомнил о вчерашнем. Самый пожилой мужчина протянул пастуху десять пятитысячных купюр и ушёл обратно в палатку. Остальные даже не вставали. С тех пор он перестал оставлять лодку в своих, глухих, проверенных годами местах. Пришлось «парковаться» почти прямо в селе, что увеличивает шанс потерять лодку. Везде, получается, засада. А так, хоть от дома идти не далеко. Больше ничем примечательным пастуху туристы не запомнились. В конце разговора засмеялся и жёлтыми зубами рассказал, как на коне ездит за водкой иногда туристам. Ну и местные дерутся с ними после дискотеки по выходным.

Куда более менее радужная обстановочка воцарилась в одном из южных районов области, где под конец апреля приехавшие на рыбалку разбушевались так, что пришлось вызывать два экипажа усмирителей буйных фанатов берегов астраханских. После недельного марафона с рыбалкой и ухой приезжие рыболовы окончательно обнаглели перед местными в глазах последних. Сначала небольшой лагерь из рыбаков с семьями на трёх машинах приносил местным одни доходы: их посылали в магазин, давали мелкие поручения по хозяйству городка. Где яму откопают под нужник, а где дров принесут. Вскоре гости стали садиться местным на шею. На словах по-хорошему договориться не удалось и стороны отправились выяснять отношения за село. До сих пор не могут выяснить, где, собственно говоря, ревнитель чести приезжих рыбаков пред местными добродушными людьми, которых стали в открытую использовать и не стесняться. Пропавший — один из друзей компании, приехавшей на машинах. Обратно он должен был вести машину до Нижнего Новгорода. Судьба распорядилась иначе. В селе теперь голь: туристы больше не приезжают, приработка нет. Заколачивают дома, переезжают в районный центр или Астрахань.

Наконец, стоит привести мнение других сторон. Например, сотрудника одного из экоохранных ведомств. По его словам, приезжие рыбаки очень и очень часто не знают о существовании перечня запрещённых орудий лова, таких как сеть, так называемая донка и т.д. За такие «прегрешения» можно лишиться крупной суммы денег или даже вовсе потерять свободу. Законы же размываются в дельте, где царят немного другие правила, более щадящие. Особенно, когда идёт речь о туристах, к которым априори отношение самое радушное: пара-тройка тысяч рублей и уже не было запрещённых орудий лова, никто не видел торчащую из котла на костерке голову купленного у барконьеров осетра, никто ничего и никого не видел. Все счастливы, все заняты своим делом.

С сетями едиными приезжие рыбаки на войну с законом не ходят. В их арсенале есть ещё пара проверенных, испытанных методов: пьянствовать до умопомрачения, собирать коноплю, домогаться местных барышень. Всё это приносит в сельскую, тихую, как кувшинка на болоте, жизнь элемент интриги. Тогда, почти месяц назад, одна из таких интриг закончилась для четверых приезжих на двух машинах «потерей» одной из машин. Молодые люди перебрали со спиртным и марихуаной, припарковались наполовину проезжей части и стали громко слушать электронную музыку, чем и привлекли к себе внимание. Разошлись миром: рыбаки поехали домой и счастливы. А наши местные счастливы ещё сильнее: и порядок защищают, и машины получают! Всегда можно отделаться устным замечанием в адрес хорошего человека, если он совершил проступок. Тем более, если этот проступок носит явно уголовный характер. Чудеса бывают, астраханцы.

Подводя черту к написанному, обратим внимание на простой факт: на деньги туристической отрасли в Астрахани построено практически ничего! Те же туристические базы сплошь и рядом оформлены в других регионах, что подвергает Астрахань недополучению сотен миллионов рублей налоговых сборов. Получается, что люди приезжают к нам вроде как со своими деньгами, но отдают их тем, кто снова эти деньги выводит из Астраханской области? Остаётся только пожелать удачи нашему областному министру Олегу Дементьеву. На нём висит задача привести в порядок весь этот бедлам. Справится ли?

Ильдар Каратагандаев,

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 23 (532), 21.06.2013 г.